ІА «Контекст Причорномор'я»
Одеса  >  Моніторинги
Школа социальной реабилитации
21.04.2012 / Газета: Вечерняя Одесса / № 59(9585) / Тираж: 10407

Лет 15 назад в Украине остро встал вопрос о создании в образовательной системе учебно-воспитательного социально-реабилитационного учреждения нового типа для детей с девиантным поведением в асоциально-криминальных формах.

Задачу решила Одесская область на базе Фонтанской (Коминтерновский район) общеобразовательной школы социальной реабилитации, где в 1997 г. было открыто первое в Украине экспериментальное учреждение — Центр психолого-педагогической коррекции.

Прошедшие годы работы позволяют сделать некоторые выводы относительно условий социальной реабилитации детей со стойким противоправным поведением.

Нахождение ребенка в реабилитационном учреждении должно иметь целью не изоляцию, а перспективную линию жизни и развития.

В настоящее время каждый воспитанник Фонтанской школы может реализовать себя в том виде деятельности, какой ему нравится. При этом учитываются возрастные особенности и интересы ребенка, особенности детской психологии.

Так, например, созданы производственные бригады пасечников (школа имеет свою пасеку), овощеводов, работающих в школьном тепличном и огородном хозяйствах.

Дети совместно с педагогами школы привели в порядок школьный пустырь и разбили на его месте сад.

Совсем недавно в школе с помощью благотворителя, которого с полным правом можно назвать активным участником учебно-воспитательного процесса, возведен храм Благовещения, активное участие в строительстве которого принимали и дети.

Знаменитостью стал школьный инструментально-духовой оркестр, неоднократный победитель во всеукраинских и международных конкурсах, в том числе и в международном конкурсе «Фанфары Ялты» им. В. Соколика.

Дипломантами и лауреатами различных конкурсов и фестивалей является школьная музыкально-драматическая студия, студии декоративного и изобразительного творчества. После длительного перерыва возобновлено изготовление керамических игрушек.

В 2011 году школьная футбольная команда заняла первое место в Коминтерновском районе на приз клуба «Кожаный мяч».

За счет спонсорских средств для воспитанников школы открыта секция ручного мяча, члены которой уже приняли участие в товарищеских матчах в г. Южном в феврале нынешнего года и готовятся к районным матчевым встречам с командами по гандболу. Структурным подразделением Одесской областной черноморской флотилии юных моряков стала школьная флотилия. Воспитанники, наряду с военно-морской и спортивной подготовкой, изучают основы судовождения и морского дела. Существуют в школе «ступени воспитанности», которые представляют собой комплекс нравственно-правовых норм. По достижении их воспитанник получает определенную ступень воспитанности, что дает ему льготы и права. Так, например, ребята высшей (третьей) ступени самостоятельно посещают центры внешкольной работы, спортивные секции и так далее.

«Трудные» подростки обычно имеют серьезную учебную запущенность. Встречаются ребята 12—14 лет, которые не умеют читать и писать. Для таких детей в школе создан класс учебной коррекции и педагогической поддержки, где с ними работают учителя по индивидуальным программам.

Учителя школы создают авторские программы по учебным предметам для учащихся школ социальной реабилитации.

Министерство образования и науки, молодежи и спорта Украины включило Фонтанскую школу социальной реабилитации в международный пилотный проект «Создание предусловий для реформирования учреждений социальной реабилитации для несовершеннолетних правонарушителей, которые не достигли возраста криминальной ответственности». Школе присвоен статус школы-лаборатории Института психологии им. Г. С. Костюка НАПН Украины. Опыт ее обобщен на международном уровне.

Однако существуют проблемы, решение которых будет содействовать дальнейшему развитию учреждений социальной реабилитации, в частности Фонтанской школы. Речь идет о специальной подготовке педагогических кадров для работы именно в учреждениях социальной реабилитации. Это должны быть люди профессионально подготовленные, готовые по своим моральным и психологическим качествам работать с детьми данной категории, иметь призвание к этой работе.

В пределах своей компетенции в Фонтанской школе осуществляется специальная профильная учеба педагогических кадров, к которой привлечены специалисты из научных учреждений Украины в области реабилитационной педагогики, психологии, права, детской патопсихологии и психиатрии. Так, в марте этого года с педагогическими работниками школы проводили семинарские занятия ученые, специалисты Института психологии им. Г. С. Костюка (лаборатория психологии социально дезадаптированных несовершеннолетних).

Острой остается проблема обновления материальной базы школы — мебели, ремонта учебного корпуса, который в основном проводится силами работников школы за счет помощи отдельных спонсоров. Но этой благородной помощи недостаточно.

Однако мы уверенно смотрим в будущее. У нас есть и всегда будет поддержка и помощь, поскольку воспитание трудных детей и возвращение их к жизни — дело общее. Общество это уже понимает.

Вячеслав Баранов. Директор Фонтанской школы социальной реабилитации, лауреат конкурса «Вечерней Одессы» «Люди дела» памяти Б. Ф. Деревянко

Автор: -


© 2005—2025 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
© 2005—2025 S&A design team / 0.005
Перейти на повну версію сайту