![]() |
|
В сравнительно благополучной Турции, в стране, экономику которой почти не задел мировой финансово-экономический кризис, в стране, где за последние годы удалось если не разрешить, то смягчить целый ряд острых общественно-политических проблем, вспыхнули масштабные народные волнения. И это не «арабская весна», сметающая диктаторов типа Каддаффи, Хусейна или Мубарака. Это бунт несостоявшейся демократии. Шторм, который в будущем может накрыть Украину.
ОТ ДИКТАТУРЫ К ДЕМОКРАТИИ
Турция на протяжении последних тридцати лет — пример движения от военной диктатуры к демократии европейского образца. Но движения противоречивого и обманчивого. Турецкое общество, подобно украинскому, в своих культурных и политических предпочтениях разделено примерно наполовину.
Половина населения, преимущественно сельского и провинциального, живет в мире исламских традиций, привязана к прошлому и на выборах голосует за традиционалистов исламского толка. Эта половина общества хорошо консолидирована, но до сравнительно недавнего времени не могла в полной мере проявить себя в политической борьбе. Мешали военные.
Военные с начала двадцатых годов прошлого века, с момента основания республики на руинах Османской империи Мустафой Кемалем Ататюрком, были гарантами существования светского турецкого государства. Каждый раз, когда стране угрожал возврат в эпоху исламского султаната, а такие периоды в истории современной Турции были, военные вмешивались. В конституции для этого имелись рычаги. Через Совет национальной безопасности армей-ское руководство могло оперативно реагировать на негативные, по их мнению, тенденции в текущей политике. Вплоть до введения чрезвычайного положения. Если рычаги не работали, генералы шли на военный переворот, и военная хунта меняла конституцию.
Но с восьмидесятых годов прошлого века начался бурный рост турецкой экономики (сейчас по объему ВВП она седьмая в Европе и пятнадцатая в мире), и турецкие власти, политически интегрированные в европейские структуры, стали стремиться к тесной экономической интеграции, а затем и к полноценному членству в Евросоюзе. Процесс оказался долгим не в последнюю очередь потому, что стандарты турецкой демократии резко отличались от европейских.
В итоге в последнее время было проведено два референдума, а турецкий парламент принял ряд законов, «приближающих» страну к Европе. Причем, как всегда бывает, наряду с положительными эффектами (устранение политической роли военных, упрочение демократических институтов) проявились неприятные неожиданности. На выборах стали побеждать хорошо консолидированные традиционалисты.
К ЧЕМУ ПРИВОДЯТ ДЕСЯТЬ ЛЕТ МОНОПОЛЬНОЙ ВЛАСТИ
Сейчас сторонники политического ислама, объединенные в Партию справедливости и развития (ПСиР) во главе с Реджепом Эрдоганом, по стране в целом получают примерно половину голосов избирателей. Разобщенность турецкой оппозиции, состоящей из сторонников светской власти разной ориентации (от либералов до левых) позволяет ПСиР формировать парламентское большинство и правительство, десять лет удерживать власть в стране.
При этом наряду с несомненными экономическими достижениями последних лет, наряду с укреплением влияния Турции на международной арене во внутренней политике Реджепа Эрдогана не наблюдается особого прогресса. Десять лет шаг за шагом «мягкие» исламисты вытесняют своих противников с политической арены. И методы вытеснения напоминают те, которые против своих оппонентов использует в Украине Партия регионов.
В Турции при формальном укреплении демократических институтов с помощью кадровой политики в административных, силовых и правоохранительных структурах Партия справедливости и развития фактически обеспечила себе монополию в управлении государством. Но этого мало. При поддержке религиозных радикалов Эрдоган подтачивает устои, на которых Турция держалась со времен Ататюрка, устои светского государства.
Принимаются законы с прямым вмешательством в частную жизнь граждан, поставлены под контроль крупные средства массовой информации, лишаются субсидий культурные центры, университеты, образовательные программы, которые не вписываются в религиозные представления исламистов. И происходит это в то время, когда половина населения Турции, в основном городского и хорошо образованного, секуляризирована, живет так, как в двадцать первом веке живет вся свободная Европа.
В такой обстановке достаточно малейшей искры, чтобы напряжение в противостоящих друг другу частях общества вылилось в массовые беспорядки. Причем в беспорядки, которые трудно погасить обычными репрессивными мерами.
ПРИМЕР ТУРЦИИ — УКРАИНЕ НАУКА
Напомню, что народные волнения, которые грозят превратиться в восстание против Эрдогана, начались с так называемой «мелочи» — протестов экологов в связи с планом постройки торгового центра и воссоздания артиллерийских казарм на территории парка Гези, прилегающего к центральной площади Стамбула Таксим. Парк разбили по личному указанию Кемаля Ататюрка, и он является своеобразным символом. Уничтоженные казармы янычар были некогда опорой Османской империи.
Турецкая оппозиция и самая крупная из оппозиционных сил Республиканская народная партия выступали против будущего строительства в парке, но протестов не инициировали и никакого участия в беспорядках, начавшихся 31 мая, не принимали. Для парламентской оппозиции эти протесты стали вообще неожиданностью. А еще большей неожиданностью стала их массовость и состав протестующих.
Некогда враждовавшие между собой фанаты футбольных клубов, не имеющие ранее политических контактов представители студенчества и мелкого бизнеса, чиновники и артисты, преподаватели средних и высших учебных заведений оказались в одних рядах и с похожими лозунгами. И лозунги не касались парка. Демонстранты требовали отставки правительства Эрдогана.
Реакция властей с самого начала была жесткой. На улицы Стамбула, Анкары, Измира и других городов, где протестующие начали строительство баррикад, выведены вооруженные полицейские формирования с водометами и другой техникой, предназначенной для подавления народных волнений. Но несмотря на то, что пришлось задержать около тысячи семисот протестующих (по состоянию на 4 июня), сбить накал страстей до сих пор не удается. К протестам подключается все больше народа, в том числе и чиновников, которые грозят объявить общенациональную забастовку.
Эрдоган вначале держался непримиримо. Настаивал, подобно нашим регионалам, на том, что меньшинство не может диктовать большинству свою волю. Но в последнее время поостыл. Большинство в парламенте у него действительно есть. Но нет большинства на улицах. «Мягкой» исламизации, как оказалось, готово противостоять куда больше людей, чем рассчитывал турецкий премьер.
Волнения в Турции и массовые акции протеста (по состоянию на 4 июня) распространились уже на 67 из 81 турецкой провинции, и президент Турции Абдулла Гюль в связи с этим признал очевидное — выборы при демократии не являются единственным способом волеизъявления народа. Люди имеют право выражать свое мнение и на массовых акциях протеста.
Для того чтобы добиться такого признания от первого лица государства, понадобилось всего ничего — четыре дня неутихающих массовых волнений. Что нужно для отставки премьера, пренебрегающего волей половины страны, сказать трудно. Но надо следить за событиями. Турецкий опыт для Украины может оказаться полезным.
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2025 S&A design team / 0.015Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |