![]() |
|
Лет 15 назад в Украине остро встал вопрос о создании в образовательной системе учебно-воспитательного социально-реабилитационного учреждения нового типа для детей с девиантным поведением в асоциально-криминальных формах.
Задачу решила Одесская область на базе Фонтанской (Коминтерновский район) общеобразовательной школы социальной реабилитации, где в 1997 г. было открыто первое в Украине экспериментальное учреждение — Центр психолого-педагогической коррекции.
Прошедшие годы работы позволяют сделать некоторые выводы относительно условий социальной реабилитации детей со стойким противоправным поведением.
Нахождение ребенка в реабилитационном учреждении должно иметь целью не изоляцию, а перспективную линию жизни и развития.
В настоящее время каждый воспитанник Фонтанской школы может реализовать себя в том виде деятельности, какой ему нравится. При этом учитываются возрастные особенности и интересы ребенка, особенности детской психологии.
Так, например, созданы производственные бригады пасечников (школа имеет свою пасеку), овощеводов, работающих в школьном тепличном и огородном хозяйствах.
Дети совместно с педагогами школы привели в порядок школьный пустырь и разбили на его месте сад.
Совсем недавно в школе с помощью благотворителя, которого с полным правом можно назвать активным участником учебно-воспитательного процесса, возведен храм Благовещения, активное участие в строительстве которого принимали и дети.
Знаменитостью стал школьный инструментально-духовой оркестр, неоднократный победитель во всеукраинских и международных конкурсах, в том числе и в международном конкурсе «Фанфары Ялты» им. В. Соколика.
Дипломантами и лауреатами различных конкурсов и фестивалей является школьная музыкально-драматическая студия, студии декоративного и изобразительного творчества. После длительного перерыва возобновлено изготовление керамических игрушек.
В 2011 году школьная футбольная команда заняла первое место в Коминтерновском районе на приз клуба «Кожаный мяч».
За счет спонсорских средств для воспитанников школы открыта секция ручного мяча, члены которой уже приняли участие в товарищеских матчах в г. Южном в феврале нынешнего года и готовятся к районным матчевым встречам с командами по гандболу. Структурным подразделением Одесской областной черноморской флотилии юных моряков стала школьная флотилия. Воспитанники, наряду с военно-морской и спортивной подготовкой, изучают основы судовождения и морского дела. Существуют в школе «ступени воспитанности», которые представляют собой комплекс нравственно-правовых норм. По достижении их воспитанник получает определенную ступень воспитанности, что дает ему льготы и права. Так, например, ребята высшей (третьей) ступени самостоятельно посещают центры внешкольной работы, спортивные секции и так далее.
«Трудные» подростки обычно имеют серьезную учебную запущенность. Встречаются ребята 12—14 лет, которые не умеют читать и писать. Для таких детей в школе создан класс учебной коррекции и педагогической поддержки, где с ними работают учителя по индивидуальным программам.
Учителя школы создают авторские программы по учебным предметам для учащихся школ социальной реабилитации.
Министерство образования и науки, молодежи и спорта Украины включило Фонтанскую школу социальной реабилитации в международный пилотный проект «Создание предусловий для реформирования учреждений социальной реабилитации для несовершеннолетних правонарушителей, которые не достигли возраста криминальной ответственности». Школе присвоен статус школы-лаборатории Института психологии им. Г. С. Костюка НАПН Украины. Опыт ее обобщен на международном уровне.
Однако существуют проблемы, решение которых будет содействовать дальнейшему развитию учреждений социальной реабилитации, в частности Фонтанской школы. Речь идет о специальной подготовке педагогических кадров для работы именно в учреждениях социальной реабилитации. Это должны быть люди профессионально подготовленные, готовые по своим моральным и психологическим качествам работать с детьми данной категории, иметь призвание к этой работе.
В пределах своей компетенции в Фонтанской школе осуществляется специальная профильная учеба педагогических кадров, к которой привлечены специалисты из научных учреждений Украины в области реабилитационной педагогики, психологии, права, детской патопсихологии и психиатрии. Так, в марте этого года с педагогическими работниками школы проводили семинарские занятия ученые, специалисты Института психологии им. Г. С. Костюка (лаборатория психологии социально дезадаптированных несовершеннолетних).
Острой остается проблема обновления материальной базы школы — мебели, ремонта учебного корпуса, который в основном проводится силами работников школы за счет помощи отдельных спонсоров. Но этой благородной помощи недостаточно.
Однако мы уверенно смотрим в будущее. У нас есть и всегда будет поддержка и помощь, поскольку воспитание трудных детей и возвращение их к жизни — дело общее. Общество это уже понимает.
Вячеслав Баранов. Директор Фонтанской школы социальной реабилитации, лауреат конкурса «Вечерней Одессы» «Люди дела» памяти Б. Ф. Деревянко
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2025 S&A design team / 0.046Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |