![]() |
|
![]() |
![]() |
Свое 115-летие Одесский художественный музей встречает во всеоружии. Посетителей привлекают бесценными иконами, классикой живописи и авангардом современного искусства
Сегодня Одесский художественный музей отмечает 115 лет со дня своего основания. Обосновавшийся в красивейшем дворце Нарышкиных по ул. Софиевской, на сегодня он является одним из крупнейших музеев страны, который практически ни в чем не уступает киевскому. За сравнительно небольшую сумму (50 грн) здесь можно вдоволь налюбоваться подлинниками шедевров Кандинского, Рериха, Левитана, Репина, Айвазовского и многих других волшебников кисти и холста.
Основным предметом гордости для сотрудников музея является тот факт, что в экспозиции нет копий — только оригиналы, реплики либо авторские повторения. Более того, есть полотна, написанные великими мастерами в Одессе или для Одессы. Таковы картины Ивана Айвазовского «Черное море ночью» и «Пушкин на берегу Черного моря». Первая была написана всего за несколько часов в рамках мастер-класса перед молодыми одесскими художниками, а вторая стала данью памяти поэту в пятидесятую годовщину со дня его смерти. Художественные достоинства картины бесспорны, однако пикантность ситуации заключается в том, что Айвазовский допустил ошибку, указав на своем произведении дату отъезда Пушкина из Одессы — 1827 год. На самом деле поэт покинул Южную Пальмиру тремя годами раньше.
Бесценные иконы и паркет
Как и в любом старом здании (построен дворец между 1824 и 1828 годами), здесь есть свои легенды, предания и привидения. Впрочем, говорить о потусторонней силе сотрудники музея категорически отказываются, так как опытным путем выяснено, что существа эти гласности не любят. Если о них начинают рассказывать, они начинают пакостить.
Одним из самых загадочных экспонатов является буфет из красного дерева родом с далекой Ямайки. Он был создан в 60-х годах ХIХ века и находится в зале, где во времена Нарышкиных давали балы и устраивали приемы. По преданию, долгие годы буфет стоял в доме знаменитого офтальмолога Владимира Филатова. Затем он попал в семью одного актера из Ленинграда, а когда люди эмигрировали в Израиль, последний министр культуры СССР одессит Николай Губенко выкупил реликвию и подарил ее музею. К слову, в этом зале практически все представляет художественную ценность, даже паркет, созданный из 26 пород дерева. Посетители даже не задумываются, что ступают по живой старине. К слову, по неофициальным данным, советская власть на сохранение паркета (всего в одном зале) потратила около 15 тысяч долларов.
Здесь же, в Художественном музее, расположен уникальный зал иконописи, где представлены старинные иконы, которым практически нет цены. Наиболее «взрослое» и очень редкое произведение — икона Миколы Зарайского XVI века. «Ни в одной одесской церкви вы подобного типа икон не найдете, — говорит заведующая массово-просветительским отделом Инна Шастель. — В православной церкви сейчас в основном распространено поясное изображение, здесь же он во весь рост».
При всем том, что Художественный музей — кладовая шедевров далекого прошлого, жизнь тут не стоит на месте. В 2012 году в одном из подземелий дворца Нарышкиных была открыта галерея с необычным названием «Желтые великаны». Вход в нее располагается со стороны бульвара Жванецкого. Спустившись в ничем не примечательный подвал, вы очутитесь в месте, где бал правит нестандартное современное искусство. Здесь проводятся выставки современных художников.
![]() Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2025 S&A design team / 0.005Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |