![]() |
|
На входе в супермаркет царила обычная послеобеденная суета. Автоматические двери, работая в режиме «вход-выход», пропускали группы людей, желавших отовариться по дороге с работы домой. Некоторые спешили, а другие в нерешительности замедляли шаг. По пандусу соседней аптеки на своей коляске безуспешно пытался взобраться инвалид. Как бы извиняясь, он сказал: «Обычно получается, а сегодня я совсем обессилел…»
Несмотря на то, что проблема доступности общественных зданий для инвалидов обсуждается регулярно, к приемлемому решению для всех прийти, увы, пока не удалось. Не все здания оборудованы пандусами, а имеющих удобные въезды для колясок – и того меньше. Допустимых норм стараются придерживаться супермаркеты. А как насчет домов старого фонда города?
Государственные строительные нормы имеют отдельный раздел, касающийся потребностей инвалидов. Оборудовать пандусами фасадные аптеки или магазины в старых домах – вполне осуществимая задача. Но во что превратится внешний вид того архитектурного богатства, которым пока еще гордится Одесса? Представьте себе аптеку с высоким входом и пандусом шириной не менее метра, имеющим необходимый удобный угол в 15 градусов, с поручнями и площадками длиной 1,5 метра в начале и в конце сооружения. Такая конструкция может растянуться на десятки метров. Согласитесь, старые кварталы с подобными сооружениями – малопривлекательное зрелище. Некоторые предприниматели делают у входа в свои магазины своеобразные пародии на пандусы с углом наклона в 30 и более градусов. Вверх по «шедевру толерантности и архитектуры» не то что инвалиду – здоровому человеку подняться трудно, а о спуске и говорить нечего. Иностранные туристы часто задают вопросы: «Что это?» и «С какой целью?..»
По мнению председателя областной организации инвалидов Александра Побережного, проще и дешевле оборудовать высокий вход каждой торговой точки кнопкой вызова.
– Вместо попыток въезда на коляске или подъема на костылях по неудобному пандусу, – говорит он, – при помощи вмонтированного в стену переговорного устройства человек заказывает себе все необходимое. Продавец собирает заказ, сообщает сумму, и, при согласии покупателя, с чеком выносит покупки на улицу. Многие аптеки города уже оборудованы такими приспособлениями.
Нельзя забывать и о качестве пешеходных дорожек, по которым инвалиду-колясочнику надо добраться к аптеке или магазину. Городские тротуары, а на них и здоровому человеку не комфортно, давно стали темой «черных» анекдотов.
На периферии ситуация несколько иная. Въездами для инвалидов оборудуют преимущественно здания сельсоветов. Это делают даже в селах, где нет колясочников. С одной стороны, по пандусу подыматься удобно всем. С другой – строительство объекта, в котором нет необходимости, наводит на мысль о коррупционной составляющей подобного проекта.
Обращаясь к вопросам доступности для инвалидов жизненных благ и по привычке сравнивая Украину со странами Европы, вспоминаешь об одной из главнейших проблем. О транспорте. В Одессе около трех тысяч колясочников. Из них две трети время от времени нуждаются в городском транспорте. Созданная в свое время в городе специальная служба «Инва-такси» стремится помогать, но в ограниченных объемах.
Известно, что компания-перевозчик, декларирующая предоставление специальных услуг инвалидам, получает преференции во время тендера по распределению маршрутов. А со временем, со ссылкой на финансово-технические трудности, обслуживание людей с ограниченными возможностями зачастую ведется по остаточному принципу.
Человек на костылях либо слепой с тростью на общих основаниях вынуждены толкаться в маршрутках. И то, если, увидев их на обочине, водитель соизволит остановиться.
По закону все предприятия общественного транспорта должны обеспечивать доступность своих услуг для людей с ограниченными возможностями. Областная организация инвалидов выступила с предложением создать одну службу, в которую все компании отчисляли бы средства на нужды специального такси. Но транспортники не увидели в этом личной выгоды.
А вот железная дорога по предварительному заказу предоставляет специальный вагон с широким коридором для колясок и различными приспособлениями. Железнодорожники возят целые группы в специальные санатории или на экскурсии в разные регионы страны.
Как бы мы ни старались открещиваться от прошлого, оно все равно напоминает о себе. В былые времена два общества – глухих и слепых – получали серьезные и стабильные производственные заказы. Сегодня, мягко говоря, они прозябают, практически лишившись серьезной государственной поддержки. Это при том, что инвалидов по слуху и зрению в области примерно по 1500 человек. Инвалиды остальных нозологий, а их в области около 110 тысяч, в борьбе за свои права превращаются из людей с ограниченными возможностями в людей с неограниченными способностями, но все равно часто остаются за бортом социализации. Они не хотят, чтобы их жалели, им необходимо наше внимание. Тогда мир сильных людей перестанет быть для нас параллельным.
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2025 S&A design team / 0.007Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |