ІА «Контекст Причорномор'я»
Одеса  >  Моніторинги
Чтобы «село не гинуло»
13.03.2013 / Газета: Деловая Одесса / № 9(499) / Тираж: 16000

Административно-территориальная реформа в Украине остается очень большой проблемой. По крайней мере, в этом уверены представители действующей власти. Как и в том, что только после ее проведения возможно будет решить множество разновекторных насущных вопросов региона. Будь то проблема военных полигонов на территории Одесщины, реформа здравоохранения, строительство школ и детских садов, да и вообще — развитие социальной инфраструктуры…

Суть медицинской реформы пока народу не понятна

В свое время о реформе очень много говорили, потом эти разговоры утихли. Но от этой идеи не отказались. Провести реформу местного самоуправления и территориальной организации органов власти предполагается до 2015 года.

Напомним, что согласно разработанному документу, после проведения реформы количество территориальных общин должно сократиться с 31 тыс. до 1,8 тыс., а число районов — с 490 до 150. Районы будут объединяться по зонам влияния, вокруг крупных городов, с учетом плотности населения. Фактически речь идет о возобновлении системы, которая существовала до революции, когда единицей территориально-административного устройства были волости. На территории волости располагалось 15-20 сел, объединенных общим органом управления, землей, постройками, капиталом.

«Совсем недавно я был в Киеве и как вице-президент Украинской ассоциации районных и областных советов председательствовал на круглом столе, посвященном службе в органах местного самоуправления, — рассказал председатель Одесского облсовета Николай Пундик. – Собрались коллеги изо всех регионов страны, естественно, мы не могли обойти вниманием тему АТР. Да, нас приучили к лозунгам «село гине», но ведь нужно задумываться и об эффективности! Скажу как педагог: я очень сомневаюсь в качестве образования в каком-нибудь селе, где в школе, допустим, 18 учеников и 6 учителей. Какие перспективы у этих детей? Простите, но только коровам хвосты крутить. Почему в США считается нормальным, когда за 80 км детей отвозит школьный автобус, а у нас школа должна быть исключительно «под боком»?

При этом я не отрицаю необходимости строительства новых школ и детских садов. Если проанализировать наш областной бюджет развития-2013, то практически весь он направлен именно на такие объекты. Можно вспомнить, что нынешний год был объявлен Президентом Украины Виктором Януковичем годом поддержки детского творчества. Да и на местном уровне власти в этом должны быть заинтересованы, хотя … не будем скрывать, что те же очереди в детские сады зачастую порождают серьезную коррупцию. Так что есть с чем работать».

По словам главы регионального собрания, похожая ситуация сложилась и с нашим здравоохранением. Так, в данный момент население «в штыки» воспринимает сокращение медицинских коек на местах. Дело в том, что в Украине на данный момент еще действуют остатки так называемой «системы Семашко», когда затратная часть вообще никого не волновала, а главной задачей было увеличение количества медработников на душу населения. При этом было неважно, что (согласно международному опыту) у хирурга, который делает в год 200-250 операций, результаты лучше, чем у того, кто делает 50-60 таких же операций за тот же период.

Сегодня же количество должно перейти в качество. Просто закупкой и поставкой нового медоборудования этот вопрос не решить.

«Часть медицины должна обязательно перейти на страховые услуги, — уверен Николай Пундик. — В том же Израиле часть зарплаты всех работников хоть государственного, хоть частного сектора отчисляется на медстраховку. Поэтому человек может рассчитывать на

значительный спектр «бесплатных» услуг. Но зубопротезирование, геронтологическое оздоровление и многое другое – уже платно. Сегодня в Одессе более сотни автомобилей «скорой помощи», среднее время доезда – 20-30 минут. А в Вене, если я не ошибаюсь, 85 «скорых», время доезда – 8-10 минут. При этом из 10 посещений «скорой помощи» в Вене госпитализацией заканчивается 8 визитов, а в Одессе только 2. «Почему?», — спросите вы. Да потому что у нас часто вызывают «скорую» в случаях повышенной температуры и при других ситуациях, не требующих госпитализации. О какой эффективности может идти речь? Вот поэтому нам необходимо переходить от «вала» к качеству, обеспечить медикам приемлемые условия работы. Конечно, когда речь идет об организации процесса, о специальных базах и госпитальных центрах необходимо учитывать местную специфику: количество населения, большая протяженность региона. Но у нас вполне вменяемое областное управление здравоохранения, нужно туда обращаться, все вопросы решаемы. Хотя это действительно очень сложная и болезненная тема. Не зря же древние китайцы желали своим врагам жить в эпоху перемен».

Страсти по полигону

Николай Пундик озвучил также вопрос недавнего обращения депутатами облсовета к Президенту Украины об эффективном использовании земель бывшего 237-го полигона «Тарутинский». Страсти по этому поводу не утихли, и местное население по-прежнему волнуется из-за сложившейся ситуации. Но власть не собирается пускать дело на самотек, и даже оппонирует профильному министерству, не соглашаясь с его позицией.

«На сегодняшний день Министерство обороны официально заявляет, что полигон будет использоваться по прямому назначению, — говорит руководитель облсовета. – Но это даже не лукавство, а откровенная ложь. Если кто-то не знает историю, то напомню: данный полигон использовался, когда во времена СССР в Молдавии была развернута 14-я армия. Воинские части, располагавшиеся в Одесской области, в принципе никакого отношения не имели к этому полигону. Сегодня так называемые представители Киевского ремонтного завода посещают руководителей сельхозпредприятий. Говорят, что через суд отберут землю и урожай, люди вынуждены писать заявления о том, как они будут платить, речь идет и о «нале» и «безнале». Я считаю, что это неправильное занятие для нашей армии, лучше бы они занимались реформированием и разворачивали воинскую часть в Болграде! Не думаю, что это позиция Министра обороны, скорее, определенных чиновников-дельцов. Это просто хапуги, которых следует менять, можете так и написать. Я был на Тарутинском полигоне еще двадцать с лишним лет назад. Тогда километры территории были залиты слоем мазута и грязи. А сегодня там рекультивирована почва, земли обрабатываются, люди брали реальные кредиты и вкладывали средства, поступали налоги в местные бюджеты. Есть виноградники, которые плодоносят уже третий год, есть уникальный заказник, где ни разу не распахивались целинные степные земли. И чем все это собираются заменить? Мы видим, что ситуация приобретает очень сложный, даже скандальный оттенок. И очень надеемся на ее принципиальное решение. Тема бывших военных полигонов вообще очень важна для Одесской области. Многое можно было бы рассказать и о ситуации в Коминтерновском, Болградском, Арцизском районах. Поэтому мы собираемся уделять этому вопросу самое пристальное внимание».

Бедовые дороги

Николай Пундик уверен в том, что изменения, касающиеся образования, здравоохранения и многих других сфер, напрямую связаны с развитием инфраструктуры. Самой большой проблемой нашей территории остаются дороги. И эту проблему, как ни крути, но власть обязана решить — села без дорог просто гибнут, и откладывать это уже нельзя. Другой вопрос, каким именно будет это решение, и как скоро оно сможет воплотиться в жизнь.

«В конце концов, в истории ХХ века мы знаем два самых удачных примера выхода стран (США и Германии) из страшного кризиса, оба раза это было связано со строительством муниципальных дорог. Помимо этого, нужно искать способы оказания услуг и зарабатывания денег, — убежден Пундик. — Например, мы уже поднимали тему пустующих военных полигонов. Я как-то общался с председателем Августовского сельсовета. У него столько заявлений от людей, что если бы он раздал по 6-10 соток и брал арендную плату, то уже был бы «одним из самых богатых председателей сельсоветов». И ведь это именно то, о чем говорят и наш Президент, и губернатор: деньги не берутся ниоткуда, учитесь зарабатывать, предоставляйте услуги, за которые люди согласны платить».

И лучше все эти вопросы решать комплексно, с учетом особенности территорий. А это опять возвращает всех к теме административно-территориальной реформы

«Я уже приводил пример, что в Польше на 36 миллионов населения приходится 2 200 аналогов наших сельсоветов, а у нас на 46 миллионов человек их 13 тысяч. Каждый район по-своему уникален: в тех же Красных Окнах – хуторская система, а в Ренийском районе, помимо самого города, всего семь сельских советов (хотя население немаленькое), — продолжает чиновник. — Для начала необходимо дать нашим громадам хотя бы право объединяться. Сегодня у них такого права нет, решает Верховная Рада. Но ведь за всю историю независимой Украины таких голосований и десятка не наберется. Всегда кто-то против, всегда всплывают какие-то местные особенности. Поэтому я убежден: прежде, чем навязывать АТР «сверху», нужно проводить сходы в каждом селе и разъяснять ситуацию. Как жить дальше, какие перспективы? Что стоит делать, а что нет. Нужно не причитать о гибели села, а смотреть в будущее».

Это не первая попытка провести реформу. Мы помним проекты 2005 года, когда предполагалось формировать административно-территориальные единицы по количественному принципу: больше 2,5 тыс. жителей — поселок, не менее 50 тыс.- город-район, не менее 750 тыс.— город-регион. Меньшие населенные пункты предполагалось присоединить к более крупным. Однако из-за начала политического кризиса реализовать задуманное так и не удалось.

Автор: Светлана ЛИСОВСКАЯ


© 2005—2025 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
© 2005—2025 S&A design team / 0.005
Перейти на повну версію сайту