![]() |
|
![]() |
![]() |
Народный депутат Александр Пресман, бывший член Партии регионов и бывший член фракции ПР в Верховной Раде, сегодня входит в группу «Экономическое развитие». Человек с весьма разноплановым жизненным опытом, обширными связями, информированный, в меру независимый и достаточно открытый. Сегодня Александр Пресман рассчитывает снова пройти в Верховную Раду. Или же создать в Одесском областном совете блок Пресмана, который будет плотно заниматься вопросами децентрализации власти.
Разговор о переменах в стране, реформах, коррупции, выборах мы начали с работы казначейства. С наболевшего. Несмотря на то, что Пресман трепетно относится к своему 139-му округу с центром в городе Раздельное, что на Одесчине, его имя сейчас на слуху у представителей одесской общественности, которые связывают с ним реализацию крупного проекта берегоукрепления в пригороде Одессы, приморском селе Крыжановка, стоимостью более чем 20 миллионов гривен. Этот проект начат в 2012 году с целью остановить сползание в море жилых домов. Деньги на его реализацию выделил из своего бюджета сельсовет. Но из-за блокирования средств казначейством проект на сегодня остановлен. И под угрозой разрушения оказались уже выполненные противооползневые сооружения.
— Я хочу сказать, что казначейство — это самая бандитская структура, которую я вообще встречал, — возмущается Александр Пресман. — Сегодня глава Государственной казначейской службы Татьяна Слюз выстроила работу таким образом, что бюджетные деньги получают те, кто дает откаты. 17% от суммы — это минимально. И это по всей стране. Кстати, начинали с 10%.
— И есть доказательства?
— Я знаю, что говорю. И пусть она в суд на меня подает. Это ведь не мой личный вопрос, а местных советов и громад. Это проблема задолженности бюджета предприятиям, и, как следствие, долгов по зарплате. Ко мне обратился доктор Лиманский, главный врач больницы в городе Южный. Это мой округ. Долг более 1 миллиона гривен. Вопрос находится на рассмотрении в судах. Это деньги местного Южненского совета. Это их налоги, средства бюджета развития. Но я до Слюз, с которой мы работали в Верховной Раде в одном комитете, дозвониться, достучаться не могу. На мой запрос она ответила: финансируются только закрытые статьи. Она забыла, что сегодня необходимо достраивать больницы, ремонтировать крыши и так далее. Важно понимать — на бюджетных счетах местных советов формально деньги есть, и немало. Но на практике правительство пользуется ими для того, чтобы, например, затыкать огромные дыры Пенсионного фонда. Поэтому для городов и поселков денег практически нет — только на заработную плату. Зато Казначейство на всех уровнях облеплено «решалами», выплата «отката» которым волшебным образом помогает местным советам получить свои законные, но уже «надкушенные» средства.
— Но казначейство блокировало средства местных бюджетов и бизнеса и в прошлом году?
— Да, проблемы были и раньше. Поэтому, считаю, необходимо вообще убрать такую структуру как казначейство. От этой службы страдают все. В том числе, малый и средний бизнес, который должен как-то выживать в нынешних сложных условиях, в условиях войны. Ведь на востоке идет война. А бизнес помимо всего прочего сегодня еще и дополнительным налогом на войну обложили.
— Вы же за него тоже проголосовали?
— Да, проголосовал. Потому что нужно где-то взять более 9 миллиардов гривен. Но я был категорически против того, чтобы давать почти 2 миллиарда на восстановление Донбасса. Ефремовы, Ахметовы вполне могут за свои деньги его отстроить. Они его разрушили — пусть и восстанавливают.
Хочу подчеркнуть — нагрузка на бизнес идет сегодня колоссальная. Возьмите тот же НДС или таможенные платежи. Даже если исключить откаты и поборы, то мы увидим, что приготовленные для бизнеса улучшения — это дополнительная фискальная нагрузка. Раньше в системе выплаты НДС через площадки участвовала налоговая администрация, налоговая милиция, суды, через которые выбивали НДС. Но его хоть как-то можно было получить. А теперь — никак. Только избранным. Например, Ринату Леонидовичу.
Или возьмите таможню. Бизнес, который работает по прямым контрактам, завозит грузы по договорным ценам. Таможня же применяет индикативные, а они на порядок выше контрактных, и при этом устанавливаются таможней в ручном режиме: заплатил — получил индикативную цену ниже; не заплатил — задрали цену до потолка. В итоге больше платежей поступает в бюджет. Но при этом больше нагрузки на бизнес.
Я не вижу сегодня разницы между Присяжнюком, который в розыске, и Швайкой, который запрещает по надуманным причинам завозить бизнесу мясо в Украину (кроме избранных фирм). Этот список можно продолжить.
— Вы раньше госчиновников не критиковали. Что изменилось? Вы боялись говорить или тогда столько не брали, как теперь?
—Конечно, «обналичка» была — от 8 до 14%. Существовали «госпрограммы», во главе которых стоял Клименко. Когда пришел в Налоговую Билоус, плата за «обнал» на «площадках» сократилась примерно до 4%, поскольку «площадки» стали пиратскими. Но схема «обнала» не закрыта. Ничего не поменялось. Может, поэтому казначейству не хватает денег? Что же касается моего молчания, то могу сказать: да, был страх. Вы знаете, как трех депутатов лишили мандата. Я не хотел сидеть в тюрьме, как Игорь Марков. Его упрятали в СИЗО отнюдь не за позицию по России, а за его гонор и отказ голосовать за законопроект по векселям. Арбузов мне и Маркову тогда сказал: не будете голосовать, я займусь вашим бизнесом. У меня нет никакого бизнеса, но я голосовал.
— У вас действительно нет бизнеса?
— У меня нет никакой необходимости им заниматься. Я не верю, что в стране что-то изменится, пока армия бездельников — налоговая милиция, таможня — не перестанут брать взятки. Правильно сказал президент: всех в зону АТО. И не только тех, кто работает в военкоматах, а всех, кто имеет погоны и сидит в теплых кабинетах.
— Не могу не спросить о таком проекте, как «Народный бюджет», который канул в Лету вместе с уходом с поста губернатора Одесчины регионала Эдуарда Матвийчука. Под этот проект выделялись большие суммы из бюджета на строительство и ремонт самых разных объектов. Тогда какие были проценты откатов?
— Я этих откатов не видел. Я же не был распорядителем средств. Это были деньги местных советов.
— Проект берегоукрепления в Крыжановке, вокруг которого сейчас много шума, тоже был частью «Народного бюджета». Компанию, выигравшую тендер на реализацию этого проекта, связывают с вашем именем. Вы имеете к ней отношение?
—Я очень благодарен вам за этот вопрос, учитывая тот резонанс, который вызвал проект, а точнее, строительство буны. Хочу сказать, что вообще не участвовал и не участвую ни в каких тендерах и не занимаюсь 17 % отката. У меня достаточно своих денег, чтобы делать те вещи, которые я могу. Что касается проекта, то это разговор как минимум на час. Поэтому, если вкратце, то компания, выигравшая тендер — это прохвосты, которые предложили низкую цену, чтобы заполучить проект. Потом наняли компанию-подрядчика для выполнения работ. Весь шум и нынешние протесты проплачены местным бизнесменом, которому наступила на хвост глава сельсовета Наталья Крупица, которая заняла жесткую позицию и мешает ему грабить село.
— В стране, с вашей точки зрения, что-то изменилось к лучшему?
— Ничего не поменяется до тех пор, пока не будут приняты те или иные реформы.
— Какие первоочередные, наш взгляд?
— Децентрализация власти — номер один.
— Как вы ее представляете?
— Люди должны выбирать губернатора напрямую. А то, что предлагается, — это узаконенные «смотрящие».
— В Одессе произошла смена председателя областного совета. Как вы к этому относитесь?
— Алексей Гончаренко заслужил доверие у президента своими действиями и поступками. Гончаренко четко показал свою проукраинскую позицию. Большинство в совете выступает за стабильность. А Палица и Гончаренко смогут ее обеспечить. У них нет другого выхода. У них есть один батька, как и у всех украинцев. Это Порошенко Петр Алексеевич.
— А Коломойский?
— Палица — член команды президента. Я в этом уверен. Да, он связан с Коломойским по линии бизнеса, но я считаю, что это не совсем плохо. При этом Палица в области — самостоятельная фигура. У него нет «куратора». За его плечами нет «смотрящего». Это невозможно априори. Хотя «смотрящие» вообще-то никуда не делись, но они сегодня не у дел. Повторюсь, если сегодня будет Палица, то будет стабильность, порядок и защита одесситов и жителей области от чумы, которая прет отовсюду. Нас пугают Приднестровьем, высадкой десанта… Ситуация неимоверная сложная, накаленная. Пример тому — концерт Ани Лорак.
— Но, как мне представляется, концерт как раз и показал, что власти, зная заранее о бойкоте Лорак, не сумели предотвратить столкновение?
— Дело в том, что есть самозванцы, которые выдают себя за борцов с Евромайдана и вымогают деньги у людей. Как я понимаю, начали вымогать их у организаторов концерта. Получили и решили о себе заявить. Мол, певица осознала свою ошибку, и мы ее простили. Именно они и спровоцировали «Правый сектор» и «Свободу», которые дали им понять, что Родина не продается ни за 100 тысяч, которые они получили, ни за 100 миллиардов. И ни за какие другие деньги.
Но милиция в любом случае поддаваться на провокации не должна. Кто-то что-то не так сказал, посмотрел. Знаете, я был в госпитале недавно, привозил лекарства для раненых наших солдат. Там лежит один пацан, Максим, родом из нашей Беляевки, веселый прекрасный парень. А рядом с ним Аркадий из Николаевской области и еще паренек из Львовской. Они мне все в сыновья годятся. Ребята разные, разные ранения, разные эмоции, ментальность. Все это понятно. Кстати, все они опять хотят идти воевать. Так вот, двое со мной разговаривали, а паренек из Львовской области не захотел…
Приведу еще один пример. Я был в своем округе в одном из районных центров Одесчины. Местные женщины, увидев меня, тут же произнесли: «Слава Украине». Я ответил «Слава героям Цебриково». У нас сегодня с этим перебор. Я хочу отметить, что Одесская область сегодня собрала богатый урожай — более трех миллионов. Вот о чем надо говорить и думать.
— Что вы скажите о мэре Одессы Геннадии Труханове?
— Я действия Труханова не комментирую.
— Почему?
— Не хочу.
— Губернатор Игорь Палица объявил войну народному депутату Сергею Кивалову. Что это значит? Передел сфер влияния или восстановление законности и справедливости? Ведь губернатор собирается отобрать у юридической академии бывшую межрейсовую базу моряков в прибрежной зоне в районе Французского бульвара.
— Насколько я знаю, сегодня идет речь о его, Кивалова, чуть ли не сепаратистских взглядах, ранее высказанных в статье, опубликованной за его подписью в газете «2000». Но я хочу сказать следующее. У Кивалова есть несколько подчиненных, которым я действительно объявил бы войну. Это коррупционеры и взяточники. Чему они могут научить студентов? Как брать мзду?
— Вы за сохранение мажоритарной составляющей в избирательной системе?
— Нет. Я за европейскую систему с открытыми партийными списками. Но население сейчас к этому не готово. Люди должны понимать, что голосуют за партию, представителем которой на их округе будет Пресман. Но если Пресман набирает нужное количество голосов, а партия нет, то Пресман тоже автоматически в парламент не проходит. Для разъяснения и понимания новой избирательной системы необходимо время, а его у страны, учитывая возможную дату выборов, нет.
— Редакция ZN.UA располагает информацией о том, что ваша кандидатура как депутата-мажоритарщика согласована с президентом страны. Якобы на вашем округе «Солидарность» Порошенко не выставит другого кандидата, по крайней мере, способного серьезно конкурировать. Это так?
— Я буду благодарен президенту, если он доверит мне работать в 139-м округе. Но такого разговора лично у меня не было.
![]() Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2025 S&A design team / 0.006Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |