![]() |
|
![]() |
![]() |
Историко-топонимическая комиссия (ИТК) при исполнительном комитете Одесского горсовета — уникальный коллегиальный орган. Или, как говорят в Одессе, серьезная публика. Она ответственно подходит к своей непростой миссии — восстановить историческую правду и не перегрузить город новыми топонимами.
Легендарная Дерибасовская... Это имя-бренд. Одно слово — и дальше можно не объяснять и не додумывать. Подсознание и так выдаст всю накопленную и отложенную в памяти информацию об Одессе, ее великих основателях и градоначальниках, брусчатой мостовой и центре одесской вселенной. А еще в памяти живо всплывет анекдот или два — и в голове уже полным ходом идет кино о самом любимом городе на Земле.
Из неполных 219 лет, пролетевших со дня основания Одессы, свое знаменитое название главная улица нашего города получила только в 1811 году. До этого 17 лет она была Гимназской. Имя для начала XIX века такое же обыденное, как Третья улица Строителей эдак в 1975 году. И если бы не чутье и желание наших предков сказать «мерси» Иосифу де Рибасу, кто знает, как бы сейчас величали легендарную Дерибасовскую.
За два с кусочком столетия одесской истории намерения благодарных потомков увековечить память благородных предков превращались в действительное множество раз. Менялись герои, цели, задачи, приоритеты, политические настроения, дипломатические мотивы и денежные знаки, а топонимическая работа не прекращалась и не прекращается до сих пор.
- Городская топонимия — элемент городской культуры, а одесские названия -такой же культурный пласт, как, например, городская архитектура, — отмечает глава историко-топонимической комиссии, вице-мэр Одессы по гуманитарным вопросам Елена Павлова. -При этом одесситы должны знать и понимать, что в нашем городе просто так улицы не переименовываются и памятные доски не появляются. За каждым рабочим моментом историко-топонимической комиссии прячется своя предыстория, свой сюжет. Это своего рода _ научная и в то же время ^ творческая лаборатория с дискуссиями, предложениями, доказательной базой и даже аксиомами. Мы не выдумываем и не фантазируем, = мы скрупулезно разбираем! предложения горожан по поводу любого переименования. И могу с уверенностью сказать, что при принятии решения побеждают историческая разумность и правдивость.
Члены историко-топо-нимической комиссии — известные в Одессе краеведы, историки, ученые, архитекторы, общественные деятели. Состав комиссии впечатляет: вице-президент Всемирного клуба одесситов Евгений Голубовский, секретарь Одесского городского совета, историк Олег Брындак, заместитель директора Одесского истори-ко-краеведческого музея Юрий Слюсарь, историк, краевед и писатель Олег Губарь, игуменья Серафима, ученый секретарь Одесского литературного музея и автор телепередач на культурологические темы Елена Каракина, заведующий лабораторией ЧерноморНИИ-проект Михаил Пойзнер, историк Виктор Головань, народный архитектор Украины Владимир Глазырин, представители муниципалитета и депутаты городского совета. Эти люди хорошо знают детали истории Одессы и прекрасно осведомлены о том, чем она живет в настоящем. А и то, и другое, согласитесь, дает возможность понимать и даже предвидеть, каким в топонимическом плане может быть будущее нашего города.
- В советское время все, что касалось наименований и переименований улиц, носило идеологический характер, — говорит член историко-топонимической комиссии, известный журналист и краевед Евгений Голубовский. — К примеру, кто помнит Патриса Лумумбу (при всем уважении к нему), имя которого носил Адмиральский проспект? Или убили Ицхака Рабина, погиб Лех Качиньский. Почему сразу необходимо переименовывать улицы? Зачем городу придумывать новые топонимы и называть их именами планетарного масштаба? Я против этого. Тем не менее очень рад, что в Одессе появились улицы Юрия Олеши и Валентина Катаева, которых первоначально не было, но которые, безусловно, должны были появиться в нашем городе.
- У топонимии есть три основных принципа: историчность, функциональность и благозвучность, — отмечает член комиссии, краевед, историк и писатель Олег Губарь. — Нас в комиссии много, люди мы разные, круг интересов у каждого свой. Но лично я исповедую эти принципы.
Переименование -дело тонкое. За этим стоит возвращение исторических наименований, восстановление необоснованно упраздненных названий, замена неудачных современных имен, ликвидация дублирующих и созвучных наименований. В этом члены комиссии педантичны, требовательны к себе, коллегам, заявителям, чуть ли не дотошны. Один из них -глава украинского общества памятников истории и культуры, автор Генплана Одессы 1986 года Наталья Мотырева — подтверждает, что свою работу члены ИТК проводят скрупулезно.
- В комиссии все мы — равные коллеги, — признается Наталья Мотырева. -Извне никто никого не принуждает выносить то или иное решение. В вопросах топонимики члены комиссии опираются исключительно на исторические факты и целесообразность.
Один из старожилов историко-топонимической комиссии — игуменья Серафима, настоятельница Свято-Архангело-Михайловского женского монастыря, депутат городского совета.
- По благословению Высокопреосвященнейшего митрополита Агафангела мы неоднократно выносили свои предложения о возвращении исторических имен Одессе, храмам, памятникам и были услышаны членами комиссии. Когда правда истории торжествует, это важно для большинства горожан, для всех православных. Самые яркие моменты в работе комиссии у меня связаны с присвоением улицам имен выдающихся одесситов. Именно в этом направлении нам предстоит еще очень многое сделать, — призналась игуменья Серафима.
Все без исключения обращения одесситов к членам историко-топонимической комиссии разбираются буквально «под микроскопом». Если по какому-то конкретному случаю коллегам сложно прийти к единому мнению или есть сомнения в указанных в заявлениях фактах и предложениях, решение вопроса откладывается до рассмотрения на следующих заседаниях комиссии. Для этого поднимаются архивы, ведутся консультации, проводятся выезды на места.
В своей работе члены комиссии учитывают все: от исторического вклада той или иной личности в развитие Одессы до благозвучности произношения нового названия. Например, как это было с топонимом «Регенсбург-аллея», который заменил ранее предлагаемый, но трудно выговариваемый вариант «Регенсбургский сквер». Кроме этого, учитываются и двуязычные особенности Одессы с тем, чтобы при переводе с русского языка на украинский и наоборот названия были похожи и узнаваемы для одесситов и гостей города.
- В слове «Одесса» с утратой одной буквы теряется не только форма, но и содержание и дух, — признается ученый секретарь Одесского литературного музея Елена Каракина. -Возвращение старых имен — возможно, препона временщикам, тем, кто не любит и не понимает этого города.
С какими же вопросами чаще всего обращаются одесситы? Члены комиссии
единодушно радуются: у большинства обращающихся горожан есть правильное желание — восстановить историческую память. Они хотят увековечить имена выдающихся людей, к примеру, в виде мемориальных досок и памятных знаков. Причем это не всегда только коренные одесситы, а известные ученые, музыканты, которые каким-то образом были связаны с Одессой, учились тут или работали. Это свидетельствует о возрастающей нравственности, о приятном, заслуживающем уважения веянии.
С другой стороны, у членов комиссии есть понимание, что наш город -особенный, в нем чудесным образом пересекалось большое количество выдающихся личностей. Но возникают опасения, как правило, у архитекторов комиссии, чтобы не было мемориального «перегруза», и в качестве положительного примера приводят опыт Санкт-Петербурга, где очень жестко регламентируется возможность установки каких-либо памятных знаков на фасадах исторической части города. В Одессе пошли дальше и продумали ситуацию наперед: уже приняты новые правила установки мемориальных досок. Десять лет должно пройти с момента смерти человека, чью память хотят увековечить благодарные потомки. Но и в этом правиле есть исключения, основаниями для которых служат значимость, известность, выдающиеся дела заслуженного одессита.
Обращения другой группы одесситов связаны с определением топонимических названий, то есть с возвращением первоначальных названий улиц или переименованием. Ни одно обращение не остается нерассмотренным. Но аргументы заявителей типа «я просто так хочу» краеведами не воспринимаются.
К тому же любые изменения в городской топонимике — дело не из дешевых. Город берет на себя серьезные обязательства: смена вывески влечет за собой изменение почтового адреса, регистрации паспорта, имущества, изготовление новых табличек, в конце концов, требуется внесение изменений в Реестр избирателей. Если же речь идет, например, о мемориальной доске или памятнике, то после установки за ними нужен уход коммунальных служб, а в случае вандализма — восстановление.
Но Одесса из года в год обрастает новыми топонимами и мемориальными досками. Только за последние пару лет в Одессе установлены мемориальные доски художникам Михаилу Врубелю и Леониду Пастернаку (отцу Бориса Пастернака), почетным гражданам Одессы Федору Пахальчуку и Борису Шевченко, писательнице, художнице, узнице ГУЛАГа Ефросинии Керсновской. С ней вообще связана отдельная история: по иронии судьбы именно в доме по адресу: Маразлиевская, 1, где родилась Ефросиния и где будет установлена мемориальная доска в память об узнице ГУЛАГа, в 30-е годы ХХ века расселялись сотрудники НКВД. Вот такие бывают исторические параллели.
Единогласно и без малейших обсуждений члены историко-топонимической комиссии приняли решение: одной из детских музыкальных школ Одессы присвоить имя гениальной джазовой певицы Татьяны Боевой.
Еще один трогательный сюжет. Оказывается, история создания знаменитого чеховского «Вишневого сада» имеет одесские корни. По одной из литературных версий, Антон Павлович отобразил реальную историю о продаже усадьбы богатой одесской землевладелицы Ольги Васильевой. Имение с садом находилось по адресу: Торговая, 1. Этой весной на месте одесского «Вишневого сада» будут высажены символичные вишни и установлена памятная табличка, а Одесса получит новое место на своей экскурсионной карте.
В минувшем году ИТК единогласно решила назвать безымянную зеленую зону вдоль улицы Старо-портофранковской, расположенную между улицами Богдана Хмельницкого и Большой Арнаутской, в честь государственного деятеля Сергея Витте, окончившего в Одессе физико-математический факультет Новороссийского университета и много сделавшего для нашего города на посту начальника движения Одесской железной дороги.
Конечно же, история — это не только то, что было 100 — 200 лет назад. История пишется и сегодня. Наши дни находят свое отражение, к примеру, в инсталляции «Замочки любви» на Тещином мосту или в скульптурной композиции «Спасибо, Стив» (Стиву Джобсу), инициаторами создания которой выступили студенты и ректорат Одесской государственной академии технического регулирования и качества.
У историко-топонимической комиссии множество планов. Идеи для их реализации подбрасывает век XIX, не отстает XX столетие и уже наступает им на пятки XXI век...
![]() Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2025 S&A design team / 0.006Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |