![]() |
|
![]() |
![]() |
«Бессарабский вопрос» вновь, как и 200 лет назад, как и 94 года назад, выходит на повестку дня.
28 мая исполняется 200 лет с момента подписания Бухарестского мирного договора, согласно которому территория Бессарабии вошла в состав Российской Империи. Казалось бы обычная юбилейная дата, каких немало в истории. В конце концов, в этом же году исполняется 200 лет походу Наполеона и Отечественной войны 1812 года. Но эта историческая дата не служит поводом для нагнетания антифранцузских настроений в России и наоборот, антирусских во Франции. Никто не готовится идти походом на Париж и не требует компенсации от французов за пожар Москвы.
В то же время юбилей Бухарестского мира стал поводом для активизации унионистских настроений в Румынии и Молдове. Активисты различных организаций наперебой кричат о необходимости «воссоединения», на сайтах, в журналах и газетах публикуются карты «воссоединенной» Румынии, в которую включена не только территория нынешней правобережной Молдовы, но и украинские территории — Южная Бессарабия и Хотинщина. Понятное дело, что вряд ли кто-то из серьезных румынских политиков поставит сегодня вопрос о немедленном присоединении Республики Молдова к Румынии, а уж тем более, о присоединении к новой «Великой Румынии» украинских земель. Сейчас — не 1918‑й год. Но удивляет другое. Молчание по данному поводу официального Киева, который, по идее должен был бы отреагировать на подобную деятельность румынских общественных организаций, которые не ограничиваются пределами Румынии, а направляют свою информационную активность и на украинские территории.
Что присоединили к России в 1812 году, и что «воссоединила» Румыния в 1918 году?
Прежде всего, стоит отметить, что современные румынские историки явно лукавят, говоря о том, что в результате Бухарестского мира состоялось «разделение страны и народа.
Сошлемся на мнение авторитетного историка Ивана Грека, который указывает на то, что до русско-турецкой войны 1806—1812 годов междуречье Днестра, Прута и Дуная состояло из нескольких территориальных кусков, имевших разный политический статус и, соответственно, разный этнический состав. Первую часть составляли турецкие райи: Килийская, Измаильская, Аккерманская, Бендерская и Хотинская, которые входили в состав Османской империи, управлялись по ее законам, чиновниками Порты. Здесь «был значителен удельный вес представителей мусульманского турецкого населения» но была высока и «численность групп населения разной этнической принадлежности — молдаван, армян, греков, цыган, евреев, образовавших отдельные сообщества», а также русских старообрядцев и украинцев.
Вторая часть — собственно Бессарабия (или Буджак), также являющаяся частью Османской империи, которая заселялась с XVI века ногайскими татарами, подчинявшимися вассальному Порте Крымскому хану. К этой территории органически примыкала территория «двухчасовой зоны» (юго-запад междуречья), которая де-юре входила в состав Молдавского княжества, но де-факто со второй четверти XVIII века была социально-экономическим и демографическим продолжением ногайского Буджака.
Третья часть — остальная территория Пруто-Днестровского междуречья, составляющая 20 тыс. кв. км, то есть менее половины его пространства. Молдавское население составляло большинство «в пределах пруто-днестровских цинутов Молдавского княжества, находившихся в центральной и юго-западной частях междуречья», а «цинуты северной части междуречья являлись зоной молдавско-украинского взаимовлияния». Какую часть среди этого населения составляли молдаване, пока неясно.
Да, конечно, можно было вспомнить, что Аккерман, Тигина (Бендер) и Хотин — это старые города Штефана чел Маре (Штефана Великого), но погружение вглубь веков может завести в такие дебри, что черт ногу сломит. Украинцы могут вспомнить об уличах и тиверцах живших на берегах Днестра и Прута, татары — о владениях Крымского ханства и так далее, и так далее. Да и сам великий Штефан вряд ли знал, что он — румын. Он был господарем молдаван. Так что возьмем за точку отсчета 1812 год. И получается, что в 1918 году Румыния, «воссоединив» с собой Бессарабию, мягко говоря, расширилась за счет земель, не принадлежавших княжеству Молдавия в начале XIX века. Ведь румынские войска заняли не земли Буджака, пустовавшие после депортации ногайских татар, а территории, которые начали активно осваиваться как раз после «разделения страны». После 1812 года в Буджаке начали поселяться вначале немецкие колонисты, а затем и «задунайские переселенцы» — болгары и гагаузы. Шел процесс заселения этих земель и молдаванами, в том числе и переселенцами из Дунайских княжеств. Как результат, примерно за 125 лет население в Пруто-Днестровском междуречье увеличилось в 14 раз, причем, за 1812‑1897 годы — в 7,5 раза. В переписи населения 1897 года этнический состав населения Бессарабии выведен на основе родного языка его носителей. Общая численность в 1935,3 тысяч по национальному признаку включала 920,9 тыс. молдаван, или 47,6% от общего числа населения, 379,6 тыс. малороссов (украинцев), или 19,6%, 228,2 тыс. евреев или 11,8%, 155,7 тыс. русских, или 8%, 103,2 тыс. болгар, или 5,3%, 60,2 тыс. немцев, или 3,1%, 55,8 тыс. гагаузов, или 2,9% и 31,7 тыс. поляков, цыган и других национальностей или 1,6%.
«Воссоединение» 1918 года было, мягко говоря, сомнительным актом. Напомним хронологию событий. 20 октября состоявшийся в Кишиневе военно-молдавский съезд принимает решение до созыва Всероссийского учредительного собрания, сформировать «Сфатул Цэрий» (Совет страны) из 120 представителей бессарабских политических и общественных организаций и 10 представителей заднестровских молдаван. Таким образом, фактически удалось избежать представительства в нем многочисленных национальных групп, проживавших в Бессарабской губернии — украинцев, русских, евреев, болгар, гагаузов и других.
«Сфатул Цэрий» начал свою работу 21 ноября 1917 года, уже после того, как в Петрограде большевики пришли к власти. Вскоре он провозгласил Молдавскую Демократическую Республику, а себя — верховной властью в крае. Впрочем, реальной власти у него, как, кстати, и у многих других аналогичных правительств не было. Прифронтовую Бессарабскую губернию захлестнула анархия, активизировались большевики. В результате в парламенте стали обсуждать вопрос о приглашении иностранных войск для контроля над Бессарабией. 28 декабря 1917 года на заседании Сфатул Цэрий в Крестьянской фракции П. Ерхан поставил на голосование вопрос о необходимости ввода румынских войск «для борьбы с анархией, охраны продовольственных складов, железных дорог и заключения иностранного займа». Это предложение было принято большинством голосов. 8 января румынские войска начали наступление на северные и южные районы Молдавской Демократической Республики. Силы были неравные, и после нескольких дней боев революционный штаб покинул Кишинев. 13 января его заняли румынские войска. В своих заявлениях Сфатул Цэрий убеждал население, что румынские войска пришли лишь для борьбы с анархией и охраны железных дорог и складов. Хотя во всех румынских официальных документах говорится именно об «оккупации».
15 января румынский генерал Е. Броштяну приказал объявить в городе осадное положение: сначала армии, а потом и полиции было дано неограниченное право казнить по собственному желанию, чем они и воспользовались. С 13 января по 27 марта 1918 пятеро депутатов Сфатул Цэрий, выступавших против присоединения Бессарабии к Румынии (Рудьев, Катарос, Прахницкий, И. Панцырь и П. Чумаченко) были расстреляны по приказу румынского командования. Многие депутаты, опасавшиеся подобной судьбы, бежали из Бессарабии.
Попытки Центральной Рады УНР высказать претензии на территории Бессарабии, населенные украинцами, вызвали настоящую бурю негодования со стороны депутатов «Сфатул Цэрий». Было решено отправить делегацию в Киев для переговоров, однако она была задержана румынскими военными. 2 апреля прибывшие в Яссы руководители «Сфатул Цэрий» были информированы о решении румынского правительства «удовлетворить просьбы об объединении, поступившие от различных групп граждан республики» и о необходимости провести это решение через «Сфатул Цэрий». Румынский премьер Александру Маргиломан заявил молдавским политикам, что «Бессарабия слишком слаба, чтобы жить самостоятельно и раздельно», что у нее нет ни денег, ни армии, и что «невозможно маленькому государству сохранить целостность своей территории между Украиной, Австрией и Румынией».
Представители «Сфатул Цэрий» пробовали торговаться, пытаясь добиться статуса автономии в составе Румынии, однако получили отказ. Взамен бессарабцам были предложены места в румынском парламенте, а также сохранение определенных демократических завоеваний, в частности, аграрного закона и избирательного права для женщин. 9 апреля под «охраной» 250 румынских солдат «Сфатул Цэрий» голосует за присоединение Бессарабии к «матери-Румынии». Это голосование было далеко не единогласным. В частности, украинская, немецкая и болгарская фракции сделали заявление, что их «не уполномочили решать такие важные вопросы, и что такой вопрос может решить референдум». За присоединение к Румынии высказались 86, против 3, (в частности, украинцы А. Осмаловский и М. Старенький). Воздержались 36 человек, в основном от крестьянской фракции и блока национальных меньшинств, среди них 9 — украинцы. Сошлемся на выводы еще одного молдавского историка Виктора Степанюка: «Объединение с Румынией не может быть расценено как добровольное выражение воли народа Бессарабии, в условиях, когда Сфатул Цэрий, территория, население, границы, таможни, суверенитет Молдавской республики находились под контролем румынской армии. Расстрел 17 депутатов СЦ только за то, что они выступали против румынской армии, изгнание социалистов и большевиков из СЦ, роспуск молдавской армии, исчезновение 38 депутатов после прихода румынских войск — все это свидетельствует, что после 14 января 1918 года Сфатул Цэрий перестал быть легитимным».
Но вернемся к дням нынешним. Еще в апреле 2011 года в Румынии была создана общественная платформа «Actiunea 2012» («Действие 2012»), представляющая собой «коалицию неправительственных организаций и инициативных групп», выступающих за воссоединение румын с обеих берегов Прута в рамках единого государства. Основатели платформы утверждают, что ее создание зиждется на желании ее членов сделать приоритетными акции, посвященные дате 16 (28) мая 1812 г., то есть, 200‑летию разделения Молдавского княжества, при котором его восточная часть была «аннексирована Российской Империей». На протяжении 2011 года «Actiunea 2012» провела две акции «Здесь Румыния» и «Бессарабия — румынская земля». Более 300 волонтеров из Новых Анен, Бричан, Бельц, Кагула, Кантемира, Кишинева, Комрата, Чимишлии, Сорок, Резины, Бендер, Тирасполя, Унген и других городов Молдовы приняли участие в распространении наклеек с надписью «Здесь Румыния». Представители организации сообщают, что они продолжают серию кампаний, касающихся истории и единого будущего румын с обоих берегов Прута. В будущем платформа запустит две новые кампании: «Шарф триколор» и «Я хочу».
С начала января нынешнего года в рамках «Actiunea 2012» в Румынии был инициирован новый медиа-проект «Basarabia-Bucovina.info», одним из официальных спонсоров которого является Департамент по вопросам румын отовсюду Правительства Румынии. Цель — «информационное отвоевание исторического румынского пространства и ознакомление румынской молодежи из всех стран и мировой общественности с наследием, которое ныне находится за пределами государственных границ Румынии». В отличие от предыдущих проектов, «Actiunea 2012» ориентирован на другую целевую аудиторию — румын и молдаван из Черновицкой, Одесской и Закарпатской областей.
Формально все выглядит очень пристойно. На портале публикуются материалы о памятниках архитектуры, расположенных на территории Бессарабии и Буковины (прежде всего тех, которые связаны с молдавской и румынской историей) — храмах, крепостях, монументах, памятных местах (справедливости ради надо сказать, что о судьбе некоторых из этих памятников нельзя говорить без боли). Но это — так называемое «мягкое воздействие», ведь авторы не забывают напомнить, о том, что это «румынские» памятники и это — «румынская земля».
Иногда встречаются и материалы, далекие от истории. В одном из них сообщается о «культурном геноциде на родине Авереску» (имеется в виду село Озерное, бывший Бабель Измаильского района, где родился будущий Маршал Румынии). Геноцид, понятное дело, выражается в том, что «румын» называют «молдаванами».
Активно используют для пропаганды идеи «воссоединения» и социальные сети. Например, в Facebook’е для того, чтобы поддержать идею воссоединения, достаточно «лайкнуть» на значке, который тебе отправил друг. На этом значке, понятное дело, изображена карта «Великой Румынии» (естественно, с украинскими землями Южной Бессарабии, Буковины и Хотинщины).
25 марта в центре Кишинева на перекрестке проспекта Штефана чел Маре и улицы Пушкина лицом к лицу встретились участники двух митингов тех, кто отстаивают независимость Молдовы и тех, кто мечтает об объединении с Румынией. Примечательно, что по свидетельству очевидцев, участники унионистского митинга скандировали здравицы в честь Антонеску и выкрикивали ксенофобские лозунги.
Казалось бы, какое дело Украине до всего происходящего в чужой стране? Ответим — самое прямое. «Бессарабский вопрос» вновь, как и 200 лет назад, как и 94 года назад, выходит на повестку дня.
Но проблема состоит в том, что официальный Киев никак не реагирует на подобную активность со стороны румынских «общественников», действующих при поддержке румынского правительства. Складывается впечатление, что «бессарабский вопрос» стараются не замечать. Впрочем, это не удивительно, если учитывать, сколько лет безрезультатно ведутся разговоры о строительстве автотрассы Одесса-Рени.
Украинское Придунавье, Буджак — это часть территории нашей страны, где живут граждане Украины. И соответственно задача государства — вести битву за умы, вести ее не только словом, но и делом, развивая этот край, создавая условия для работы дунайских портов, поддерживая национальные культуры. Но и этой борьбы за умы пока нет. А раз так, то «Actiunea» и ей подобные будут продолжать сеять смуту на бессарабской земле, настойчиво формируя представление у мировой общественности о том, что «Бессарабия — румынская земля».
Надо что-то делать, господа!
![]() Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2025 S&A design team / 0.004Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |