![]() |
|
![]() |
![]() |
В Одессе увольняется бессменный начальник облуправления охраны объектов культурного наследия Наталья Штербуль. Историки оценивают ее деятельность неоднозначно, но замены не видят
Одессу всколыхнуло известие об отставке бессменного начальника областного управления охраны объектов культурного наследия Натальи Штербуль, которая возглавляла ведомство почти 30 лет. Эту информацию она подтвердила «Вестям».
«Это случилось все неожиданно. Сейчас заявление об увольнении по соглашению сторон находится в отделе кадров. Такая была дана оценка моей работе руководством», — пояснила Наталья Штербуль, дав понять, что уходит не по собственному желанию.
Отставку чиновницы общественность восприняла не как очередную кадровую перестановку, а как значимое событие, способное изменить политику в сфере охраны архитектурных и исторических памятников Одесского региона. «С ней связан целый пласт в истории нашего города и области. Сейчас археологи и историки разделились на два лагеря: одни говорят, что уволили ее зря — у нее колоссальный опыт работы, устоявшаяся система сотрудничества с научными структурами. Вторая группа ученых считает, что нужен новый человек, новые подходы к работе», — поясняет нам такой резонанс одесский историк Владимир Полторак.
ЭКСКАВАТОРЫ И ПОЖАРЫ
Археологи говорят о немалом ворохе проблем в Одессе и области, которые накопились за последние годы, в том числе об уничтожении археологических объектов. Среди самых скандальных называют повреждение Жеваховой горы, уничтожение части Измаильской крепости, непродуманная реставрация средних ворот Белгород-Днестровской цитадели.
«В 2006 году экскаватор снес культурный слой на Жеваховой горе в Одессе. Здесь находится крупнейшее античное святилище», — говорит кандидат исторических наук Андрей Красножон. Похожая ситуация произошла в конце прошло года и в Измаильской крепости, там тоже потрудились экскаваторы, о чем ранее писали «Вести».
Одесский губернатор уволил главного охранника памятников. Фото 1
На Жеваховой горе потрудился экскаватор. Фото из архива Андрея Красножона
«Уничтожены как раз те валы, которые когда-то брал штурмом де Рибас. Восстановлению ничего не подлежит», — напоминает Красножон.
Впрочем, в обоих случаях Наталья Штербуль признавала, что нарушения произошли, а в случившемся обвиняла местные власти и силовиков.
Одесский губернатор уволил главного охранника памятников. Фото 2
В Измаильской крепости уничтожили культурный слой. Фото: izmacity.com
«Сначала экскаватор в Измаиле поработал беспрепятственно, а потом появились общественники, которые вдруг заметили последствия. Почему же не стали бить в колокола, когда все только началось? Как один человек может за всем уследить?» — возмущается археолог Татьяна Самойлова.
В самой Одессе тоже немало уникальных объектов, которые за последние годы фактически были уничтожены.
«В нашем городе есть такая прискорбная тенденция — доводить объект до такого уровня, при котором он уже не подлежит восстановлению. А потом — разрешение на снос и строительство новых зданий», — говорит Красножон.
Среди таких памятников архитектуры: дом Руссова, переживший несколько пожаров, сгоревшие английский клуб и пивзавод Санценбахер. Всего из-за доведения до аварийного состояния Одесса уже безвозвратно потеряла порядка 40 домов, числившихся в перечне памятников архитектуры.
Одесский губернатор уволил главного охранника памятников. Фото 3
Первый одесский пивной завод Санценбахер сгорел и превратился в руины. Фото: reporter.com.ua
В то же время среди достижений Штербуль называют реконструкцию оперного театра, немецкой кирхи, еще порядка 200 зданий в исторической части города: «Можно говорить о том, что где-то пошли трещины, но это уже зависит от конкретных людей, которые эксплуатируют эти здания. Но объекты спасены от разрушения», — уверена Самойлова.
НУЖЕН КОНТРОЛЬ
Опрошенные нами ученые-историки сходятся в мнении, что кто бы не пришел вместо Штербуль, главная задача общественности — неусыпный контроль за действиями как управления, так и силовиков и собственников зданий: «Начальник управления не имеет достаточно рычагов влияния на собственников, которые зачастую доводят памятники до разрушения. Тут нужна помощь всех небезразличных», — уверен Полторак.
А среди первоочередных задач, которые должен решить преемник Штербуль, называют спасение разрушающегося здания, в котором находится городская инфекционная больница — с перенесением самой больницы в другое здание, срочная реставрация Польского спуска, а также ограничение этажности новостроек в исторической части Одессы.
Впрочем, многие сходятся, что настолько опытного специалиста, как Наталья Штербуль найти будет и в самом деле нелегко, а потому она вскоре может вернуться в управление. Губернатор Владимир Немировский может оказаться в непростой ситуации выбора нового руководителя управления, поскольку найти специалиста необходимого уровня непросто. По нашей информации, временным исполняющим обязанности начальника станет нынешний заместитель Штербуль Федор Стоянов. Однако искать постоянного руководителя будут не только в Одессе.
«НЕ ВИЖУ ДОСТОЙНОГО ПРЕЕМНИКА»
- Я Наталью Анатольевну Штербуль знаю лет 20 и могу утверждать: если у нас сохранились памятники архитектуры, то благодаря ей, — считает заведующая отделом археологии Северо-Западного Причерноморья Института археологии НАНУ Татьяна Самойлова. — Она стояла у истоков создания управления. Когда говорят о том, что есть какие-то недостатки в сфере охраны культурного наследия, то хотела бы напомнить, что ответственность за сохранность объектов несут много людей — и силовые органы, и местные власти, и каждый одессит. А благодаря ей отреставрированы Оперный театр, спасены Русский и Украинский театры. На сегодня я, к сожалению, не вижу специалиста в нашем городе, который мог бы заменить ее.
«НИ ОДИН ПАМЯТНИК НЕ СТАЛ ЗАПОВЕДНИКОМ»
- Я считаю, что сменить руководителя давно пора, — уверен кандидат исторических наук Андрей Красножон. — В регионе есть ряд археологических объектов, на которых допущены вопиющие нарушения законодательства. Они были допущены при косвенном, молчаливом согласии Натальи Штербуль. За 30 лет ее работы в регионе ни один наш памятник архитектуры не получил статуса государственного или национального заповедника — например, Белгород-Днестровская и Измаильская крепости, кладбище XVIII века в селе Усатово. При смене статуса финансирование шло бы из Минкультуры. Но этого сделано не было.
![]() Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2025 S&A design team / 0.006Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |