![]() |
|
![]() |
![]() |
Конец 80-х и начало 90-х годов -время, когда на остановках общественного транспорта стали появляться первые киоски, ассортимент которых поражал воображение не искушенных в товарах постсоветских граждан. Тут можно было купить все: от водки «Стопки» израильского происхождения до турецкой жевательной резинки, не минуя контрабандных сигарет из Греции.
Киоски оказались живучими, просуществовали достаточно долго — лет десять, пока на смену им не пришли нормальные продуктовые магазины, которые тут же стали называться маркетами. Зачем нам такой экскурс в историю Одессы, спросите вы, уважаемый читатель? Оказалось, что именно сейчас, в начале XXI столетия, перешагнув рубеж миллениума, вдруг киоски, которые за эти годы приобрели даже собственное название — малые архитектурные формы, а попросту МАФы, из благого дела превратились в головную боль горожан.
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭПИДЕМИЯ
Когда в одесских СМИ появились первые публикации о том, что МАФы вырастают, как грибы после дождя, преимущественно в ночное время, и там вместо хлеба, спичек и колбасы продается фальсифицированный алкоголь, в это было сложно поверить. Но, к сожалению, все оказалось правдой. Свидетелями их появления постепенно стали практически все жители города. В зеленой зоне, прямо на асфальтных дорожках, вдруг вырастает ларек, в который со скоростью света подключается свет и проводится водопровод. О том, как в борьбу с МАФами вмешался даже мэр, разъярившись при виде киоска прямо на пешеходном участке у железнодорожного вокзала, писать не стоит, да и не об этом сейчас.
МАФы превратились в эпидемию, и она постепенно стала захватывать города Украины, возвращая людей обратно, словно на машине времени, в 90-е. С этими малыми архитектурными формами, с этой украинской чумой, борьба развернулась не на шутку. И если проследить тенденции «заболевания», то вырисовывается такая картина:
Киев, задыхающийся от киосков, на данный момент не имеет точной базы данных об их количестве, в результате чего законных насчитывается всего лишь пять тысяч, хотя, по неофициальным данным, успешно занимаются торговлей 25 тысяч МАФов! Цифра впечатляет.
Львов, количество МАФов — 1800. Мэр города совместно с депутатами вместо судов, исков и тяжб с хозяевами МАФов поступил проще: «в течение последних месяцев была проведена инвентаризация всех объектов, вследствие чего несколько десятков МАФов, работавших без разрешительных документов, закрыли» (по материалам сайта ZN.ua).
Луцк насчитывает порядка трех тысяч киосков, разрешительных документов нет у две трети этих сооружений. Депутаты и мэр города оказывают сопротивление, уничтожая МАФы не только официально с сопроводительными документами, но и вызывая спецтехнику без предоставления каких-либо документов.
В Одессе официально установлено пять тысяч МАФов, сколько без документов — неизвестно.
Смысла продолжать подобный дайджест нет.
Любое заболевание необходимо лечить изнутри, и каждое заболевание экономики и общества имеет свое начало и причины.
ПОЧЕМУ ОНИ ВСЕ-ТАКИ ВОЗНИКАЮТ?
«1. Часть киосков выполняет важную социальную функцию обеспечения пошаговой доступности для приобретения продуктов первой необходимости. Так, в 2009 — 2011 гг. руководство коммунального предприятия «Киевхлеб», которое возглавлял родственник мэра Черновецкого и его зятя Супруненко, прода- _ ло 80 хлебных магазинов столицы за смехотворные суммы,
что практически полностью уничтожило систему сбыта «Киевхлеба». В центральных районах и на старых спальных массивах некоторые киоски буквально заменили украденную у киевлян торговую инфраструктуру.
2. Для малого киевского бизнеса МАФы в нынешних условиях — единственно возможный метод инвестиций. Стартовые расходы невелики, средний киоск выходит на прибыль всего через три месяца работы, риски минимальные...
3. Киоски — мобильный бизнес, позволяющий в кратчайший срок переориентироваться на новые сервисы, внедрить ту или иную услугу.
4. Кроме того, это средство обеспечения занятости и предоставления рабочих мест (каждый киоск — это минимум 2 — 3 рабочих места)» (газета «Зеркало недели». Юрий Бутусов).
Юрий Бутусов, к сожалению, не открыл Америку, 90-е годы — это массовая продажа помещений прежде всего продовольственных магазинов с единственной аргументацией: «Нерентабельно!». Позже эти же магазины вдруг стали сдаваться за астрономические деньги бизнесменам, и, к примеру, в привычном для горожан «хлебном» появлялся первый «Хьюго босс». А хлеб стал продаваться в киоске.
ПОЧЕМ СТОИТ ПОХОРОНИТЬ ГОРОД ПОД МАФАМИ?
Выгодно ли держать киоск, сдавать его в аренду, бороться за свое место под солнцем?
Оказалось, что не просто выгодно, а архивыгодно! Пережив наступление депутата, общественности, СМИ и лично мэров, владельцы этих малых архитектурных форм все равно стоят на своем, и вот почему.
«Обороты киосков в Киеве уже давно сопоставимы с оборотами крупнейших розничных сетей. Владельцы МАФов рисуют арифметику своего бизнеса так: киоск становится прибыльным, если его оборот превышает 4— 5тыс. долл. в месяц. Это нижняя граница рентабельности... Ежемесячная прибыль владельца МАФа составляет в среднем около 1 тыс. долл. Таким образом, не будет преувеличением следующий вывод: киевские МАФы генерируют за год торговый оборот порядка 10млрд грн, чистая прибыль — около 2 млрд грн» (газета «Зеркало недели». Юрий Бутусов).
Да, господа, это Киев. Понятно, что оборот у нас в городе поменьше будет, но он есть. Вот поэтому владельцы МАФов с таким ожесточением отстаивают свои позиции.
«...НИЧЕГО ЛИЧНОГО -ЭТО ПРОСТО БИЗНЕС...»
И как тут не вспомнить фразу из кинофильма «Крестный отец»: «.„ничего личного — это просто бизнес...».
Да, скажет бизнесмен средней руки, МАФы — это и рабочие места, и прибыль, да и простому горожанину уже нет необходимости бежать за продуктами питания в магазин, когда все необходимое он может приобрести в киоске прямо у дома. Но это одна сторона медали. Есть другая, это действительно изуродованный город, несоблюдение никаких норм установки, презрительное, да, да, именно презрительное отношение к горожанам. МАФы стали устанавливаться просто где хочется и где удобнее их хозяину, без каких-либо разрешительных документов. Как правило, все происходит под покровом ночи, когда горожане крепко спят. Наутро, как говорится, все остаются под глубоким впечатлением, видя, к примеру, малую архитектурную форму прямо на узкой асфальтной дорожке, ведущей от дома к остановке. И в ста случаях при требовании предъявить разрешительные документы обнаруживается, что все 100% установлены незаконно! Что касается самих хозяев таких киосков, их, как правило, на месте при демонтаже не оказывается, они появляются опять-таки ночью, пытаясь восстановить свою справедливость. Чужая выгода с одной стороны и права горожан с другой привели к разделу общества на два лагеря: неравнодушных и тех, у кого «просто бизнес». К счастью, апатия, которая проявляется среди населения при решении каких-то других вопросов, в данном случае уступила место той самой активной гражданской позиции, которая часто спит. Горожане стали не просто возмущаться, а перешли от слов к делу, мгновенно реагируя на подобное беззаконие. К примеру, только в Киеве «...ежедневно на МАФы поступает 30—40 индивидуальных и коллективных жалоб» (по данным ZN.ua).
А что же в Одессе? В Одессе, что особенно приятно, гражданской активности хватит на все города Украины. Одесситы в отличие от киевлян не погрязают в судебных разбирательствах, а действуют сообща с мэром. Поэтому очень важно, чтобы одесситы поддержали жесткую бескомпромиссную политику мэра А. Костусева в борьбе с МАФами. Мэр совместно с депутатами мгновенно реагирует на подобные противоправные действия. Это потом будут судебные разбирательства, а пока — просто жесткий контроль и бескомпромиссная борьба.
«Гнать мы будем их из нашего города, земля у них будет гореть под ногами...» (А. Костусев).
Да, сказано эмоционально, но, к сожалению, нынешние реалии не позволяют объясняться с такими бизнесменами-лавочниками мягко. А в скором времени киоскеров ожидает еще одна неприятность: все МАФы в городе подвергнутся тотальной переписи, будет создан специальный реестр этих малых архитектурных форм. Кроме этого, на ближайшую сессию горсовета будет вынесен проект регуляторного акта — «Правил размещения временных сооружений для осуществления предпринимательской деятельности в Одессе», призванный навести порядок в вопросе с МАФами.
Главное, что Алексей Костусев не собирается останавливаться на достигнутом, и поблажек в этом вопросе не будет, ведь Одесса — это маленький Париж, а в Париже, как известно, МАФы на Елисейских полях не устанавливают.
![]() Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2025 S&A design team / 0.008Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |