![]() |
|
![]() |
![]() |
Балетная труппа Одесского национального академического театра оперы и балета вернулась домой после длительных гастролей.
Гастрольный тур продолжался почти два месяца, со второго января по двадцать восьмое февраля. За это время артисты побывали в тридцати французских городах, дали сорок четыре спектакля «Жизель» Адольфа Адана во Франции и два в Швейцарии. На протяжении всего гастрольного тура вместе с молодыми одесскими солистами для французской публики танцевали четыре ведущих солиста Киевского театра оперы и балета. Партию Ганса исполнял наш Дмитрий Шарай, партию Мирты — Алина Хилько и Татьяна Афанютина.
За всю историю театра это были первые официальные, с заключением контракта, длительные французские гастроли нашей труппы в таком представительном составе (сорок два человека). Известный французский импресарио Филипп Монтембрю остался доволен состоявшимся турне одесских танцоров и теперь строит планы на дальнейшее сотрудничество.
Первоначально на гастроли во Францию должна была ехать труппа Киевского национального театра. Ведь и в прошлом году во Франции показывали балет «Спящая красавица» в исполнении киевской балетной труппы. Но в этом году не сложилось. И тогда Филипп Монтембрю предложил выступить перед французской публикой нашему театру. В то время до гастролей оставалось сорок дней, за короткий срок нужно было подготовить костюмы и декорации, провести репетиции, успеть сделать визы, заказать билеты. Одесситы успели. Французская сторона взяла на себя все транспортные расходы, переезды из города в город, размещение в отелях. Все было максимально продумано и рассчитано по времени. Для артистов заблаговременно подготавливали сцены, опускали станки, ставили свет. Обо всем этом рассказал главный балетмейстер театра, заслуженный артист России Юрий Васюченко:
— Зарубежная публика оказала нам восторженный прием. На первый спектакль во Франции были приглашены эксперты по балету, чтобы дать оценку мастерству наших танцоров.
Среди них была моя давняя знакомая известный английский агент по рекламе Сьюзан Эйтон, которая была просто восхищена выступлением нашей труппы. Эксперты из лондонского Королевского оперного театра «Ковент Гарден» после нашего выступления говорили: вот какая должна быть образцовая балетная труппа — молодая, красивая, талантливая.
Нашим танцорам платили суточные, а не гонорары. Но в условиях длительных гастролей получать суточные более выгодно. Ведь спектакли были не каждый день, много времени уходило на переезды. А гонорары одесских артистов пока не очень велики. Оно и понятно.
— Такие гастроли для театра — это, прежде всего, не заработок, а престиж, — продолжает Юрий Васюченко. — Наша задача — создать брэнд Одесского театра, как существует брэнд Большого или Мариинского театров. Тогда и цены на билеты будут другие.
По словам балетмейстера, единственное замечание экспертов из Лондона касалось костюмов и декораций — почему они такие старые. Васюченко боялся этих вопросов, как огня. Но нашелся, что ответить:
— Я говорю: а вы смотрите на эти костюмы и декорации как на антиквариат. Мы им дали последнюю жизнь, чтобы затем перенести в музей. Да, за двадцать лет застоя в театре сносились костюмы, состарились декорации. Этим прекрасно сшитым костюмам уже десятки лет. Но как же их добротно пошили, что они служат столько лет! Сегодня так, увы, не шьют.
А дальше наш разговор зашел о давно наболевшем. О том, что швейные театральные мастера сегодня шьют посредственно вовсе не потому, что не умеют, а потому, что кушать хочется. Вот и торопятся, чтобы осталось время на частные заказы. Поэтому «халтуру» они шьют хорошо, а театральные костюмы за зарплату в полторы тысячи гривень в месяц — плохо. Отсюда вывод: следует платить достойную зарплату, чтобы портным не приходилось брать на стороне заказы.
Свое отношение у Юрия Васюченко и к репертуарной политике театра:
— На мой взгляд, нужно не гнаться за новыми постановками, а сначала восстановить те спектакли, на которых театр продержался, обновить костюмы и декорации к ним, воссоздать лучшее, что имеем. А потом уж браться за новые постановки.
Поэтому я мечтаю обновить «Жизель», «Лебединое озеро», «Спящую красавицу», «Баядерку», «Корсар». Это вечные спектакли, которые должен иметь в репертуаре академический театр. А новые спектакли зачастую не выдерживают испытание временем и сходят с репертуара через год-другой. Следует заботиться, чтобы репертуар подбирался по уровню нашего академического театра и был его достоин.
Формула успеха театра — не только в качественном репертуаре. Это, прежде всего, высокий творческий и технический уровень артистов.
— Будучи солистом Большого театра, я приезжал в Одессу почти каждое лето и ходил в театр, — рассказывает Юрий Васюченко. — Я застал одесскую труппу еще при Смирнове-Голованове. Какая это была труппа! А потом что-то произошло. И смотреть на то, что делается на сцене, стало трудно.
Нужно помнить, что балет — это искусство молодых и красивых, и по достижении определенного возраста уходить со сцены. И не потому, что человек состарился, а потому, что мышцы уже не имеют нужной эластичности, а лицо уже не спрячешь ни под каким гримом. На возрастных артистов тяжело смотреть, хотя они — большие профессионалы. Но публике мало, какие прыжки ты делаешь, она смотрит на красоту, на пластику. Уходить со сцены трудно. Но это проходят все, прошел это и я.
В 1996 году, когда я станцевал Ромео в последний раз на сцене Большого театра в Москве, меня вызвал к себе заведующий труппой. Я все понял. Не став дожидаться, когда мне скажут «пора», я просто подал заявление на пенсию…
После этого я еще танцевал на гастролях: импресарио давали на меня заказы, как на звезду Большого. Работал в коллективе Григоровича, помогал ему восстанавливать коллективы в Краснодаре, Уфе. Но в Большом я уже не танцевал. Нужно было дать дорогу молодым.
Интерес к украинскому балету сегодня достаточно велик. Так, в следующем году во Франции хотят показать балет Минкуса «Дон Кихот». Будет ли это «Дон Кихот» «одесский» или «киевский», пока неизвестно. Но во всяком случае в Одесском театре оперы и балета сейчас взялись восстанавливать этот спектакль.
— Я его восстанавливаю не специально под гастроли, — говорит Юрий Васюченко. — «Дон Кихот» — это один из самых посещаемых спектаклей в мире. Почему же этот балет не должен быть в репертуаре Одесского национального академического театра оперы и балета? Одесса — город юмора. А «Дон Кихот» — спектакль легкий, веселый, с искрометным юмором. Буду стараться не испортить хореографию Александра Горского, в чьей постановке он шел некогда.
Кроме «Дон Кихота», репертуар театра пополнится детским спектаклем «Чиполлино».
Главный балетмейстер рассказал и о других ближайших планах. Театр ведет переговоры со знаменитым эстонским балетмейстером-экспрессионистом Май Мурдмаа, которой принадлежит более ста спектаклей по всему миру. Именно М. Мурдмаа в 1974 году поставила балет «Возвращение блудного сына» с Михаилом Барышниковым в Ленинградском театре оперы и балета имени Кирова (ныне Мариинский театр).
Для постановки спектакля «Ромео и Джульетта» в Одессу будет приглашен интереснейший хореограф, создатель театра «Киев модерн-балет» Раду Поклитару.
С петербургским режиссером-балетмейстером Георгием Ковтуном обсуждалась постановка одноактного балета «Весна священная» на музыку Игоря Стравинского. Но в репертуаре театра нет спектакля, который мог бы идти с ним в паре. Ни «Пахита», ни «Шопениана» не подходят. Вот разве что Андрис Лиепа поставит для второго акта «Жар-птицу» или «Петрушку» того же Стравинского. Поэтому вопрос постановки «Весны священной» в Одессе пока отложен.
Сейчас Одесский оперный ведет переговоры о гастролях в Китае, которые должны состояться в декабре — январе. Туда обещают повезти «Лебединое озеро» и «Щелкунчик».
А уже в ближайшее время одесситы увидят новую программу, которая войдет в постоянный репертуар театра. В гала-концерте «Феерия балета», созданном силами молодых солистов и хореографов театра, будут исполнены партии из спектаклей, которых нет в репертуаре театра.
— Это «карт-бланш» для нашей молодежи. Каждый артист имеет право на такой шанс. Если он этот шанс не использует, то опять кордебалет. Но шанс должны получить все, — считает главный балетмейстер Одесского театра Юрий Васюченко.
Премьера «Феерии балета» пройдет 31 марта и 1 апреля.
P.S. Когда этот материал уже готовился к печати, в пресс-центре «Paritet» прошла пресс-конференция о продолжающемся противостоянии в Одесском оперном театре, переросшая в шумные дебаты. О том, что происходило на собрании, которое устроители замыслили как «круглый стол», мы тоже расскажем.
![]() Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2025 S&A design team / 0.017Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |