![]() |
|
![]() |
![]() |
Утром первого апреля в Саду скульптур Одесского литературного музея по традиции, заложенной семнадцать лет назад, в 1995 году, было многолюдно и торжественно. Так уж повелось, что именно здесь, в уютном дворе музея, входящем в дворцовый комплекс князя Гагарина, стала рождаться художественная экспозиция, символизирующая собой собирательный образ города.
Литературные классики прошлого и современности замечательно уживаются с литературными героями произведений об Одессе и персонажами одесского городского фольклора. Замечательный уголок старого города, экспозиция под открытым небом давно стала привлекательным туристическим местом и каждый год пополняется новым экспонатом именно первого апреля. Потому что одессит без спасительной иронии, тонкого юмора, веселой и меткой шутки уже не одессит. Каждая скульптура здесь сочетает глубокий философский смысл с юмористической направленностью.
Как верно заметил народный депутат Украины Сергей Гриневецкий, «шутки одесситов всегда были нацелены на серьезные дела». Так что нравится кому-то или не нравится, но именно это событие знаменует начало традиционного праздника Одесской юморины.
Так было и в этот раз, когда приглашенные гости и друзья музея собрались на церемонию открытия нового памятника «Золотое сердце».
Автор проекта заслуженный работник культуры Украины Леонид Липтуга всегда сохраняет интригу и держит в секрете, кому же будет посвящен очередной памятник. И даже в канун открытия мало что известно, по городу ходят лишь неясные слухи, кто же, кто удостоится чести «обрести прописку» в Саду скульптур на этот раз.
Первого апреля 2012 года «Алмазный венец Одессы» пополнился скульптурной композицией «Золотое сердце», посвященной поэту, актеру, автору и исполнителю Владимиру Высоцкому. Почему Высоцкий и почему в Одессе — вряд ли нужно будет кому-то объяснять. Здесь, на Одесской киностудии, он снимался в одном из своих первых фильмов, сделавшим его в одночасье знаменитым и любимым миллионами, — в киноленте «Вертикаль». И здесь довелось Владимиру Семеновичу сняться в своей последней картине «Место встречи изменить нельзя», которая только приумножила эту безграничную любовь.
Директор Одесского литературного музея Татьяна Липтуга рассказала на открытии о нескольких малоизвестных фактах.
Первая в СССР выставка, посвященная Владимиру Высоцкому, была открыта в 1988 году именно в Одесском литературном музее. Спустя время было открыто еще три экспозиции памяти барда и поэта. А в 1996 году в Одессу приезжала Марина Влади, жена и муза Владимира Высоцкого. Она побывала в музее, в котором хранится много интереснейших экспонатов, имеющих отношение к жизни и творчеству Высоцкого.
Приятной неожиданностью прозвучало сообщение, что Литературный музей готов уже сегодня открыть новый филиал — музей Владимира Высоцкого, как только появится нужное помещение. У властей на его поиски есть еще год: Литературный музей первого апреля объявил о начале года Высоцкого. И это уже не шутка.
Руководители города и области на этот раз тоже приняли участие в торжественной церемонии, и не в качестве безучастных зрителей, как раньше. Мэр Алексей Костусев даже наградил авторов «Золотого
сердца» знаками отличия. По странному стечению обстоятельств во время произнесения ими речей и без того хмурая погода вконец испортилась, пошел дождь. Но едва мэр и губернатор уступили место другим выступающим, дождь закончился, а вскоре даже выглянуло солнце.
Видимо, выступлений было несколько больше, чем хотелось бы самому Высоцкому, потому что пока звучали речи, белое полотно, скрывавшее скульптурную композицию, неожиданным образом раскрылось, и оттуда выглянул сам бард.
Миниатюрный памятник Владимиру Высоцкому — уже седьмая по счету работа киевлянина Олега Черноиванова.
Скульптор изобразил Высоцкого с золотым сердцем в руках, которое он протягивает людям. Над поэтом вьются музы, а в ногах сидят сатиры и вальяжно раскинулся Вакх. Да, это так, ничто человеческое не было чуждо Владимиру Семеновичу. Он жил, пел, играл, выступал в унисон со своим народом. И ни разу не сфальшивил, не прогнулся под изменчивый мир.
Может быть, не все отнеслись однозначно к подобной концепции памятника Высоцкому. Дескать, образ поэта такой судьбы должен выражаться как-то иначе и находиться в другом месте. Как заметила Татьяна Липтуга, интерпретация его личности изменилась в последнее время. Все чаще, говоря о Высоцком, используют слова: надрыв, надлом, трагизм. А он не был трагическим поэтом, он писал веселые и иронические песни, которые за ним пела вся страна. Ему был присущ легкий юмор, сарказм.
«Золотое сердце» стало пятнадцатым по счету миниатюрным памятником (два года простоя не в счет). Замечу, все скульптурные композиции созданы на средства меценатов. Последние семь — с помощью компании «Пласке», генерального международного партнера проекта во главе с Олегом Платоновым, неизменно поддерживающим культурные инициативы музея и города.
Олегу Платонову, друзьям музея Сергею Гриневецкому, Роману Бродавко, Игорю Кнеллеру были вручены в этот день грамоты «Золотое сердце».
А Сад скульптур, который также называют «Алмазным венцом Одессы», украсился еще одним драгоценным именем.
![]() Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2025 S&A design team / 0.008Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |