![]() |
|
![]() |
![]() |
Не самая оптимистичная экскурсия по парку имени Т.Г.Шевченко
О довольно плачевном состоянии наших парков говорено немало. Центральный парк, носящий имя Тараса Шевченко, — не исключение. Как делает акцент одесский краевед, член Правления областной организации Украинского общества охраны памятников истории и культуры Геннадий Калугин, парк имеет довольно громкий статус «памятника садово-паркового искусства». Уже ему-то, казалось бы, самим статусом определено быть «лучшим». Что на деле?
Плитка проседает, борты «расползаются»
На деле мы долгое время вообще не знали, что же за колонна такая возвышается «там, на горке» в центральной части арка. Она была как бы без опознавательных знаков: когда, в честь кого или чего воздвигнута — это было только ведомо знатокам Одессы. Напомню, кстати, что парк (как потом и колонна) были названы Александровскими, в честь посещения Одессы императором Александром II, который по случаю открытия парка даже собственноручно высадил в нем дерево. Теперь, к счастью, историческая справедливость восстановлена. Колонна теперь получила прежний вид, статус и название. А центральная аллея, которая протянулась от памятника Тарасу Шевченко до Аллеи Славы, с недавнего времени также именуется Александровской. По ней и проходит наша не совсем радостная экскурсия с краеведом Геннадием Калугиным.
Почему же безрадостная, если она теперь приведена в порядок, ее отремонтировали и преобразили?
— Да, на аллее проводился капитальный ремонт, она, как видите, покрыта тротуарной плиткой, которая называется «старый город». И скамейки новые есть, но давайте ко всему этому приглядимся более внимательно, — говорит Геннадий Калугин. — Ведь если тратить деньги, а работы по ремонту Александровской аллеи обошлись городу, как гласят официальные источники, в 8 миллионов гривен, то на то, чтобы стало лучше. А стало ли лучше?
Геннадий Калугин выражает сомнение по поводу самой плитки. Теперь по огромной аллее детям ни на скейтах уже не покататься, ни на роликах. Дети и подростки катаются дальше — у стадиона, где еще сохранился асфальт. Мамам с колясками стало сложней прогуливаться с малышами по этой плитке. Кроме того, Геннадий Александрович, досконально изучив тему, сразу же указывает на места, где только-только уложенная плитка, уже заметно просела.
— Что будет через год-два с таким качеством? — спрашивает он и тут же указывает на поребрики, сквозь которые уже пробивается трава. — Видите, они просто «расползаются». А ведь это ручная работа и стоит она достаточно дорого. А вот здесь поребрики вообще в жутком состоянии, остались нетронутыми. Когда-то откосы были выложены диким камнем. Это и создавало вот ту самую историчность, к которой мы все тяготеем. Уютно было на этой аллее, тени было много. А теперь вот посмотрите на ряды лип и газоны.
Все для нашего удобства?
Да, в самом деле, почему-то вышло так, что ряды старых деревьев теперь стоят не посередине, а отклонены в одну сторону. Даже «карманы» специальные сделаны — в тех местах, где дерево совсем уж «целуется» с бортами. Получилось, что дорожки «наезжают» на деревья.
— Цветов на газонах было больше, как и зеленой травы. Теперь же, как видите, некоторые газоны вообще остались почему-то «пустыми». Что касается скамеек, то их на аллее до капитального ремонта было в три раза больше, — рассказывает Геннадий Калугин, — и все они находились в тени. Так специально было задумано, когда их устанавливали вдоль аллеи еще в тридцатых годах прошлого столетия. Получается, тогда больше об удобстве людей думали? Скамейки находились в тени, потому что специально были «утоплены» под деревьями. Отдыхающие как бы в беседке находились.
Теперь новые скамейки (кстати, очень удобные) почти пустуют днем, потому что кому же захочется сидеть на открытом солнцепеке? Геннадий Калугин показывает нам следы от прежних скамеек — они в некоторых местах еще отлично просматриваются. В самом деле, уж очень их выдвинули теперь вперед — на очень и очень жаркое одесское солнышко. Да сами деревья, и туи в частности, тоже зачастую выглядят «не очень» — засохшие ветки постоянно бросаются в глаза.
— А вот боковые аллеи, которые протянулись влево и вправо от Александровской, и, кстати, более теневые, вообще остались нетронутыми, — продолжает Геннадий Калугин, указывая нам на эти «стежки-дорожки» со вздыбленным старым асфальтом и тем, что от него осталось. — Кроме того, с центральной аллеи повернуть на боковые можно только пешком. Если вы с коляской, то это уже большая проблема.
Одна такая мини-аллейка вывела нас на место, где когда-то была детская песочница. Теперь это небольшой мусорник. Рядом валяются бутылки. Скамеечки здесь старенькие, неудобные. Геннадий Калугин подсказывает, что такие места в парке называются «ландшафтными уголками». Получается, осталось одно название.
— Очень жаль, что убрали с Александровской аллеи старинные чугунные столбы. Это ведь был еще один «живой» кусочек истории города — эти столбы многие называли «вечными». Мне кажется, что их следовало сохранить. А теперь вот столбы с фонарями теряются среди крон: освещение вечером здесь не очень, все ветками перекрывается.
Проходим мимо управления парком. Знаток Одессы Геннадий Калугин рассказывает, что это помещение значительно переделано. Между тем, именно здесь находилась первая в городе трамвайная станция. Отсюда первые одесские электрические трамваи следовали в центр города.
— Напротив вы видите сохранившееся еще одно историческое здание. Это трансформаторная будка. Сейчас она пустует. Сохранить бы: — печально отмечает Геннадий Александрович. — Мы же так часто утверждаем, что нужно отдавать наши исторические долги. Вот, например, та же Александровская колонна. Да, восстановили. Но там вы не отыщете хотя бы крохотную табличку, что именно на этом месте находилась крепость — Андреевский бастион (земляной крепостной вал) пограничной Хаджибейской крепости, которая была построена позже упразднена «как признанная неспособной к обороне».
Наша небольшая экскурсия подходит к концу. Мы находимся у большой площади перед обновленным стадионом. Геннадий Калугин обращает внимание на еще одну «странность».
— Вот мы стоим у стадиона, верно? Так вот недавно, когда я здесь проходил, ко мне обратился прохожий с вопросом: «А где стадион?». Я удивился, показываю: «Вот же он!». А он мне в ответ: «Так хоть бы табличку какую-нибудь вывесили, что ли? А то ведь значится огромными буквами: «Бизнес-центр «Шевченковский». Как понять приезжему, что это и есть ваш стадион?».
Post Scriptum
Что ж, действительно, догадаться сложно... Впрочем, сложностей в парке Шевченко много, и их все равно преодолевать и устранять. Причем, наиболее острыми из них остаются строительство новой электроподстанции и судьба большой территории, где когда-то находился Зеленый (Летний) театр. Впрочем, это уже другая история...
![]() Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2025 S&A design team / 0.009Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |