ІА «Контекст Причорномор'я»
Одеса  >  Моніторинги
От проекта до воплощения в жизнь
09.07.2016 / Газета: Одесские известия / № 52(4875) / Тираж: 18937

В Одессе во все времена ценились красота и удобство. Кроме функцио­нальности, обязательно учитывался эстетический аспект. Как сказал Оскар Уайльд, «я могу обойтись без необходимого, но не могу без лишнего»…

К середине 30-х годов позапрошлого века в городе уже был оперный театр, а на Приморском бульваре красовались особняки местной элиты. На правом его краю помещалась дворцовая усадьба генерал-губернатора графа М.С. Воронцова, на левом – биржа. Между ними – особняки графа Потоцкого, графа Нарышкина, чиновников Марини, Зонтага, Маюрова, крупных негоциантов Родоканаки, Верани, Фуко. Позже некоторые из этих зданий перешли во владение Строганова, Маразли, Ралли, Ефруси, Вассаля. В середине бульвара образовалась небольшая площадь, ограниченная двумя полукруглыми домами, с установленным в ее центре памятником первому одесскому градоначальнику герцогу де Ришелье. В правом из этих зданий располагались присутственные места (городская дума, управа), а в левом – гостиница «Санкт-Петербургская». Разумеется, предполагался спуск к морю. И уже на карте Одессы 1830 года отмечена лестница.

Упоминание о деревянной лестнице мы находим также в документах строительного отделения Одесского градоначальника за 1832 год. Это доклад генерал-майора Готмана и майора Морозова в строительный комитет о необходимости реконструкции хозяйственным способом (т.е. с использованием труда арестантов) гнилой деревянной лестницы пакгауза порто-франко.

Вскоре после этого, в 1835 году, М.С. Воронцов предложил построить каменную лестницу, которая связывала бы центральную часть города с морем, и поручил подготовку архитектору Францу Боффо. В 1836 году на постройку было выделено 225 тысяч рублей, а для обсуждения утвержденного проекта создали комиссию, в которую вошли военный инженер Морозов, поручик Казаринов, инспектор Круг, гидротехник Фан дер Флис, архитекторы Боффо, Торичелли и Козлов. В 1837 г. был заключен контракт с подрядчиком – купцом Георгием Завадским, и 12 января началось строительство, окончить которое предусматривалось к 1 августа 1837 года, т.е. на сооружение такого грандиозного объекта отводилось менее семи месяцев.

С началом работ стали возникать проблемы, связанные с геодинамикой (оползни, осовы, обвалы, просадки, влияние подземных вод). Эти не предусмотренные авторами идеи осложнения вынудили архитекторов трижды переделывать план постройки лестницы.

В 1838 году была назначена дополнительная комиссия по достройке лестницы во главе с инженером Морозовым. В нее вошли английский инженер Уптон, гидротехник Фан дер Флис. Специалисты внесли в проект кардинальные изменения. Завадский посчитал это нарушением контракта и заявил о его расторжении. Но строительный комитет в принудительном порядке обязал Завадского продолжить работу.

В апреле 1841 г. строительство инспектировали присланные из Петербурга инженеры путей сообщения, генерал-майор Матушевич и Прескот, и 21 ноября комиссия сообщила, что лестница окончена, за исключением бассейнов и фонтанов. Но на самом деле лестница инженерно оформлялась до 1845 года. В 1843 г. архитекторы Козлов и Даллаква продолжали заниматься укреплением обрыва рядом с сооружением, неоднократно докладывая, что при рытье каналов показываются струи воды, и просили дополнительного финансирования. Эта проблема возникала и в 1846 г.

Потемкинская лестница состояла из 10 площадок и 10 пролетов (маршей), насчитывающих 192 ступени. До насыпки Приморской ул. было 200 ступеней и имела «Бульварная лестница... в высоту 13,75 саженей» (29,3 м). Всего на строительство лестницы было потрачено более 600 тыс. рублей.

По словам известного одесского краеведа, историка градостроительства Одессы Владимира Адамовича Чарнецкого, «нет истории печальнее на свете, чем эпопея строительства Бульварной лестницы в Одессе».

Но сейчас никто не станет осуждать создателей этого памятника архитектуры за то, что они не уделяли должного внимания инженерному обеспечению объекта, потратили колоссальную сумму на строительство.

Лестница сразу привлекла внимание публики. В 1843 году польский писатель Юзеф Крашевский назвал ее одной из важнейших достопримечательностей Одессы. Николай Гарин назвал ее громадной, Александр Грин – знаменитой, Жюль Верн – монументальной, Марк Твен – великолепной, гигантской. В разное время она именовалась Каменной, Гигантской, в документе 1847 года – Бульварной, в справочнике 1888 г. – Дюковской. На открытке периода 1917-1920-х гг. значится лестница при бульваре им. Фельдмана. Позже неофициально ее начали называть Потемкинской – после выхода в январе 1926 года в прокат кинофильма «Броненосец «Потемкин», а официально – на основании решения исполкома в 1955 году, в связи с 50-летием восстания на броненосце «Князь Потемкин-Таврический».

Закончить свою статью хочу словами Леонида Утесова:

«У каждого города должно быть свое лицо. А знаете ли вы, что такое Одесса? Нет, вы не знаете, что такое Одесса! Много есть на свете городов, но такого прекрасного нет. Вы думаете, что Одесса одна? Нет, Одесс несколько. Центр – одно. Молдаванка – другое. Пересыпь – третье. Слободка – четвертое. Есть еще Бугаевка, Ближние мельницы. Но это уже автономные области. А центр – это самые лучшие здания».

Автор: Світлана Герасимова


© 2005—2025 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
© 2005—2025 S&A design team / 0.006
Перейти на повну версію сайту