![]() |
|
![]() |
![]() |
Город намерен увеличить присутствие своих коммунальных предприятий-перевозчиков в городской маршрутной сети, потеснив частных извозчиков, коих в Одессе с десяток предприятий.
Речь идет о сугубо автобусных перевозках. Одно из предприятий — КП «Авто-сервис», которое вот уже 16 лет занимается пассажирскими перевозками в пределах Одессы, оказалось неконкурентоспособным, и это признают в городском департаменте транспорта, связи и организации дорожного движения. Предприятие хоть не является убыточным, но и большого дохода не приносит (за прошлый год его прибыль составила 127 тыс. грн). В мэрии считают, что повысить рентабельность предприятия вполне реально. С помощью традиционных схем реорганизации, уплотнения и слияния возможно решить одну из главных стратегических задач города — создать мощное, конкурентоспособное коммунальное предприятие по перевозке пассажиров. Тем более что в нынешних условиях стоит очень важная задача — оценить эффективность использования городских активов, в какой бы форме они ни находились.
- Прежде всего, необходим контроль выделенных средств, которых сегодня не хватает. Мы должны бережно относиться к каждой копейке. Немаловажной частью является удовлетворение потребностей и просьб жителей города... Важно рационально использовать активы города. Это касается и объектов коммунальной собственности, а также коммунальных предприятий и работы всех структурных подразделений, — подчеркнул Одесский городской голова Геннадий Труханов.
Сегодня доля КП «Авто-сервис», работающего в прибыльных перевозках, составляет всего 7,12% рынка автобусных перевозок. Автобусы предприятия перевозят пассажиров на семи городских маршрутах (№ 6, 16, 190, 191, 233, 237, 288), при этом два из них являются маршрутами «обычного» режима, то есть перевозят льготников. Прибыль предприятия невелика. Оно вообще, по словам исполняющего обязанности директора городского транспортного департамента Валерия Новикова, еле-еле сводит дебит с кредитом, и основная причина тому — отсутствие, начиная с 2000 года, программы развития маршрутной сети предприятия. За 14 лет не выигран ни один маршрут, а в 2010 году из-за запрета работы маршруток по Французскому бульвару прекращено движение на одном из обслуживаемых предприятием маршруте — 193-м. Тогда можно было изменить схему движения, но нехватка собственных автобусов и зависимость от привлеченных частных транспортных средств не позволили этого сделать. К слову, на балансе предприятия находится всего лишь 16 автобусов, 89 — это привлеченные у частников машины.
Очевидно, что в условиях, когда ежедневно на улицы Одессы выходят 1 тыс. 300 автобусов, предприятие не то чтобы не выигрывает конкуренции, оно не может быть равноправным участником конкурса на право перевозки пассажиров автомобильным транспортом. Это следует исходя из постановления Кабинета министров Украины от 3 декабря 2008 года (№ 1081), регламентирующего порядок проведения конкурса по перевозке пассажиров на автобусном маршруте общего пользования. Частный извозчик, имеющий наиболее рентабельные маршруты, стал главным действующим лицом, отмечает Валерий Новиков. При таком мизерном проценте перевозок предприятиями коммунальной собственности, включая Одесгорэлектротранс, он диктует свои условия заказчику услуг — городу.
Авто-сервис мог бы работать намного эффективнее, принося прибыль в городскую казну, считает мэр Одессы Геннадий Труханов. Но так исторически сложилось, что в свое время предприятие было отдано в частные руки и практически уничтожено. Ситуацию в корне необходимо менять. Этот коммунальный перевозчик должен стать базовым, получив наиболее рентабельные маршруты, так как он выполняет прежде всего социально направленную задачу — перевозит пассажиров льготной категории. Для подобного заявления есть определенные основания и наработки специалистов городских профильных структур. Одним из путей наращивания рентабельности Авто-сервиса транспортники видят в реорганизации КП и в его слиянии с еще одним коммунальным предприятием, которое имеет лицензию не только на перевозку пассажиров электротранспортом, но и автомобильным транспортом. На базе КП «Одесгорэлектротранс» можно создать коммунальное предприятие, которое будет иметь максимальные критерии оценки для участия в конкурсах на право перевозки пассажиров, начиная с характеристики производственной базы, условий техобслуживания и ремонта подвижного состава и заканчивая условиями контроля за состоянием здоровья водителей, опытом работы на рынке перевозок, другими показателями, которые в значительной степени будут выделять новое транспортное объединение в сравнении с другими автоперевозчиками.
- На ближайшей сессии мы вернем Авто-сервис, — заявляет Геннадий Труханов. — Это предприятие будет работать, зарабатывать деньги и помогать предприятию (Одесгорэлектротрансу — прим. авт.), которое сегодня убыточно, потому что возит по льготным тарифам. Вот это я называю примером системного преобразования. Такое объединенное предприятие изначально выиграет любой конкурс, тендер по условиям. Почему по маршрутам трамваев и троллейбусов должны ходить частники, которые забирают весь пассажиропоток на себя, а мы — перевозить только льготников? Хотя и они должны перевозить определенный перечень льготных пассажиров, но я получаю жалобы от ветеранов, льготников, что это не всегда соблюдается. Конечно же, так быстро, как, например, мы восстанавливаем парки, реорганизация проведена не будет. Это целая программа, рассчитанная на два-три года.
Еще один немаловажный вопрос, который предстоит решить, — наращивание количества собственных автобусов, содержащихся на балансе города. Мэр предлагает рассматривать варианты комфортабельных, низкопольных автобусов для удобства пассажиров преклонного возраста и с ограниченными физическими возможностями.
![]() Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2025 S&A design team / 0.007Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |