ІА «Контекст Причорномор'я»
Одеса  >  Моніторинги
Музей, созданный одесситами
15.11.2014 / Газета: Одесский вестник / № 47(5347) / Тираж: 5481

Стены этого дворца до сих пор помнят многих замечательных людей, бывавших на балах и приемах блистательной графини Ольги Нарышкиной-Потоцкой.

А когда в его залах разместился городской музей изящных искусств, — выдающихся художников, меценатов, коллекционеров, чьими усилиями и была создана прекрасная коллекция живописи, скульптуры и графики, которой может гордиться наш город.

Один из старейших художественных музеев Украины был основан

6 ноября 1899 года и недавно отметил свой 115-летний юбилей. Впрочем, утверждает его директор Виталий Абрамов, сегодня музей может отмечать и свое 150-летие — его создание было инициировано Одесским обществом изящных искусств тридцатью пятью годами ранее. Можно отпраздновать и 190-летнюю годовщину — в экспозиции дворцового грота находится прошение графини Нарышкиной к городским властям и строительному комитету Одессы о разрешении строительства дворца на данной территории, датированное 1824 годом. Построен он был в 1828 году. А на исходе XIX века подарен городу для устройства в нем Музея изящных искусств легендарным градоначальником и меценатом Одессы Григорием Григорьевичем Маразли.

Подобного такому мощному объединению интеллектуальной элиты, какое представляло собой Одесское общество изящных искусств, пожалуй, не существует до сих пор. В его работе принимали участие люди самых разных национальностей и слоев общества: от коллекционеров и меценатов до высокопоставленных чиновников, коммерсантов и банкиров. И с первых месяцев своего существования Общество начало формировать коллекцию будущего музея, тратя каждый год на приобретение художественных произведений от 800 до 1600 рублей серебром — огромные деньги! Примерно лет через двадцать к этому процессу подключилась и Петербургская академия художеств. Главный хранитель, или, как до сих пор называют в Европе, консерватор будущего музея, тщательно регистрировал в инвентарной книге все приобретения Общества. Произведения не просто складировались в ожидании экспозиции. В то время они хранились в Одесской рисовальной школе, служа ее ученикам в качестве учебных пособий.

Первые произведения, положившие начало коллекции музея, сегодня можно увидеть, посетив интереснейшую выставку «Одесские художники-«шестидесятники» XIX века». Это работы художника И. Крушинского «Мадонна с младенцем» и Р. Хойнацкого «Мадонна». Они были куплены у живописцев Одесским обществом изящных искусств, в 1865 году учредившим специальный художественный конкурс. Примерно в то же время ценителем искусства был подарен музею «Этюд собачки» работы Карла Брюллова. Но в основном в экспозиции представлены произведения западноевропейских школ живописи: немецких, польских, итальянских мастеров, образовавших в те времена в Одессе большую колонию художников. Многие из них преподавали в Одесском рисовальном училище.

Создание музея стало общегородским делом. Наверное, именно потому его не разграбили, не уничтожили в отличие от других частных коллекций во времена войн и революций начала ушедшего века: ни деникинцы, ни большевики, утвердившие свою власть в Одессе в 1920 году. Правда, тогда он назывался «Народный художественный музей», но некоторое время существовал в своем первоначальном виде, пока в 1923 году большая часть музейной коллекции западноевропейской живописи не перешла в ведение нового музейного образования — нынешнего Одесского музея западного и восточного искусства. Начиная с этого времени он становится донором многочисленных музеев Советского Союза, в том числе именитой Третьяковки.

В 20-х годах прошлого века коллекция музея в три раза превышала его современное собрание, составляющее на сегодняшний день порядка десяти тысяч произведений отечественного изобразительного искусства: живопись, графику, скульптуру, декоративно-прикладное творчество народных мастеров. Правда, тогда из собрания музея был изъят весь авангард. Каким-то чудом сохранилось несколько работ Василия Кандинского, Владимира Баранова, в современной экспозиции есть работы Натальи Гончаровой. Коллекцию удалось практически полностью сохранить и во время Великой Отечественной войны благодаря эвакуации ее лучшей части.

Начиная с 1989 года пополнение музейной коллекции государством не финансируется — так же, как и 150 лет назад, произведения искусства дарят музею одесситы. Свои замечательные работы отдают одесские художники: Александр Князик, Анатолий Горбенко, Виктор Маринюк, Валерий Басанец, Николай Прокопенко, Сергей Белик, Андрей Коваленко, Григорий Вовк, Стас Жалобнюк... Приходят подарки и из-за границы — от наследников художников Петра Нилуса и Евгения Буковецкого, коллекционера Михаила Брайкевича.

Сегодня музей стал центром не только художественной жизни Одессы, но и всей Европы. За последнее десятилетие произведения из его коллекции неоднократно покидали родные стены, принимая участие в выставках самых разных стран — от ближнего зарубежья до далекой Японии. Сегодня это классический музей, демонстрирующий все этапы развития отечественного изобразительного искусства — начиная с XVI столетия до наших дней, — сотрудники которого обладают колоссальными знаниями.

За 115 лет жизни Одесского художественного музея здесь побывало семь миллионов зрителей. Среди его посетителей — Корней Чуковский и Владимир Жаботинский, Василий Кандинский и Кириак Костанди, ставший первым директором музея. А лауреат Нобелевской премии Иван Бунин даже некоторое время жил здесь, так как дружил с хранителем музея Владимиром Куровским. Восьмимиллионному посетителю в день славного юбилея был вручен сертификат на пожизненное бесплатное его посещение. А оказался им давний друг и меценат музея народный депутат Украины VII созыва Сергей Гриневецкий.

- Последние годы наш музей посещают тысячи иностранцев. Иностранцам необходимо лишь 15 минут для того, чтобы познакомиться со всеми имеющимися в коллекции музея шедеврами, — иронизирует Виталий Абрамов. — Но есть среди зрителей совершенно необыкновенные люди, часами стоящие возле работ, порой внимательно что-то для себя выписывающие.

Поэтому и решили музейщики в свой юбилей открыть в музейном дворе памятник зрителю. Подобного нигде в мире не установлено. А без зрителя музей не существует, убежден автор скульптуры заслуженный художник Украины Александр Князик. Самому активному на протяжении трех последних лет посетителю был вручен сертификат на бесплатное посещение экспозиции музея в течение года.

- Иногда мне кажется, что я слышу, как переговариваются герои, изображенные на наших картинах, — признается Виталий Абрамов. — «Что-то давно не видно такого-то персонажа, потому что он находится в музейном хранилище. А мы счастливы, потому что нас видят люди». Иногда они кричат о помощи. И сколько нужно приложить усилий для того, чтобы сохранить эти произведения, чтобы их популяризировать. Все это делает маленький коллектив наших сотрудников, от которых я требую лишь одного — любви к музею.

Автор: Марина Некрасова


© 2005—2025 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
© 2005—2025 S&A design team / 0.011
Перейти на повну версію сайту