ІА «Контекст Причорномор'я»
Одеса  >  Моніторинги
Кодекс для порабощения
31.01.2013 / Газета: Юг / № 6(16027) / Тираж: 122306

Прошлый год обогатил украинское законодательство на пятьдесят два закона, десятки законопроектов прошли первое чтение. Среди них и проект Трудового кодекса Украины, который планировали утвердить еще осенью, однако перенесли на 2013 год.

Скорее всего, отложили из-за парламентских выборов, так как нормы, содержащиеся в этом кодексе, грубо перечеркивают предвыборную риторику об «улучшении жизни уже сегодня». Немало статей, регулирующих отношения работодателей и наемных работников, существенно усложнят жизнь последних, приведут к значительному ее ухудшению не только сегодня, но и на много лет вперед.

Законопроект долго лежал под сукном, а потом стремительно, будто по мановению волшебной палочки, прошел первое чтение. Есть подозрения, что так же спонтанно состоится и голосование за принятие этого кодекса. Эксперты, правозащитники, профсоюзные деятели утверждают, пишет ZN.UA, что законопроект не согласовали с общественными организациями, не было проведено ни одного публичного обсуждения, презентации или дискуссии.

Важно и то, что законопроект уже готов ко второму чтению, но его так и не представили на рассмотрение Международной организации труда (для трудового законодательства это своеобразная Венецианская комиссия).

Не потому ли Трудовой кодекс уже окрестили кодексом для порабощения, поскольку ряд статей существенным образом ухудшит условия труда многим категориям наемных работников. Самое страшное то, что нововведения игнорируют право человека не только на отдых, но и на охрану здоровья.

— Почему научные эксперты не «зарубили» статьи законопроекта, которые несут угрозу здоровью людей? — с этого вопроса начался разговор с директором Института медицины труда НАМН Украины академиком Юрием Кундиевым.

— Когда стало известно о том, что готовится законопроект Трудового кодекса, ученые надеялись, что им предложат приобщиться к этой работе, ведь у них есть немало научных исследований, касающихся профессиональных заболеваний, гигиены труда и так далее. Ряд академических институтов давно занимается этими проблемами, их рекомендации включены во многие государственные акты.

Время шло, к нам никто не обращался. Зная, что работа над проектом продолжается, мы проявили инициативу и предложили законодателям свои услуги в качестве экспертов. К моему удивлению, поступил ответ, что экспертиза уже проведена, научные консультации не нужны.

Тогда мы взяли проект Трудового кодекса Украины, изучили и подготовили свои замечания и предложения, которые касаются прежде всего здоровья человека. Большинство статей законопроекта нарушают это право.

— Какие нормы Трудового кодекса больше всего возмущают?

— Увеличение продолжительности рабочего дня с восьми до двенадцати часов. Сокращение времени на отдых между сменами до двенадцати часов. Там, к сожалению, много неприятных сюрпризов.

Статья 143 кодекса позволяет установить фактически неограниченную продолжительность рабочего дня и недели. Больше всего дискуссий в научных кругах вызвал тезис об увеличении рабочего времени с нынешних сорока часов в неделю до сорока восьми.

Дословно: «Максимальная продолжительность работы на протяжении недели по итоговому учету рабочего времени не должна превышать сорок восемь часов. Большая продолжительность работы на протяжении недели может устанавливаться коллективным договором, а если такой договор не заключался, — нормативным актом работодателя».

Рабочий день в любой компании может быть продлен до двенадцати часов, а при «наличии достаточных оснований» — и больше. Злоупотребления могут быть спровоцированы и тем, что исчерпывающий перечень таких оснований не предоставляется.

— Законодатели указали, что это возможно лишь по письменному согласию того, кто работает.

— Пусть попробует не согласиться! В условиях безработицы такое уточнение воспринимается как насмешка.

Статья 13 Трудового кодекса предоставляет право работодателям выдавать обязательные для подчиненных «нормативные акты работодателя», что узаконивает превращение наемных работников в подневольных людей (в действующем Кодексе законов о труде такая норма отсутствует).

В проекте указано: «В случаях, предусмотренных законом, коллективными соглашениями и договорами, такие акты принимаются работодателем с учетом предложений или по согласованию с выборным органом первичной профсоюзной организации». А дальше сказано, что при отсутствии коллективного договора и первичной профсоюзной организации «работодатель самостоятельно принимает такие акты».

Эта статья законопроекта поощряет работодателей уклоняться от заключения коллективных договоров. Им значительно выгоднее издавать нормативные акты, а не заключать коллективные договоры.

За нарушение коллективного договора (статья 18 Закона Украины «О коллективных договорах и соглашениях») предусмотрен штраф до ста необлагаемых налогами минимумов доходов граждан. А нормативные акты можно принимать в одностороннем порядке, за их нарушение ответственность работодателя не предусмотрена.

— Чем все это угрожает здоровью человека?

— Вы знаете, как появился именно восьмичасовой рабочий день? На протяжении нескольких столетий вопрос законодательного ограничения рабочего времени был одним из основных требований в борьбе за экономические права. Многие политические партии брали его на вооружение. После Октябрьского переворота первым законодательным актом о труде стал декрет от 29 октября (11 ноября) 1917 года «О восьмичасовом рабочем дне».

— Интересно, доживет ли эта норма до своего столетия…

— Известно, что на принятие закона большое влияние оказали научные исследования основателя российской школы физиологии Сеченова. Он обратил внимание на то, что оптимальное соотношение в цикле «работа—отдых» природой заложено в работе сердца человека. Продолжительность систолы и диастолы по обыкновению имеют соотношение 1:2. При таком ритме сердце работает практически без переутомления на протяжении всей жизни человека. Это соотношение, аппроксимированное на двадцатичетырехчасовой цикл жизни, дает основания считать физиологически обоснованной именно восьмичасовую продолжительность рабочего времени в течение суток. Таким образом, восьмичасовой рабочий день стал основополагающим требованием в отстаивании прав трудящихся.

Последним достижением в направлении демократизации труда в Украине было за-крепление сорокачасовой пятидневной рабочей недели Кодексом законов о труде (КЗоТ) в 1993 году. Хотя и с опозданием, но было выполнено требование конвенции Международной организации труда, которую ратифицировали еще в 1965 году.

Это исключительное достижение в пользу работающего человека. Ведь кроме восстановления умственной и физической трудоспособности во время отдыха, человек нуждается в свободном времени для воспитания детей, помощи родителям, для того, чтобы позаботиться о своем здоровье, повышении культурного и образовательного уровней.

В условиях безработицы и экономического кризиса наемные работники соглашаются на любые условия, даже без подписания трудовых соглашений. Таким образом появляются неограниченные возможности для безжалостной эксплуатации незащищенных законом людей в условиях ненормированного рабочего дня. Как показали наши исследования, на малых предприятиях он может продолжаться до четырнадцати—шестнадцати часов в сутки.

— Чем обернется увеличение рабочего дня для экономики государства? Работодатели надеются, что это принесет сверхприбыли. А что еще?

— Последствия нарушения законов физиологии труда были задокументированы учеными многих стран еще в прошлом веке. Почти сто лет назад украинский ученый-гигиенист Подгаецкий показал экономическую и физиологическую целесообразность восьмичасового рабочего дня для представителей физического труда — в частности, на примере свекловодов. Он убедительно доказал, что при увеличении рабочего дня с восьми до десяти — двенадцати часов производительность труда резко падала, а усталость возрастала.

С той поры накоплено немало доказательной литературы относительно пилотов, водителей автотранспорта, машинистов локомотивов, медицинского персонала, работников диспетчерских служб, оперативного персонала энергопредприятий.

В ходе лабораторного эксперимента мы установили, что надежный стиль операторской умственной деятельности в ситуациях с жестким дефицитом времени (моделирование аварийных ситуаций) сохраняется лишь в течение первых четырех часов работы. В дальнейшем он снижается и становится явно аварийно опасным на протяжении девятого—двенадцатого часа эксперимента.

В реальных производственных условиях результатом усталости становятся ошибочные действия, которые приводят к аварийности и травматизму с потерей трудоспособности, а нередко и с трагическими последствиями. Такие факты выявлены в промышленности, на транспорте, в лесном хозяйстве и даже в киноиндустрии.

Ученые США и Японии описали синдромы burnout (выгорание, психологическая истощенность) и «кароши» (внезапная смерть на рабочем месте), которые зафиксированы у людей, работавших шестьдесят и более часов в неделю. Связанные с этим нарушения здоровья в некоторых странах признаны профессиональными заболеваниями.

Есть профессии, в которых не может быть и речи об увеличении продолжительности рабочего дня. Например, авиадиспетчер только два часа может работать без ошибок. Исследования ученых нашего института показывают, что увеличение продолжительности работы диспетчеров обычно заканчивается инфарктами, которые вызывает напряжение, присущее их деятельности.

— Это объясняет, почему так много аварий случается по вине водителей маршруток, которые почти ежедневно пополняют хронику ДТП. Не секрет, что они работают более восьми часов, не имеют полноценного отдыха, а ситуация на дорогах требует повышенного внимания и быстрой реакции.

— Вы правы. Авиадиспетчеров хотя бы контролируют, а на земле больше надеются на авось. Преобладающее количество ДТП, техногенных аварий и тому подобного связаны с человеческим фактором. Немаловажную роль в этом играет именно продолжительность рабочего дня, а также психофизические особенности человека.

— Трудовой кодекс Украины содержит нормы, которые будут влиять даже на здоровье будущих поколений. Сможет ли родить здорового ребенка женщина, которая работает по двенадцать часов да еще на дорогу тратит несколько часов?

— Дорогу на работу и с работы никто не учитывает. А это важный фактор. Например, шахтер добирается в лаву к своему рабочему месту иногда более часа. Раньше смену ему засчитывали с той минуты, как он экипировался и начал спускаться под землю. Но работодателям хочется считать с того момента, когда он уже начал рубить уголь.

Труднее всего будет тем людям, которым время отдыха между сменами сократят до двенадцати часов, как это разрешает новый кодекс. Тут возникает еще одна проблема: далеко не все могут работать ночью, это зависит от психофизиологических особенностей человеческого организма. К сожалению, этот аспект совсем не учтен в статьях кодекса.

— Сложные условия труда обычно связывают с тяжелой промышленностью и мужскими профессиями. А разве легче работать женщинам в тепличных комплексах, которые открывают во многих областях? Кодекс разрешает увеличить смену до двенадцати часов, заставить работать в праздничные и выходные дни, если есть производственная необходимость. А там она возникает постоянно — то высадка рассады, то сбор урожая...

— И чрезвычайно вредные условия. Во-первых, искусственный климат с высоким уровнем влажности и высокой температурой. Во-вторых, использование химических веществ — удобрений, инсектицидов, пестицидов… В замкнутом пространстве все это испаряется и попадает в организм человека. Кстати, ядохимикаты всасываются через кожу рук больше, чем через легкие.

Наши многолетние исследования свидетельствуют, что у людей, работающих в закрытых помещениях, отравления, профессиональные и общие заболевания случаются в три—четыре раза чаще, чем у тех, кто работает в поле.

Знают ли авторы Трудового кодекса о таком понятии, как «защита временем»? Складывается впечатление, что они о нем даже не слышали. Это понятие было утверж-дено на законодательном уровне, чтобы нормализовать ситуацию там, где невозможно уменьшить до нормативных величин влияние таких вредных факторов, как вибрация, пыль, шум, химические, токсичные вещества… На таких производствах предоставляли определенные льготы «за вредность», вводили сокращенный рабочий день, то есть действовала защита временем.

Мы подготовили свои предложения и подали их в комитеты Верховной Рады — по вопросам социальной политики и по вопросам здравоохранения.

— Законодатели откликнулись? Или...

— …промолчали.

Мы хотели объяснить законодателям, почему нас так тревожат статьи кодекса, которые разрешат продлевать рабочий день. В свое время значительным достижением было принятие у нас сорокачасовой рабочей недели, а что нам готовит Трудовой кодекс? Работодатели получат право вводить шестидневную рабочую неделю, которая может продолжаться намного дольше, чем сейчас.

А тем временем в некоторых государствах уже уменьшили сорокачасовую неделю: в Японии до тридцати шести, в Скандинавских странах — до тридцати шести—тридцати восьми часов.

Этот вопрос чрезвычайно важен. Нужно помнить, что продлить время отдыха для работающего человека — это продлить его жизнь.

— Действующий Кодекс законов о труде, который появился на свет еще в советские времена, вопреки всем его «за» и «против», позволял достичь баланса между интересами работодателей и работников. Как оценивают ученые Трудовой кодекс Украины с этой точки зрения?

— Очень много вопросов Трудовой кодекс освещает диспаритетно, предоставляя преимущество работодателям. В частности, это касается ответственности сторон за невыполнение их обязательств.

Все положения об ответственности работодателя за невыполнение норм трудового права и нанесение материального и морального ущерба работникам уместились в пяти маленьких, довольно расплывчатых статьях: четыреста двадцатой—четыреста двадцать четвертой. Заметьте, в первом варианте законопроекта их вообще не было! В кодекс их включили позже по настоянию свободных профсоюзов и Международной организации труда. Примером «паритетных отношений» может служить статья четыреста двадцать третья, которая состоит из одного предложения: «Работодатель несет материальную ответственность перед работником в случаях, установленных этим кодексом, законом или трудовым договором». Вместе с тем дисциплинарная и материальная ответственность наемных работников расписана в двадцати статьях (четыреста первой—четыреста девятнадцатой и триста восемьдесят девятой), в объеме, в восемь раз большем, чем ответственность работодателей.

Очевидно, авторы законопроекта ориентировались на популярный нынче тезис о том, что нельзя мешать бизнесу. Создается впечатление, что кодекс писали под диктовку работодателей. Это неразумная, примитивная политика. Сегодня ты имеешь сверхприбыли, а завтра можешь все потерять, так как некому будет работать. Бизнес не может быть на крови! Наступило время думать и заботиться об обществе, а не только о своих прибылях.

Сегодня общество теряет производственный потенциал. По некоторым подсчетам, до 2030 года произойдет настолько резкое сокращение рабочей силы, что даже те отрасли, в которых на одно место претендуют несколько специалистов, не смогут обеспечить себя кадрами.

— Поэтому и спешат все выкачать до 2030 года...

— Не исключено. Не может быть в цивилизованном государстве так, чтобы на первое место ставили лишь экономические вопросы, игнорируя решение социальных проблем, в том числе охраны труда и здоровья.

Необходимо законодательно закрепить и обеспечить реализацию персональной ответственности работодателей — экономической и уголовной — за преждевременную потерю трудоспособности или смерть наемных работников в условиях продленной рабочей недели, а в профессиях с риском для здоровья — и продленных рабочих смен. Это будет способствовать сохранению трудового потенциала Украины, повышению жизненных стандартов и качества жизни украинцев.

В свое время ассамблея ООН приняла резолюцию: «Только та экономическая деятельность чего-то стоит, которая не вредит здоровью». Мне кажется, в Украине перечеркнули этот тезис, поставив прибыль превыше всего. Такая недальновидная политика несет угрозу нашему будущему.

Автор: Ольга СКРИПНИК


© 2005—2025 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
© 2005—2025 S&A design team / 0.004
Перейти на повну версію сайту