![]() |
|
![]() |
![]() |
Украинское правительство и областная власть порадовали всех нас очередной амбициозной социально-экономической программой. Называется она так: «Соглашение о региональном развитии Одесской области между Кабинетом Министров Украины и Одесским областным советом».
Инициатива возникла в рамках президентской программы экономических реформ на 2010-2014 годы «Заможне суспiльство, конкурентоспроможна економiка, ефективна держава». Предмет Соглашения — согласованная на протяжении 2012-2014 годов деятельность сторон по осуществлению совместных мероприятий центральных и территориальных органов власти для реализации Государственной стратегии регионального развития, а также Стратегии экономического и социального развития Одесщины до 2020 года.
В программе определены следующие приоритетные направления совместных действий Кабмина и облсовета: развитие и модернизация транспортной инфраструктуры; развитие ресурсно-экологической инфраструктуры; развитие инфраструктуры социальной сферы. Ориентировочный общий объём финансирования запланированных мероприятий — 3 миллиарда 270 миллионов гривен, в том числе из госбюджета — 1,9 млрд грн, из местных бюджетов — 52 млн грн, из других источников — 1,3 млрд грн (что такое «другие источники», документ не уточняет, но, очевидно, подразумеваются частные инвестиции — А.П.).
Как видим, деньги для нашей области предусмотрены огромные. Вместе с тем в Соглашении сказано, что «объём финансирования совместных мероприятий определяется ежегодно в государственном и местных бюджетах исходя из реальных возможностей бюджетов, а также других источников… Чем пахнут эти самые «реальные возможности бюджетов» и к чему они приводят в конечном итоге, мы прекрасно знаем. И всё же не будем преждевременно впадать в пессимизм — лучше окунёмся в планов громадье. Тем более что один оптимистичный пункт (назовём его гарантийным) в программе таки есть: «Смена состава Кабинета Министров Украины или облсовета не влечёт за собой отказ от выполнения обязательств, определённых Соглашением».
Итак, приоритетное направление №1 — это в первую очередь строительство 4-полосной автотрассы государственного значения Одесса — Рени. Документ констатирует, что дорога является частью 9-го международного транспортного коридора и будущей кольцевой магистрали вокруг Чёрного моря, «но её состояние не отвечает современным требованиям». Кроме того, отрезок дороги проходит по территории Молдовы. Проект новой трассы предполагает сооружение моста через Дунай между населёнными пунктами Орловка (Украина) и Исакча (Румыния). Это позволит принципиально улучшить автотранспортное сообщение со странами Юго-Восточной Европы, в два раза сократить время езды (с 4-х до 2-х часов) от Одессы до границы с Евросоюзом и снизить количество ДТП в среднем на 73-75%.
Строительство автотрассы Одесса — Рени включено в перечень объектов концессии Постановлением Кабмина от 10 июня 2010 г. № 659, разработано технико-экономическое обоснование (ТЭО) относительно участка Одесса — Овидиополь — Белгород-Днестровский — Монаши (81 км), в том числе моста (5,7 км) через Днестровский лиман. Стоимость данного отрезка дороги — 8-9 млрд грн. ТЭО одобрено распоряжением Кабмина в июле 2011 года. Следующий этап — разработка ТЭО магистрали на участке Монаши — Рени (Исакча). Соглашением предусмотрено, что госбюджет выделит на это 22 млн грн.
Кроме того, раздел «Развитие и модернизация транспортной инфраструктуры» включает в себя строительство, реконструкцию и капитальный ремонт дорог местного значения. Суммарная протяжённость этих дорог в Одесской области составляет более 7,5 тыс. км, из которых 20% требуют реконструкции, а 50% — капитального ремонта. Согласно программе, госбюджет должен направить на указанные цели 995 млн грн. В частности, на строительство долгожданной объездной дороги в г. Рени планируется потратить 146 млн грн. Первоочередные дорожные работы предусмотрены в Березовском и Тарутинском районах. А вот город Измаил и Измаильский район вообще не представлены в документе. То ли здесь нет дорог, которые нуждаются в ремонте, то ли измаильские городские и районные власти (а с ними и депутаты от Измаила в облсовете и Верховной Раде) просто «проспали» процесс подготовки данного Соглашения… Впрочем, в нём не отражена и необходимость капитального ремонта «убитой» автотрассы Рени — Измаил.
Самая обширная «глава» программы — «Развитие ресурсно-экологической инфраструктуры». Перечислим лишь основные мероприятия и суммы финансирования. Приоритетное направление №2 состоит из 5-ти пунктов: развитие централизованных систем водоснабжения в юго-западных районах Одесщины (110 млн грн); водоотведение и создание условий экологической безопасности населения (121 млн грн); развитие территорий и объектов природно-заповедного фонда, включая создание национального природного парка «Куяльницкий» и природоохранные меры на территории национального парка «Тузловские лиманы» (3 млн 582 тыс. грн); развитие газоснабжения области (62 млн грн); удовлетворение потребностей региона в энергетических ресурсах (1 млрд 250 млн грн).
Последний пункт представляет для нас особый интерес, поскольку непосредственно касается 9-ти юго-западных районов Одесской области. На сегодняшний день она остаётся энергозависимым и энергодефицитным регионом из-за отсутствия собственных энергогенерирующих мощностей. Как известно, электроснабжение области в значительной степени зависит от Молдовы. Чтобы повысить энергетическую самодостаточность Одесщины, планируется построить линию электропередач Новоодесская — Арциз и подстанцию «Маразлиевская». Кстати, финансирование этих проектов полностью осуществляется за счёт инвестора — компании «Одессаоблэнерго».
Приоритетное направление №3 — «Развитие инфраструктуры социальной сферы» — предполагает строительство корпусов кардиохирургического центра областной клинической и областной детской клинической больниц (156 млн грн и 307 млн грн соответственно), капитальный ремонт областного госпиталя инвалидов ВОВ (10 млн грн) и сооружение Центра профессиональной реабилитации инвалидов в Раздельнянском районе (35 млн грн). Кроме того, предусмотрены реконструкция Дворца спорта в Одессе (150 млн грн) и проведение неотложных противоаварийных и реставрационных работ (46 млн грн) в Аккерманской крепости (г. Белгород-Днестровский).
Впечатляет, не правда ли? Сразу вспоминается «классика»: «Покращення вашого життя вже сьогоднi». Ну, в данном случае не «сьогоднi», а к 2014 году. Но ведь это лучше, чем ничего… Неувязочка лишь в том, что подобных программ за 20 лет независимости было великое множество, и многие из них (о, счастье!) распространялись на Придунайский край. Принципиально не буду копаться в Интернете (не хочу лишний раз травмировать психику изучением упущенных возможностей государства и проваленных инициатив власти), а назову эти программы по памяти. Программа развития Украины как транзитной державы, программа комплексного развития Придунавья на 2004-2011 годы, Указ Президента В. Ющенко о развитии юго-западной части Одесской области, концепция создания на юго-западе Одесщины территории приоритетного развития, Дунайская стратегия, национальный проект «Дунайский коридор» и прочая, и прочая, и прочая… И где они? Где их финансирование? Где результаты? То-то и оно.
На мой взгляд, все аналогичные программы необходимо составлять лишь из двух пунктов. Пункт первый: «Нельзя всем дать всё, ибо всех много, а всего мало. И прежде всего мало в бюджете». Пункт второй: «Если государство обещает всем дать всё, а тем более дать из бюджета, смотрите пункт первый».
![]() Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2025 S&A design team / 0.006Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |