![]() |
|
![]() |
![]() |
В правоохранительных органах Одессы начались первые люстрационные чистки, а уже через неделю область может накрыть вторая волна люстрации.
Пока о массовости речь не идет, в прокуратуре уволены семь человек, в милиции — один, еще двое в ОГА (Наталья Чегодарь и Михаил Кучук сменили статус с заместителей губернатора на советников. — Авт.). Однако юристы и общественники говорят о том, что под люстрацию подпадают еще десятки силовиков и чиновников.
Прокуроры на выход
Недавно прокурор области Андрей Приз остался без замов, они уволены и 10 лет не смогут занимать постов в органах власти — Михаил Черный (первый зампрокурора), Максим Занфиров, Виктор Товбийчук и Владислав Финик. Впрочем, вакантными должности оставались недолго: на прошлой неделе замами Приза стали Сергей Костенко и Павел Закерничный, а Виталий Этнарович из кресла зама пересел в кресло первого заместителя (его источники в прокуратуре называют креатурой Приза, с Этнаровичем он работал еще будучи замом прокурора Киевской области).
По мнению общественников, в очереди на вылет еще минимум 38 человек: «Это начальники управлений, отделов, исключительно руководящий состав, список составлен юристами на основании закона «Об очищении власти». Такие же списки мы готовим по облУВД, облгосадминистрации и горисполкому», — рассказал «Вестям» глава общественной организации «Люстрационная комиссия Одессы» Константин Цховребашвили.
А вот в облпрокуратуре скептически отнеслись к такому списку: «Кроме четырех заместителей, уволены три сотрудника облпрокуратуры: Николай Качур, Александр Кравцов и Олег Корнилов — руководители подразделений. Пока это все. Все увольнения по закону «Об очищении власти» проводит исключительно Генпрокуратура», — заявили нам в пресс-службе ведомства.
АТО может стать лазейкой?
Тем временем на днях соцсети буквально взорвал опубликованные блогерами имена троих прокуроров, которые находились в зоне боевых действий с 2 по 3 октября. Согласно списку, подписанному начальником штаба АТО в Донецкой и Луганской областях, в городе Краматорск (освобожден украинскими военными еще летом) побывали в том числе и одесситы: и. о. прокурора города Сергей Нейков (он занимает должность первого заместителя прокурора города, но в начале октября был и. о. на период отпуска Гюндуза Мамедова), военный прокурор Одесского гарнизона Андрей Война, военный прокурор Белгород-Днестровского гарнизона Вадим Лапоха.
Прокуроров тут же заподозрили в попытке избежать люстрации путем получения статусов участников АТО.
Однако силовики довольно просто пояснили «Вестям» свое пребывание в Краматорске: «В Краматорске и Харькове проходила научно-практическая конференция, куда нас вызвало руководство. Там были военные прокуроры, а также некоторые гражданские прокуроры, в том числе из Одессы, поскольку наша территория входит в зону возможного риска. Сначала учения проходили в Краматорске, а потом еще два дня мы были в Харькове. У нас и в мыслях не было получить статус участника АТО. Кстати, ни я, ни мои заместители под закон о люстрации не подпадаем, поэтому прятаться смысла нет», — рассказал нам Андрей Война.
Впрочем, слухи о возможной лазейке для силовиков не беспочвенны: «Сейчас в законе нет ни единой нормы, которая бы давала люстрационные поблажки участникам АТО. Но в Генпрокуратуре обсуждается такой вариант изменений в действующий закон. Но думаю, новая Верховная Рада вполне может принять такие поправки. Вероятно, ввиду этого некоторые силовики уже сейчас могут пытаться получить «липовый» статус», — пояснил нам юрист Василий Мирошниченко.
В суд не идут
Кстати, юристы считают, что у попавших под люстрацию шансы восстановиться через суды невелики, поскольку их уволили на законных основаниях. По нашей информации, ни одного подобного иска в регионе пока и не было.
В милиции люстрации пока был подвергнут только замначальника облУВД Эдуард Гребенюк, который прибыл в Одессу вслед за новоназначенным начальником облУВД Иваном Катеринчуком — до этого оба трудились в черниговской милиции. Ранее «Вести» уже писали о том, что он не только подпадает под действие закона, но и успел получить ведомственную квартиру в престижном районе города (в милиции нас заверили, что жилье не утратило статус служебного и будет передано другому силовику).
При этом сотрудники силовых ведомств с опаской воспринимают кадровые чистки. «Кое-кого давно пора было. Только порочат звание милиционера. Например, если ты проработал полгода в милиции, тебя никогда не возьмут в СБУ. Есть такое негласное правило, и уже давно. Но, боюсь, лазейки они все равно найдут и вернутся как-нибудь. А вот нормальный профессионал, который вроде подпадает под закон, может ни в чем и не виноват, а должности лишится. С умом надо подходить, если не хотим кадры растерять», — говорит сотрудник одного из райотделов милиции Одессы Виталий.
Общественники советуют обычным сотрудникам милиции не опасаться закона, поскольку коснется он только руководящего состава. По предварительным оценкам, в милиции области под норму закона попадает около 50 правоохранителей.
![]() Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2025 S&A design team / 0.005Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |