![]() |
|
![]() |
![]() |
Как бы ни старались злопыхатели, сколько бы ни устраивали провокаций, а в Одессе продолжаются работы по реконструкции исторических объектов и приданию нашему городу, где возможно, первозданного в архитектурном плане вида, где невозможно (а время не щадит «застывшую музыку») — обновленного европейского облика. На сто процентов удачно или нет, судить потомкам. Однако факт остается фактом — за все годы независимости Одесса не знала такого размаха восстановительных работ — к паркам, скверам, памятникам местные власти подходили как-то уж очень избирательно, порой по принципу «здесь лечим, а здесь калечим». Да, был реанимирован Оперный театр, воссоздана Екатерининская площадь и монумент Основателям Одессы, но стоило отойти на несколько метров, и при взгляде на ту же Греческую площадь щемило сердце. Не говоря уже о прогулках по ней, которые были под силу лишь любителям экстрима. Об этой площади — кстати, старейшей в городе! — и пойдет речь. Тем более одесситы не могли не заметить, насколько она преобразилось к лучшему.
То, что в мэрии приняли решение окончательно закрыть Греческую площадь для проезда автотранспорта, уже не новость. Въезд на площадь перекроют заградительными столбами, которые будут опускаться лишь в экстренных случаях — например, для проезда спецтехники.
Городской голова Геннадий Труханов неоднократно заявлял, что «масса усилий направлена на благоустройство этого объекта». А когда наконец был убран забор вокруг строящегося паркинга, еще и обнадежил: «Рассматривается и вариант ликвидации бетонной дороги с перспективой обустройства здесь пешеходной зоны. Таким образом, движение по Греческой площади со стороны Дерибасовской будет закрыто». Ведь по сути, Греческая — это музей под открытым небом с богатейшим и интересным прошлым.
«РЫНОК ШУМЕЛ»
История Греческой площади началась еще при Франце Деволане, составлявшем первый градостроительный план рождавшейся Одессы. По образцу архитекторов Древнего Рима было решено создать несколько независимых центров («очагов») городской жизни, которые группировались бы вокруг рыночных площадей. Одним из таких центров и стала площадь Греческая. Она была также центром главной торговой артерии города — транспорт, поднимавшийся из порта по улице Гаванной, пересекая Дерибасовскую, свободно въезжал на нее, а оттуда через широкий Александровский проспект попадал на Старобазарную.
Идеи Деволана реализовывали архитекторы — братья Франц и Джованни Фраполли. Застройка велась с начала XIX века, а окончательно вид торговых рядов Греческого базара сложился к 1830 году. Поэт Эдуард Багрицкий писал:
Над Греческой площадью рынок шумел,
Горели над городом зори.
Дымились кофейни, и Пушкин смотрел
На свежее сизое море…
Греческая улица с Греческой площадью когда-то делили город на две половины, для которых торговые ряды (Греческий базар), существовавшие с 1822 по 1908 годы, оставались главным рынком Одессы.
В 1830 г. в центре Греческой площади зашумели и заискрились струи Греческого фонтана. По периметру площади незамкнутым кольцом расположились колонны нарядной галереи, в глубинах которой гостеприимно распахнулись входы в многочисленные магазины и магазинчики, где можно было купить все — и правда, как в Греции.
Полет фантазии одесситов, всегда склонных к преувеличениям в пользу Одессы, заставлял их сравнивать колоннаду Греческой площади с фрагментами Дворца дожей в Венеции или с Гостиным двором в Петербурге.
Кстати, свое название Греческая площадь получила потому, что на улице, которую она прерывает, жили греки. Впрочем, в Одессе много улиц с подобным происхождением названий: Еврейская, Польская, Итальянская, Болгарская…
Греческая площадь долгие годы была также важным транспортным узлом. Вплоть до 60-х годов прошлого столетия там проходили или начинались многие трамвайные пути. В 1920-1930-е годы с Греческой стартовали трамваи на все дальние маршруты: 20-й на Хаджибеевский лиман, 8-й на Куяльник, 29-й в Люстдорф, 18-й на Большой Фонтан. До строительства автовокзала в 1964 году на площади располагалась междугородняя автостанция, а после остались конечные остановки автобусов, связывавших центр с окраинами и новыми жилыми массивами. В 60-е годы трамваи уступили место троллейбусам, и площадь стала конечной остановкой нескольких маршрутов: №5 — из Аркадии, №9 — из района Черемушек.
Архитектурный ансамбль площади состоял из овального здания в центре и двух полукруглых зданий по бокам. Эти полукруглые здания отделяли площадь от Дерибасовской и Полицейской (Розы Люксембург, Бунина) улиц. Во время войны одно из них было разрушено (со стороны Полицейской), и на этом месте разбили сквер — еще одно звено в цепочке скверов, разбитых на Александровском проспекте. Там также были центральная и боковые пешеходные аллеи. А в середине прошлого века на Греческой построили новое здание (ресторан «Киев»), которое повторяло форму старого и «смотрело» на площадь полукруглым фасадом.
«КРУГЛЫЙ ДОМ»
Середину площади занимал «круглый дом», или, как его называли старожилы, дом Маюрова. На первом этаже этого дома по всему периметру располагались всевозможные организации, связанные с торговлей или сервисом: столовая, междугородний телефонный переговорный пункт, мастерские, антикварные лавки, но… говоря о «круглом доме», так и хочется добавить — «нет повести печальнее на свете». Молодое поколение уже и не знает об этом доме, а знакомо лишь с торговым центром «Афина», отстроенным на его месте. От прежнего вида дома осталась лишь имитация первого и второго этажей. Его новая стеклянная надстройка, поднявшая здание до семи этажей, закрыла с улицы Греческой купола воссозданного Спасо-Преображенского кафедрального собора. А на месте знаменитых торговых рядов, придуманных когда-то архитектором Фраполли, соорудили дом-пластину с декоративно приставленной галереей.
Старые здания на Греческой стали рушить в середине 90-х по инициативе тогдашнего мэра Эдуарда Гурвица, который хоть и пообещал восстановить все в первозданном виде, однако обещания не выполнил. А знаменитый дом остался только в воспоминаниях.
Здание было построено полковником А.И. Маюровым, служившим чиновником особых поручений при Новороссийском генерал-губернаторе. Разрешение на строительство дал лично князь Воронцов в 1841 году. Дом был построен архитектором Иваном Даллаквой. В 1894 году он пережил реконструкцию.
В 1920-е годы управляющим «круглым домом» был бывший каторжник, создатель и руководитель Музея истории партии Сергей Иванович Мартыновский, имя которого Греческая также носила долгое время.
В 1996 году, несмотря на протесты одесситов, дом варварски снесли. Вот что рассказывает о нем краевед Олег Губарь: «По материалам Государственного архива Одесской области и другим историческим первоисточникам есть возможность получить любопытную информацию как об этом доме, так и о первом владельце и его преемниках.
Алексей Иванович Маюров — действительный статский советник (обычно его именовали просто генералом). Много лет состоял на военной службе, а с 1829 по 1834 годы находился при графе М.С. Воронцове по особым поручениям. Более известен как строитель и владелец так называемого «круглого дома». Отвод этого места под застройку, как и раздача престижных мест на бульваре — свидетельство особо поощрительного отношения Воронцова к ближайшим деятельным и надежным чиновникам. История «круглого дома», конечно, тема отдельного обстоятельного разговора. Заметим только, что из-за обилия питейных заведений его нередко именовали не домом Маюрова, а трактиром Маюрова.
Дом Маюрова использовался как доходный, преимущественно для жительства (и под офисы) представителей высшей администрации и вообще видных фигурантов региональной истории. Достаточно сказать, что в нем обитал градоначальник (с 23 февраля 1840 года — военный губернатор) генерал-лейтенант Д.Д. Ахлестышев. В этом здании прошло детство А.М. де Рибаса, который неоднократно упоминает об этом в своих мемуарах (тут жила вся семья Михаила Феликсовича де Рибаса, редактора франкоязычной версии «Одесского вестника», племянника основателя Одессы). Тут квартировал знаменитый механик К. Фальк и многие другие известные лица.
Маюров усыновил двух малолетних мальчиков: Алексея и Павла, которые унаследовали его имущество. «Круглый дом» оставался в их владении до второй половины 1880-х и затем перешел к Ивану Ралли — одному из самых видных представителей греческой коммерческой элиты».
…И если вернуть застывшую в камне историю порой невозможно, пример чему — многострадальный «круглый дом», то не растерять дух и облагородить сердце города, сделав его удобным для одесситов, — как раз под силу.
![]() Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2025 S&A design team / 0.005Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |