ІА «Контекст Причорномор'я»
Одеса  >  Моніторинги
…И ВНОВЬ ТРАССА ЗДОРОВЬЯ
27.02.2015 / Газета: Время Ч / № 7(665) / Тираж: 15200

Недавно наше издание сообщало о том, что Трассу здоровья могут продлить до 16-й станции Большого Фонтана. И эта идея — результат переговоров городских властей и общественников. Последние внесли на рассмотрение специалистов аж 38 рекомендаций относительно благоустройства трассы (позже мы еще к ним вернемся) и были услышаны.

Например, что касается 16-й Фонтана, то начальник городского управления архитектуры и градостроительства Александр Голованов согласился: «Да, продление до этой станции можно изучить и запланировать вторым этапом проектирования. Это будет сложнее, чем благоустройство существующего маршрута. Но мы уже сейчас прорабатываем такую возможность».

Что интересно и как все мы помним, мирному решению и цивилизованному диалогу предшествовали ряд скандалов, с самого начала сопровождавших планы по реанимации Трассы здоровья. «Битвы» на Ланжероне с воплями «То же самое они сделают с нашей трассой!», угрозы на общественных слушаниях «Мы вас всех (чиновников) раскидаем по мусорным бакам!», домыслы «активистов-спасителей природы» относительно выруба зеленых насаждений (к слову, отдельные «активисты» в спортивных штанах и балаклавах никак не походили на экспертов по ландшафтному дизайну и экологов), почему-то произносящих не гуманные речи в духе «Гринписа», а радикальные лозунги… Да много еще чего. Потому, что общественники бывают разные: у одних конструктив, у других, подобно общественнице Шурочке из «Служебного романа», бредовые идеи. Только Шурочка собирала деньги на несуществующие похороны, а нынешние «общественники» собирают политические дивиденды на существующие (предстоящие) выборы. Кто-то делает это «без царя в голове», а кто-то с откровенным гнилым подтекстом — вот, мол, «При Гурвице!»; зачем-то приплетает к благоустройству трассы Бандеру и Майдан, приходит «мирно спасать» побережье с битами и дымовыми шашками, безосновательно заявляет «Они будут кататься тут на своих лексусах!»… В общем, суммируя все, клиническая наблюдалась картина.

Вопрос: ради чего? Если упомянутый уже Александр Голованов заявил, что «многие предложения по Трассе здоровья, высказанные представителями общественности, носят конструктивный характер и могут быть реализованы».

…БЫЛА, ЕСТЬ И БУДЕТ ПЕШЕХОДНОЙ ЗОНОЙ»

…А еще осенью, когда горожанам был озвучен план благоустройства Трассы здоровья и представлены эскизы реконструкции, мэр Одессы Геннадий Труханов обратился к одесситам:

«В некоторых СМИ появилась информация о том, что Трассу здоровья планируется сделать проезжей частью.

Все это — не более чем домыслы и провокации. Трасса здоровья была, есть и будет пешеходной зоной!

Единственный транспорт, который будет ездить по трассе, — технологический, машины «скорой помощи» и электромобили, которые сегодня возят по этому маршруту отдыхающих.

Все спуски к Трассе здоровья будут благоустроены для передвижения пешеходов, велосипедистов и лиц с ограниченными физическими возможностями.

Здесь же отмечу, что склоны, территория парка «Юбилейный» не будут переданы в частную собственность, а останутся достоянием одесситов.

Как городской голова я держу на личном контроле вопрос благоустройства и организации транспортной развязки на Трассе здоровья. И надеюсь, что уже в ближайшее время Одесса получит обновленную трассу, достойную одесситов и гостей города».

ДОСТОЯНИЕ ОДЕССИТОВ

К истории самой трассы… В шестидесятые годы прошлого столетия началась работа по укреплению берега, постоянно размываемого волнами и грунтовыми водами. Тогда же крутые обрывы, характерные для местного побережья, срезали и засадили деревьями по принципу террас: склоны чередовались с горизонтальными дорожками. В результате все побережье от центра города и далее к югу до самой Аркадии превратилось в зеленую зону. Внизу же построили дорогу, которая и была названа Трассой здоровья — без автомобильного чада, исключительно для отдыхающих и их здоровья. Длина трассы от парка Шевченко до Аркадии составляет почти шесть километров — по сути, шестикилометровый парк. А какой еще город похвастает таким уникальным «чудом света»? Думаю, если вы и припомните что-то подобное, то с трудом…

ЧТО ИМЕЛИ, НЕ ХРАНИЛИ…

Однако десятилетия Трасса здоровья, такая же жемчужина, как Потемкинская лестница или Оперный театр, приходила в упадок. Это уже был не парк, а дикий, покалеченный ураганами и майскими шашлыками с последствиями лес. И только лишь начались разговоры об ее спасении, как разгорелся скандал. Хотя что противозаконного общественники усмотрели в обнародованном мэрией плане реконструкции трассы, до сих пор непонятно

(6 ноября 2014 года план был утвержден градостроительным советом).

Пройдемся лишь «по верхам».

Итак, проект благоустройства предусматривает создание дорожек для пешеходов, велосипедистов и бегунов, обустройство детских и спортивных площадок, улучшение освещения и многое другое.

Для пешеходов и бегунов планируется сделать дорожки шириной в два метра. Для велосипедистов — два с половиной метра, чтобы не случалось конфликтов, потому что зачастую разогнавшийся велосипедист может поскандалить с мирно бредущей мамой с коляской — дескать, мог бы и сбить, ведь всем места не особо хватает.

Для электромобилей предусмотрены дорожки в три метра.

Планируется замена существующих опор освещения на новые парковые светильники, установка парковой мебели, статуй и урн, дополнительное озеленение.

Также, согласно проекту, на протяжении всей трассы предусмотрен демонтаж старых общественных туалетов (зрелище и ощущения не для слабонервных) и размещение новых современных и, что немаловажно, бесплатных уборных. Будут установлены и контейнерные пункты для сбора мусора.

Причем, повторимся, городские власти сразу подчеркнули, что «каких-либо других зданий и сооружений вдоль всей трассы, равно как и движения автотранспорта, кроме технологического, не будет».

ОБНОВЛЕНИЕ НЕОБХОДИМО

Эксперты, а не «общественники», изначально настаивали на том, что даже минимальная реконструкция (хотя планируется глобальная) сможет принести существенные улучшения.

По словам главы муниципального департамента информации Натальи Мальцевой, «проект благоустройства также предусматривает наличие четырех смотровых площадок, с которых можно будет любоваться морем. Кроме того, будет восстановлена Аркадийская лестница, ведущая когда-то к трассе».

«Трассу же не реконструировали с шестидесятых годов, — убеждал оппонентов бывший главный архитектор города и автор проекта по благоустройству Владимир Глазырин, — и обновление этой парковой аллеи просто необходимо».

«Что можно наблюдать на Трассе здоровья? Сейчас это неблагоустроенная зеленая зона — сломанные деревья, несколько спортивных площадок, да и то тех, которые остались с советских времен. Такая зона явно не привлекает туристов, — заключил эксперт по архитектуре и ландшафтному дизайну Иван Липтуга. — Если сегодня Трассу здоровья расширят, создадут площадки с новыми арт-объектами и малыми архитектурными формами — людям будет лучше и интереснее, особенно туристам. Особенно если реконструкция будет концептуальной, то есть включающей не только смену покрытия и установку скамеек, но и объекты инфраструктуры для детей, молодежи и пенсионеров».

«Реконструкция должна привести к утверждению территории, а не способствовать ее захвату. Когда-то эта трасса создавалась для популяризации здорового образа жизни, в свое время по ней бегали чемпионы мира и Европы, — прокомментировал происходящее известный одесский краевед Олег Губарь. — С шестидесятых она практически не видоизменилась и давно ждет благоустройства».

А 1 февраля прошли очередные общественные слушания, на которых представители громады предложили свои рекомендации. Процитируем некоторые из этих предложений, зачитанные одним из инициаторов слушаний — Алексеем Черным.

«Одобрить идею благоустройства Трассы здоровья. Принять за основу представленные эскизы».

Общественники ратовали не причинять вреда зеленым насаждениям и не вырубать деревья, то есть решить проблему расширения трассы с минимальными потерями: «Дополнительную беговую дорожку проложить параллельно основному полотну, но на расстоянии, чтобы сберечь деревья и тень… Спланировать озеленение территории склонов… Предусмотреть прямой пешеходный проход с Трассы здоровья на причалы Ланжерона, Отрады, Аркадии, пляжей «Чайка» и «Золотой берег»… Обеспечить развитие велоинфраструктуры…. И эти предложения были приняты.

Тогда из-за чего сыр-бор? И что важнее — политические амбиции или благополучие одесситов? А мирный диалог между мэрией и общественниками — разве это не «как в Европе», куда мы так стремимся, или «по-европейски» — это побоища и разжигающие рознь воззвания?..

Так, может, начнем с малого — в Европу по Трассе здоровья, а не по тропе войны?

Автор: Анастасия ВЕТРОВА


© 2005—2025 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
© 2005—2025 S&A design team / 0.004
Перейти на повну версію сайту