![]() |
|
Особенно горячим и многолюдным на этот раз выдалось обсуждение первого вопроса повестки дня очередного заседания Градостроительного совета управления архитектуры и градостроительства Одесского горсовета.
Архитектор Анатолий Блажеев (проектная организация — КП «Одеспроект») представил детальный план территории (ДПТ) бывшего завода сельхозтехники (Завод имени Октябрьской революции), проще говоря, некогда знаменитого ЗОРа. Речь идет об участке промзоны Пересыпи в границах улиц Черноморского казачества, Николая Гефта, Атамана Чепиги и 7-й Пересыпской. По замыслу проектировщиков, на указанной территории, находящейся в частной собственности публичного акционерного общества «Одессельмаш», планируется построить целый ряд объектов и, прежде всего, универсальную спортивную арену для проведения европейского баскетбольного чемпионата «Евробаскет-2015».
Как известно, Международная федерация баскетбола «FIBA» официально объявила, что чемпионат Европы в 2015 году состоится в Украине. Власти страны предложили, чтобы матчи проходили в Одессе, Днепропетровске, Донецке, Киеве, Львове и Харькове. Каждый город для проведения первенства получит из государственного бюджета по двести миллионов гривень на приведение в порядок инфраструктуры. В феврале 2012 года президент Виктор Янукович подписал указ о подготовке к турниру. Кабинету министров поручено разработать план мероприятий и предусмотреть строительство и реконструкцию спортивных арен в принимающих городах.
В Одессе для этих целей решено преобразовать территорию промзоны. Первая очередь преобразований предусматривает строительство спортивного комплекса на шесть тысяч зрителей на месте завода «Одессельмаш». Арена, по замыслу проектировщиков, сможет служить и для проведения концертных мероприятий. Концерт-холл будет рассчитан на семь с половиной тысяч зрителей. Кроме стадиона, здесь появятся: развлекательный комплекс, офисный центр, аквапарк, яхтенный комплекс, спортивная деревня с ресторанами и торговыми местами, а также набережная и пляж.
Всю территорию предполагается разделить на четыре зоны: административно-деловую, культурно-спортивную, торгово-развлекательную и зону внешнего транспорта. Паркинг будет рассчитан на полторы тысячи машиномест.
Площадь проектируемой территории — 154,3 гектара. Из них девяносто гектаров занимает производственная зона, 10,3 га — жилая, 6 га — зона обслуживания, 5,6 га — зеленые насаждения. Согласно проекту, производственная зона сократится до 5,7 гектара, жилая — до десяти, а вот зона обслуживания увеличится до 73 гектаров. Проектировщики пообещали, что площадь зеленых насаждений в районе строительства не сократится, а даже возрастет в два с половиной раза, в частности, за счет предусмотренных пешеходных аллей.
В ходе дискуссии у архитекторов и присутствовавших представителей общественности (ох уж эта вездесущая и неуемная общественность) были разного рода сомнения и претензии к представленному детальному плану территории. В частности: рассматривалась ли экономическая составляющая при строительстве на указанной территории, учитывался ли ее сложный рельеф и высокий уровень грунтовых вод; выдержат ли старые электросети возведение целого ряда новых масштабных объектов, если жители Лузановки и без того испытывают проблемы с электричеством. А тут еще некстати появились слухи, что ради Арены придется пожертвовать памятниками культурного наследия в указанном районе, и что, если первая очередь строительства электротранспорт не затронет, то во вторую очередь трамваи уберут. Да и отсутствие ансамблевости объектов проекта налицо.
Но все дискуссии и сомнения прекратил заместитель главы облгосадминистрации Александр Малин, выступивший в поддержку строительства нового Дворца спорта на территории бывшего ЗОРа. Вице-губернатор опроверг все слухи о нарушении движения электротранспорта:
— Никаких серьезных аргументов против этого проекта, кроме воинствующей некомпетентности, я не услышал. Не знаю, откуда взялась провокационная информация о снятии трамвайного маршрута, соединяющего центр города и жилмассив Котовского.
Малин напомнил, что на указанной территории долгое время планировали развивать инфраструктуру Одесского порта, возводить транспортно-логистические и перегрузочные комплексы. Но сегодняшняя конъюнктура подсказала иное решение — осваивать зону, которую принято называть ущербной и мертвой, путем строительства торгово-развлекательных, спортивных и торговых учреждений.
Властям идея возведения большого спортивного и концертного комплекса пришлась по душе. Вице-губернатор рассказал, что до того, как появилось это предложение, велось детальное проектирование капитальной реконструкции старого Дворца спорта, которая обошлась бы государственному бюджету примерно в пятьсот миллионов гривень. Теперь эта идея отпала, и власти меняют проектное решение относительно действующего Дворца спорта на проспекте Шевченко. Там будет проведена лишь реконструкция входного павильона, выполнены инженерные и фасадные работы, на которые в целом будет потрачено средств в пять раз меньше, чем предполагалось ранее.
А. Малин также заметил:
— Да и наша культурная жизнь обеднена из-за отсутствия в городе такого объекта. К примеру, гонорар Хосе Каррераса составляет примерно пятьсот тысяч евро. Если поделить это на количество мест в филармонии, затраты на транспорт и рекламу, мы получим сумму, которую себе не сможет позволить ни один одессит, любящий классическую музыку. Если же поделить эту сумму на семь с половиной тысяч мест, то получим цену на билеты, доступную людям со средним достатком. В этом целесообразность и обоснованность появления такого объекта.
В итоге проектировщики заверили, что при сооружении универсальной спортивной арены не пострадает ни один объект культурного наследия и не будет ликвидировано трамвайное сообщение Пересыпи с поселком Котовского. Да, расширение дорожного полотна предполагается, при этом трамвайное полотно будет модифицировано аналогично улице Преображенской, где трамвайные пути являются частью дорожного полотна.
Выступая в защиту строительства универсальной арены, опытный коммунальщик и заядлый спортивный болельщик Михаил Козырев сказал:
— Одесса потеряла футбол, теперь не потерять бы баскетбол.
В итоге члены Градсовета, признав, что ансамблевой системе застройки нужно учиться, а проект в этом смысле следует несколько доработать, единодушно поддержали его, выразив уверенность, что строительство спортивно-развлекательного комплекса создаст равновесие с исторической частью города и позволит выровнять картину застройки Одесского залива.
А вот рассмотрение следующего вопроса прошло, в противовес предыдущему, намного быстрей и было значительно малочисленней. Детальный план территории в границах улиц: Штилевой, Николаевской дороги, Проектируемой и железной дороги в Одессе почти не вызвал вопросов. Автор проекта — ЧАО «Одесгражданпроект». Заказчик — ЧП «Южная Пальмира» и ООО «Туристический комплекс «Дельфин».
На этой территории предусмотрено размещение жилой квартальной застройки в четыре-девять этажей с внутренними двориками на 899 квартир. Площадь квартир — 43 тысячи квадратных метров. Проектом также предусмотрены: торгово-развлекательный комплекс, дет-ские и спортивные площадки, фитнес-центр. На месте гаражей вдоль железной дороги разместится многоуровневый паркинг на 1524 места. Предполагается реконструкция дорожной сети, строительство эстакады и пешеходного бульвара для связи с парком и побережьем. Имеющиеся застройки будут сохранены. Памятников охранного значения на этой территории не обнаружено. В итоге ДПТ был принят без серьезных возражений.
Был и третий вопрос заседания. Неожиданный. На нем Одесский градсовет утвердил проект памятника Малой авиации Одессы, который предполагается установить в сквере Космонавтов, на пересечении проспекта Гагарина и Фонтанской дороги. Памятник будет посвящен истории развития авиации в Одессе.
Автор идеи — участник ОСОАВИАХИМа и слетов авиамоделистов до 1940 года, мастер спорта, заслуженный авиамоделист и изобретатель 94-летний Игорь Кулаковский — лично участвовал в заседании. В 1952 году Кулаковский создал уникальный в своем роде малолитражный беспилотный самолет и установил абсолютный рекорд, который до сих пор не побит, по длительности беспосадочного перелета самолета с механическим двигателем. Модель продержалась в воздухе шесть часов одну минуту. Тринадцать лет Игорь Алексеевич ходил по инстанциям с предложением увековечить свое изобретение… в Городском саду.
Автор архитектурной части проекта — второкурсник Одесской государственной академии строительства и архитектуры Дмитрий Бахтин представил два варианта памятника — в Горсаду и в сквере Космонавтов. Он рассказал, что самолет будет точной копией легендарной модели и выполнен по чертежам, сделанным еще в 1959-м году в масштабе 1:1, ширина крыльев составит три метра.
Члены Градсовета согласовали концепцию памятника со спиралевидным постаментом и приняли второй проект, объяснив престарелому авиатору, что при всем уважении к его заслугам будущий памятник никак не вписывается в пространство Горсада. Именно сквер Космонавтов — для композиции наиболее удачное место. Сама структура парка, поделенного на лучеобразные аллеи, гораздо больше подходит для такого монумента. Своего соглашения заслуженный авиамоделист пока не дал.
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2025 S&A design team / 0.007Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |