![]() |
|
![]() |
![]() |
Одесситы наверняка в курсе, что мэрия потребовала от подрядчиков, ведущих в районе дельфинария строительные работы, в кратчайшие сроки восстановить поврежденную Ланжероновскую арку. Напомним, что во время этих работ арка серьезно пострадала: некоторые элементы памятника оказались отколоты, испорчена нижняя часть колонны, из-за чего даже нетронутые, казалось бы, детали начали осыпаться. И все это на фоне деятельности по облагораживанию территории пляжа…
Начальник управления по вопросам охраны объектов культурного наследия Одесского городского совета Андрей Шелюгин выдал предписание руководству дельфинария в ближайшее время привести арку в первоначальный вид, что, надеемся, и будет выполнено. Однако жаль, что во всей красе она простояла лишь более года. Как сообщал сайт города осенью 2013-го, «1 сентября, накануне 219-й годовщины со Дня рождения Одессы, была торжественно открыта восстановленная Ланжероновская арка».
Речь идет об уникальной достопримечательности, долгое время простоявшей в полуразрушенном состоянии. Ее реконструкция проводилась по гравюрам и фотографиям начала прошлого века — реставраторы проделали практически ювелирную работу, воссоздав по архивным чертежам все лепные узоры и заменив все семь декоративных чаш, а также перила — те части, которые, казалось бы, утрачены и восстановлению не подлежат. Однако арка вновь стала такой, как и почти два столетия назад — современный штрих, причем весьма к месту, добавила только подсветка на надписи «Ланжеронъ». Как напомнил Андрей Шелюгин, «арка была построена в 1830 году в период становления Одессы как промышленного и культурного центра. С нее начиналась дача, которая принадлежала Ланжерону. И ныне это по праву одно из самых красивых мест нашего города».
…там, у самого начала стоя-ла парадно-белая мраморная, а скорее, гипсовая арка как бы часть какого-то виадука, там, под этими известняковыми сводами, ютились лавочки — скорее, просто продажа чего-то: кваса, пряников, — вспоминал Юрий Олеша в книге «Ни дня без строчки». — За старинной аркой открывается новый Ланжерон, благоустроенный, в живых красках цветников и движущегося народа».
«Но почему же, почему я до сих пор не могу забыть — июльский полдень на берегу Ланжерона, маму, раскаленную гальку, обжигающую мои голые ноги, и воздушно-голубые тени чаек?» — писал Валентин Катаев в книге «Разбитая жизнь, или Волшебный рог Оберона». А для Корнея Чуковского Ланжерон был связан с другом юности, будущим «морским» писателем Борисом Житковым: «Никогда не забуду, как он ранней весной стал учить меня гребле на Ланжероне».
Константин Паустовский в повести «Время больших ожиданий» рассказывал, как в первые минуты знакомства с поэтом Эдуардом Багрицким услышал от него решительное предложение: «Пошли купаться на Ланжерон!».
ВСЕ,
ЧТО ОСТАЛОСЬ…
Историческая справка: Ланжероновская арка — памятник архитектуры местного значения с 1991 г. — по решению Одесского облисполкома. Построена архитектором Францем Боффо как парадные ворота на дачу генерал-губернатора графа Александра Ланжерона. Ссыльный Александр Пушкин бывал на этой даче на окраине нынешнего парка Шевченко. По словам издателя журнала «Русский архив» П.И. Бартенева, «Ланжерон мучил Пушкина чтением своих стихов и трагедий. Легкомыслие его простиралось до такой степени, что опальному тогда А. С. Пушкину давал читать он письма, которые в царствование Павла получал от Александра Павловича», будущего императора Александра I.
Арка осталась единственным уцелевшим архитектурным элементом знаменитой дачи, равно как и всего дореволюционного курортного комплекса.
А ведь пляжная культура, если так можно выразиться, стала входить в моду только в начале XIX века. Один за другим начали строиться специальные прибрежные домики, как их тогда называли, купальни — да, первые пляжники плескались прямо в них. Ни о каких совместных заплывах на виду у всех и, тем более, о массовом увлечении загаром речи не шло. Да и барахтанье в купальнях отнюдь не носило массовый характер, пока в 1831-м, после смерти генерал-губернатора Ланжерона не было оглашено его завещание, в котором он просил передать городу свою дачу с большой территорией. Он также хотел, чтобы в Одессе наконец открыли первый общедоступный пляж. Единственное, что составляло проблему: это крутые высокие склоны, которые окружали местность, что было очень неудобно для спуска к морю. К тому же периодически местность разрушали оползни. «Сгладили» они и возвышенность, которая господствовала над входом в Одесский залив. В бытность в Одессе И. Нечуй-Левицкий еще видел, а потом упомянул в романе «Над Чорним морем» «высокую гору Ланжерон», которая «вгонялась» в море.
Здесь же, на высоком когда-то месте располагались береговые батареи, которые во время Крымской войны в 1854 году отражали нападение англо-французской эскадры. Вблизи был оборудован наблюдательный пункт командующего обороной Одессы генерала А. Н. Лидерса, в память о нем здешний бульвар и называется Лидерсовским, в советские времена это был бульвар Дзержинского. Да и сам пляж, как помнят старожилы, в эпоху развитого социализма именовался «Комсомольский», однако одесситы, поколение за поколением, продолжали называть его «Ланжерон».
В середине XX века пляж частично заковали в бетон, расширив его границы и засыпав большим количеством песка; в море поставили волнорезы; оборудовали пирсы, которые функционировали как причал для катеров. Таким (ну разве что без общедоступных катеров с билетами за копейки) мы знаем его сейчас, а в прошлом — это огромнейший пласт истории, от которого осталась… одна только арка, да и ее покалечили.
МНОГОСТРАДАЛЬНЫЕ ОДЕССКИЕ АРКИ
…испортить только что восстановленное — не хочется видеть в этом зловещую закономерность. Но как же не обратить внимание на тот факт, что ровно год назад аналогичное несчастье постигло и еще один знаковый памятник — и тоже пляжную арку, венчающую вход в Отраду? Не успела только что отреставрированная Мавританская арка дождаться своего официального открытия, как у нее похитили отдельные детали. Были украдены колесоотбойные тумбы, которые не позволяли проезжать под аркой грузовому транспорту, тем самым разрушая ее. А так как особой ценности исчезнувшие тумбы не представляли — были выполнены не из чугуна, а из пластика, который имитировал сплав, то выводы напросились сами собой — тумбы могли мешать только автотранспорту со стройки перед канатной дорогой, что и было доказано после того как городские чиновники обратились с соответствующим заявлением в милицию.
Мавританская арка, равно как и Ланжероновская, насколько многострадальна, настолько и уникальна. Достаточно сказать, что в начале XX века ее построил архитектор Валериан Шмидт — тот же, что создавал дом Руссова. Официальный адрес арки — Французский бульвар, 17, когда-то это был проезд на дачу Катерины Ждановой, ставший впоследствии парадным входом на пляж «Отрада». С 1985 года арка неизменно охранялась государством как памятник архитектуры местного значения. Что и говорить — это символ города, без которого не обходится ни один набор сувенирных открыток об Одессе. Когда-то без нее не обходилась и ни одна экскурсия…
В девяностые годы, несмотря на охранный статус Мавританской арки, она начала разрушаться — сказалось длительное отсутствие капитального ремонта. К ней стыдно уже было приводить туристов. А знаменитые ворота, выполненные в уникальном для Одессы «псевдомавританском» стиле, были уничтожены самым варварским способом — их воровали по частям, сначала боковые калитки, а в 2008 году исчезли и сами ворота; одна из колонн и вовсе обвалилась. Работа по воскрешению арки практически из ничего — из груды камней — длилась более года, при этом она постоянно стопорилась из-за того, что под аркой то и дело ездили грузовики, обслуживающие стройку на склоне. Тем не менее арка была восстановлена, правда, как и ее «коллега по несчастью» с Ланжерона, периодически подвергалась разрушительным нападкам. И хотя в обоих случаях городские власти моментально реагировали на происходящее, хочется спросить у разрушителей: а как вообще такое могло случиться? Как можно было стать вандалами, тем более по отношению к своему городу и своей истории? Хотя это не только упомянутых арок касается…
![]() Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2025 S&A design team / 0.007Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |