![]() |
|
![]() |
![]() |
– Михаил Константинович, я пишу очерк о фронтовом хирурге: ты не можешь уточнить, какими орденами он был награжден в годы войны и мира?
Краевед лукаво улыбается, идет в рабочий кабинет, молча распахивает один из шкафов, достает с нижней полки стопку папок, находит нужную. Листает аккуратно подшитые бумаги и, наконец, извлекает копию карточки фронтовика. Пожалуйста, здесь есть все – от рождения до смерти…
На книжных полках библиотек выстраиваются тома сериала «Книга Памяти Украины». Это фундаментальный коллективный труд, в который свою лепту внес и ренийский краевед Михаил Константинович Салабаш. Над Книгой Памяти он корпит вот уже 25 лет!
– Много лет назад краеведением меня заинтересовал журналист Юрий Половинкин, – рассказывает Михаил Константинович. – Я работал слесарем в Ренийском порту и однажды прочел в районной газете очерк «Когда падают яблоки»: журналист побывал в гостях у семьи Свидерских и рассказал о том, как эти ренийцы в годы войны тайком кормили двух пленных, сбежавших из немецкого лагеря. Эта история меня заинтересовала – разве в Рени были лагеря?
Прошло время – Михаил Салабаш нашел одного из «подопечных» Свидерских, с бывшим пленным завязалась переписка! Одна за другой для молодого слесаря начали открываться забытые странички истории родного городка. Краеведению Михаил посвящал все свое свободное время. И когда в 1990 году началась работа над Книгой Памяти Украины, поисковику предложили хобби перевести в статус профессии. Конечно, он с радостью согласился.
На тот момент было известно, что на фронтах той страшной войны погибло 618 жителей Ренийского района, но когда Михаил Салабаш сличил данные сельсоветов, райвоенкомата и мемориала «Никто не забыт, ничто не забыто» в городском парке Победы, они оказались разными! И не только по количеству – не совпадали имена и отчества, были искажены фамилии.
– Мне очень помогал своими рекомендациями кандидат исторических наук, доцент Одесского университета Анатолий Деомидович Бачинский, – говорит краевед. – Так, например, в 1988 году он написал письмо, в котором сообщил данные о семи ренийцах, пропавших без вести в бою возле Плахтеевки и Сараты 23 июля 1941 года. «Если у Вас будет время, можно ли выяснить, что знают о них родственники, если они по этим адресам еще живут», – попросил ученый. В списке Бачинского среди других значился некий Георгий Печерец, проживавший до войны по улице Балканской. Но когда я пришел по указанному адресу, оказалось, что фронтовик Пачерица жив-здоров и предстал предо мною собственной персоной! Я был на седьмом небе! А ошибку в написании фамилии мы исправили.
В результате многолетней скрупулезной работы Михаил Салабаш и его многочисленные сподвижники установили имена 126 защитников Родины, которые считались павшими, но вернулись с полей сражений домой живыми. Если изначально на стеле комплекса «Никто не забыт, ничто не забыто», открытой в Рени в 1975 году, значились имена 132 человек, сейчас здесь увековечены уже 255 павших. И этот список, утверждает Салабаш, вскоре будет пополнен, ведь поисковая работа продолжается.
…Как-то Михаилу Константиновичу позвонила Раиса Петровна Шишкина, возглавлявшая ранее музей Придунавья. Она рассказала о том, что в Измаиле готовится встреча с участниками парада Победы в Москве 1945 года, и спросила, нет ли в Рени такого фронтовика. Михаил Константинович побежал в Ренийский совет ветеранов, но там только рассмеялись в ответ: «Да если бы в Рени жил участник парада Победы, мы бы о нем, конечно, знали!» Но местный Шерлок Холмс не мог успокоиться, и погрузился в архивы райвоенкомата. Его внимание привлекла фамилия Студенникова. В документах значилось, что он участвовал в боях в составе Дунайской флотилии, отличился при взятии Будапешта, Вены, Белграда. Но в многочисленных публикациях о Дунайской флотилии фамилия Студенникова ни разу не называлась. При таких-то заслугах!.. Краевед нашел адрес фронтовика и нагрянул к нему домой: «Леонтий Федорович, скажите, Вы не были участником парада Победы в 1945 году?» – прямо в лоб спросил Салабаш. «Я был участником двух парадов на Красной площади», – потушив цигарку, невозмутимо молвил ветеран…
Отвечая на вопрос, какое открытие за 25 лет работы краевед считает самым интересным, самым значимым, когда хотелось воскликнуть: «Эврика!», Михаил Константинович сказал:
– Самое важное мое открытие – это открытие связи поколений. Ее нельзя «потрогать руками», но она есть! Помню, на улице встретил сына погибшего фронтовика, рассказал ему о том, что готовится к изданию Книга Памяти. Он как-то холодно воспринял мои слова и уж тем более не взялся помочь с документами. Но когда издание увидело свет, этот мужчина примчался в райвоенкомат: «Дайте мне Книгу Памяти – там есть имя моего отца! Я хочу, чтобы эта Книга была в нашем доме!»
Мы отметили 70-летие Великой Победы, но поисковая работа продолжается:
– До сих пор остаются неизвестными имена 217 погибших мирных граждан, 188 из которых – узники гетто, – сокрушается краевед, доставая из личного архива очередную папку документов.
Таких папок у него – сотни. Архивные справки, публикации в газетах, переписка с фронтовиками, воспоминания ветеранов, показания старожилов. Цены этим сведениям нет.
– А знаешь, чем интересно поколение победителей? – спрашивает Михаил Константинович, раскрывая очередную папку. – Все воевавшие на фронтах мечтали об одном – мирно трудиться. Посмотри эти документы, и ты увидишь: после войны многие ее участники были награждены трудовыми орденами и медалями. Наши деды – это поколение созидателей. И вот этому нам надо у них учиться!..
![]() Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2025 S&A design team / 0.006Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |