ІА «Контекст Причорномор'я»
Одеса  >  Моніторинги
Мусор не отключишь…
13.12.2014 / Газета: Одесские известия / № 138(4703) / Тираж: 18937

Маленькой жительнице Холодной Балки Танечке Лев­ченко всего одиннадцать месяцев. Она еще не знает, что в глазах современного маркетинга с самого своего рождения она уже потребитель товара и производитель мусора. Да, всевозможные опустевшие бутылочки, упаковки от смесей, лекарственных препаратов, использованные подгузники – все это мусор, который нужно собрать, вывезти, обработать и утилизировать. И за все надо платить. Об этом знают родители малышки. Мама Танечки Светлана каждое утро, отправляя мужа на работу, просит его выбросить пакет с мусором. Благо контейнеры находятся недалеко от дома.

– Взрослые люди, как выяснилось, оставляют после себя намного меньше мусора, чем маленькие дети, – улыбаясь, говорит Светлана. – Но мы не жалуемся. Наш папа каждое утро выносит пакет. Правда, иногда отвозит его в город, потому что баки заполнены. Ворчит, конечно, но бросает в багажник и довозит пакет до первого городского «альтфатера».

Топором по ТБО?

Об этой ситуации хорошо знает Глеб Наумов, председатель местного коммунального предприятия «Комфорт», занимающегося водообеспечением и вывозом твердых бытовых отходов (ТБО) в Холодной Балке и Алтестово. С 2009 года здесь появились два мусоровоза. Казалось бы, на этом проблемы должны были существенно уменьшиться. Но увы...

Выяснилось, что сельчане просто не понимают, как дифференцировать мусор, и бросают в контейнеры все, что в доме не сгодилось.

– Мы вывозим повседневные бытовые и пищевые отходы. А со строительным мусором, по всем правилам, хозяева должны разбираться сами: он объемный и быстро заполняет емкости, зачастую портя их. Если же его немного, то лучше надежно упаковать все в мешок и положить в контейнер, а не вываливать в емкость.

Этот неспешный разговор мы вели, прогуливаясь по улицам Холодной Балки. Как раз перед нами из дома вышел мужчина с увесистым белым мешком в руках.

– Вот вам наглядный пример того, как делать не нужно, – говорит Глеб Александрович, наблюдая за ним.

Видимо, не раз видел нарушителя.

С грохотом вывалив в контейнер все содержимое, тот сложил мешок и пошел обратно.

Поскольку цель моей командировки – как раз мусорные проблемы, не поленилась и заглянула в бак. Кирпичные обломки, цементная пыль, куски шифера, вагонки, гидробарьера, емкости из-под клея и краски – словом, тот самый строительный мусор. – Понимаете, мы не можем заходить во дворы или устроить вахту возле каждого мусорника и объяс­нять, что куда следует бросать. Порой нашим работникам приходится разбираться не только с мусором в контейнерах. Люди оставляют рядом с баками старую мебель, крупные детали вышедшей из строя техники. Тот же сломанный холодильник ТБО не является и нами утилизирован быть не может. Но убрать его надо, и нашим сотрудникам приходится браться за монтировку, лом, топор и разламывать все, чтобы поместить в мусоровоз.

В подтверждение Г. Наумов указывает на свалку рядом с контейнерами:

– Не каждому же объяснять, что манипулятор, который поднимает контейнер, рассчитан на пятьсот килограммов груза. Если ящик тяжелее, устройство ломается. Приходится ремонтировать. И делать это надо быстро, потому что контейнеры наполняются ежедневно.

– Наши люди, расчистив возле своего дома территорию, могут выбросить в контейнер не только ветки, но и опавшие листья, а зимой – даже снег, – это в разговор вступил один из водителей мусоровоза Владимир Кондратьев. – Полигон ТБО – в сорока пяти километрах. В оба конца – девяносто. Это я не беру в счет езду по самому селу. Посчитайте, сколько диз­топлива уходит… Ближе свалки нет: у нас прибрежная зона. А ведь могли бы хозяева просто удобрить теми же листьями на своем участке землю, о ценности которой сейчас твердят на каждом шагу.

– В принципе мы и листья вывозить можем. Но это дорого даже для развитого капиталистического общества. Тем не менее, в наших мусорных баках из сезона в сезон листьев меньше не становится. Вывезти из села мы их можем даже на свалки под Киевом. Это не проблема, – комментирует Глеб Александрович. – Платили бы за это…

Прямиком к банкротству?

С сентября прошлого года на счета «Комфорта» перестали поступать деньги от сельсовета и бюджетных организаций. Накапливаются долги. В условиях, когда еще и резко выросли цены на топливо, предприятие оказалось под угрозой закрытия.

Мы поговорили с Холод­нобал­ковским сельским головой Вла­димиром Кировым. О проблеме он знает.

– Экономически обоснованный тариф на вывоз ТБО, утвержденный в 2012 году, составляет 9 гривень 8 копеек на одного жителя в месяц. Фактически население оплачивает 5 гривень. Остальная сумма должна поступать из бюджета в виде субвенции, так как сельсовет принял решение о понижении тарифа для населения. Потому что жители просто не платили бы девять гривень. А сейчас уже есть необходимость взимать по одиннадцать. Однако и эти деньги вносят только шестьдесят процентов жителей. Понимаете, за неуплату можно отключить газ, воду, электроэнергию. Но от контейнеров же не отключишь, – разводит руками сельский голова. – Нас уже предупредили, что скоро не будут пускать на полигон. Ведь за использование свалки мы тоже должны платить.

Владимир Дмитриевич едва ли заметил, что использует слова «нас», «мы». То есть считает проблему вывоза мусора и своей, а не только той организации, которая взялась за это неблагодарное дело.

– Основная трудность всех предприятий, вывозящих ТБО, особенно в сельской местности, – это невосприятие большей частью населения необходимости услуги и того, что за нее надо платить, – говорит Глеб Александрович. – Понимаете, наш народ привык жить по советскому лекалу: то есть ему все должны: подать горячую и холодную воду, организовать и вывезти мусор за символическую плату. Ну и постоянные выборы, во время которых декларируется, что народ, простой человек – главный в стране. Что ни делается – все, мол, для него. А раз я главный – зачем буду платить?

– Казначейство просто заблокировало некоторые счета, оставив средства на выплату заработной платы и первоочередные нужды. Я постоянно обсуждаю проблему вывоза ТБО с депутатами и сельскими жителями. Говорим об этом и на сходах громады. Показываем, отчитываемся, куда и на что уходят средства из нашего бюджета, – сообщает Владимир Дмитриевич. – Снова и снова сталкиваемся с одной и той же проблемой: в большинстве своем люди не желают оплачивать такую услугу. Хотя так хорошо, как у нас, в районе организовали вывоз мусора не во всех селах. В иных населенных пунктах этим не занимаются, так как ни один сельсовет не потянет подобные расходы, ведущие прямиком к банкротству.

– «Помогает» населению закон Украины, который был принят очередными популистами в период очередных выборов, – продолжает Глеб Александрович. – Он гласит: если вы не хотите оплачивать данную услугу, никто вас принудить не может. Сегодня, когда практически ни один товар не продается без упаковки, все это пестрое многообразие оседает в соседних посадках, лесках, оврагах. Конечно, можно позаимствовать практику Евросоюза, куда мы так стремимся, где с каждого гражданина с первого до последнего дня жизни взимается коммунальный налог, за счет которого местные муниципалитеты оплачивают вывоз ТБО, строительного мусора, уборку улиц и их озеленение. Но выйти к народу с подобным предложением – значит проиграть следующие выборы. Еще есть практика взимания с предприятий дополнительного налога на товар в упаковке – за ее утилизацию. Но лобби в парламенте разве пропустит такой закон?

Я считаю, что необходимо кардинально иное отношение к проблемам ЖКХ и коммунальным предприятиям, – заявляет

Г. Наумов. – Если населению нужны наши услуги, то за них следует платить столько, сколько они стоят. Да, это сложный путь. Но единственно верный. Нужно вести просветительскую работу среди населения. Через СМИ, проводить уроки в школах, менять риторику депутатов – с обещаний раздачи бесплатных услуг на внушение мысли о том, что если ты хочешь жить в цивилизованном мире, за это надо платить. Вот такую цепочку в сознании людей необходимо выстраивать, на мой взгляд. Пока же мы шли по пути снижения тарифов и пришли к тому, что предприятия оказались на грани выживания.

Обидно…

– У меня, как у хозяйственника, то есть лица, в первую очередь несущего ответственность за работу предприятия, основная проблема теперь – избавиться от услуги по вывозу ТБО, невзирая на то, что я был инициатором этого дела. И потратил шесть лет на его организацию, – говорит, пожимая плечами, Глеб Наумов. – Знаете, как обидно!

Не знаю. Но если обстоятельства приведут к тому, что коммунальное предприятие «Комфорт» действительно откажется от предоставления услуги по вывозу ТБО, то обидно будет за одиннадцатимесячную Танечку. У нее-то дома будет чисто, в этом я не сомневаюсь. Мама соберет мусор, папа на машине отвезет его в город. А что будет с селом, по которому Танюша ежедневно гуляет с мамой? С улицей, на которой живет семья? Не у всех же есть автомобили…

…Домой увезла с собой ощущение: в Холодной Балке – холодно. Зато чисто. Мусор, который не вместился в баки, достаточно аккуратно сложен рядом. Его непременно уберут при ближайшем объезде территории. Будет ли так и дальше, зависит в первую очередь от жителей села. От их понимания, что улица, село, район, область, страна – это все наш дом...

Автор: Кристина Виер


© 2005—2025 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
© 2005—2025 S&A design team / 0.006
Перейти на повну версію сайту