![]() |
|
![]() |
![]() |
После войны с памятниками в Харькове взгляды вандалов переметнулись на Одессу. На уровне слухов или пустых угроз, но переметнулись. Причем если еще десятилетие назад разрушителей преимущественно волновали «символы тоталитарной эпохи», то ныне — все, что даже косвенно ассоциируется у разрушителей с Россией. Когда гипсовых серпов и молотов не осталось даже на сельских коровниках (еще холуи Ющенко посбивали), в ход пошли нападки на историко-архитектурные, а для цивилизованных людей — и вовсе неприкосновенные ценности. Вот зачем понадобилось поминать всуе памятник Пушкину, установленный не на средства «имперцев» и «собирателей русских земель», а на пожертвования обычных одесситов? Ведь так впору докатиться и до махрового маразма. Взять, к примеру, энциклопедиче-ские данные о нашем Оперном театре: «Одесса получила право строить театр в 1804 году, став третьим городом с театром в Российской империи» — для человека, не отягощенного интеллектом, зато с Бандерой на майке, этого уже достаточно, чтобы расквитаться с архитектурной жемчужиной. А когда националисты изведут все памятное вокруг, то есть вероятность, что начнут мыслить «ширше», а так можно дойти и до разрушений «хрущевок» со «сталинками» за одни их говорящие названия. Бред? Но разве предыдущие действия вандалов не бред?
Взять харьковского Ленина — как-никак памятник монументального искусства, вылитый из бронзы. К слову, самый большой на Украине (был), высотой восемь с половиной метров, а вместе с пьедесталом из красного гранита — подавно больше двадцати метров. Ну, презираете вы товарища Ульянова, так перенесите его в соответствующее место, чтобы хоть студенты-художники приходили изучать стиль эпохи развитого социализма, да и сами бы поучились, как бандер своих на огородах лепить. Но бабуинам не понять… Не понять многого. Например, того, что памятник — он не всегда «во славу» — он память, и уничтожать ее — все равно что добровольно соглашаться на лоботомию. А впрочем, калечат-то Украину люди, явно перенесшие эту процедуру.
Все знают, что после харьковского Ленина начался настоящий ленинопад, коснувшийся и центра страны, и городов юго-востока, которые восстанавливать надо всем миром, а не добивать. И вот сама процедура сноса, радост-ные визги вокруг низвергнутых вождей, которых бабуины боятся даже мертвыми и даже в камне — они-то и заставляют беспокоиться об Одессе.
Ведь как валили Ленина на харьковской площади Свободы? Металлический трос, который прицепили к каменной голове, поранил людей — раз. Монумент являлся памятником монументального искусства, то есть находился под защитой государства — два. А будь он не памятник, а обычный сарай, то все равно для его сноса понадобилось бы решение суда (и не только в цивилизованной Европе, но и на Украине до ее «майдан-перезагрузки») — три. Губернатор Харьковской области Игорь Балута почувствовал себя богом, поправ законы и подписал распоряжение о демонтаже памятника,- четыре. Милиция бездействовала — пять. Итого складывается целая цепочка из уголовных дел, даром что наутро после сноса на месте преступления работала целая бригада следователей. Только о каком законе можно говорить в стране «здобуттей» — и уже через несколько дней после случившегося министр внутренних дел Арсен Аваков распорядился прекратить уголовное производство, возбужденное по факту сноса памятника. «Ленин пусть падает. Чтобы люди не пострадали. Чтобы этот кровавый коммунистический идол, уходя, не добавил себе жертв. Чтобы негодяи и подлецы не воспользовались бурей эмоций харьковчан, не использовали это для очередных столкновений. Я дал команду милиции обеспечивать исключительно безопасность людей, а не идола. После распоряжения губернатора Балуты о сносе памятник МВД не интересует. Важно, чтобы процесс прошел без дополнительных эксцессов», — написал Аваков на своей странице в Facebook.
Больше того, как заявил Аваков, если кто и попытается воспротивиться разрушению памятников, он бросит против несогласных спецназ МВД и Нацгвардию. Милиция с бабуинами — как раз тот случай. И что тут началось! Радикальные группы в соцсетях тут же забурлили: «При такой поддержке мы наконец доберемся и до одесской Екатерины». А самые отмороженные предложили не останавливаться на императрице, а на всякий случай «добраться» еще и до Пушкина.
В результате одесские правоохранители взяли под усиленную охрану и памятник Основателям Одессы на Екатерининской площади, и памятник Пушкину напротив городской Думы. А горожане несколько дней лицезрели на местных телеканалах бегущую строку — заявление одесского отделения «Правого сектора»: «По нашей информации,в Одессе готовится провокация: силы, заинтересованные в дестабилизации ситуации в городе, планируют снести памятники Пушкину и Екатерине Второй и обвинить в этом «Правый сектор». Мы категорически заявляем, что не имеем никакого отношения к этим возможным актам вандализма и осуждаем любые проявления расшатывания ситуации». Оправдание из серии «знает кошка, чье мясо съела». Опустим даже их роль в событиях на Грушевского. Но ведь с чего начинал «Правый сектор» (вернее, «Патриот Украины» — организация, вошедшая в его костяк)? С намерения взорвать памятник Ленину в Борисполе в 2001 году, с теракта — да, «васильковские террористы» (ныне герои) — это о них. Или помните такого Мыколу Кохановского, который ходил в вышиванке по Киеву с кувалдой и стучал по памятникам «тоталитарному режиму»? В метро, перед зданием СБУ, на бульварах и площадях — он испортил множество монументов, отбивая им руки и носы. За что неоднократно привлекался к уголовной ответственности. Так вот он из организации «Тризуб», также вошедшей в «Правый сектор». Это он заявлял: «Если не произойдет революции, то у Украины нет будущего. Мы готовы убивать за Украину «отбросов». Мы не будем никого миловать. Мы захватим власть». Сказали — сделали. Ну и как тут не опасаться за Пушкина? Да и знае-те… Мне лично все равно, имеет ли отдельно взятый умалишенный, готовый валить монументы, какое-то отношение хоть к «ПС», хоть к «Свободе», хоть к УНА-УНСО и любой другой радикальной организации — может, у него только справка психдиспансера имеется, а не партийный билет. Но вот ответственности с тех, кто выпустил джинна вседозволенности и ксенофобии из бутылки, я бы не снимала. Все помнят крики радикалов на «майдане» «За оружие!»?.. Так вот они были услышаны, и отнюдь не самой здоровой частью нашего общества.
Не будем также списывать со счетов и тот факт, что в производстве Одесского апелляционного административного суда находится иск с требованием демонтировать памятник Основателям Одессы — Екатерине Великой и ее сподвижникам: де Рибасу, де Волану, Потемкину и Зубову. Инициаторами процесса стали «Ассоциация козацких обществ «Сич» и одесситка Надежда Содоль, свидетельница в «деле о разбитой губе националиста», постоянная участница различных националистических митингов.
В качестве «железного аргумента» за снос скульптурной композиции истцы указали «страшное»: «Памятник является местом, где постоянно проводятся крестные ходы сторонников России, что является унижением украинского народа даже после смерти императрицы, которая и при жизни гнобила украинский народ».
Впрочем, это уже не первая попытка напасть на императрицу, возвращения которой на свое историческое место ждали 90% одесситов (результаты соцопроса горисполкома за 2007 год). Пять лет назад националисты уже подавали подобный иск, однако тогда суд Приморского района не удовлетворил их шизофренический порыв, не усмотрев в бронзовой Екатерине ничего противозаконного. Однако в этом году козаки потребовали в суде провести некую «научно-историческую экспертизу памятника Основателям Одессы и Екатерининской площади». Суд отклонил и это требование. По словам адвоката ассоциации казацких организаций Сергея Кармазина, данная экспертиза необходима для того, «чтобы одесситы поняли, почему организация «Сич» добивается демонтажа памятника».
«В этом деле,кроме правовой части,надо разобраться и с исторической, которая важна всем. Ни Потемкин, ни де Рибас, ни другие фигуры на памятнике не являются основателями Одессы. Городу не 200 лет, а минимум в три раза больше. Историки должны пояснить обществу и суду, так это или нет. Мы семь лет доказываем в судах незаконность установки памятника деятелю другого государства. Россия хочет доминировать над Украи-ной. По масштабам уничтожения другого народа Екатерину можно сравнить с Гитлером. Установка памятника Екатерине в Одессе — это все равно что установить памятник Гитлеру в центре Тель-Авива», — заявил Кармазин.
Тут, как говорится, каждому своё. Но если одна сторона требует проведения научно-исторической экспертизы, то на месте оппонентов не грех потребовать и медицинской экспертизы истца…
В общем, с лета «дело Екатерины» зависло в судах (не закрыто, а переносится), однако вновь начать спекуляции на памятниках понадобилось сейчас, накануне выборов. Совсем недавно на встрече с кандидатами в народные депутаты мэр Одессы Геннадий Труханов заявил, что главное — и перед выборами, и после — это мир и спокойствие в городе. Не все, видно, к этому прислушались или с этим согласны.
А нам же остается не реагировать на провокационные заявления. Тем более понятно, что после выборов, когда оппоненты начнут упрекать друг друга в воровстве голосов и фальсификациях, главная цирковая арена вновь перенесется в Киев на «майдан». А одесские памятники как стоя-ли, так и будут стоять.
![]() Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2025 S&A design team / 0.009Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |