![]() |
|
Очередное заседание Совета ректоров одесских вузов было посвящено подведению итогов вступительной кампании и обсуждению рекомендаций Министерства финансов по подготовке бюджета следующего года.
Председатель Совета ректоров, ректор ОГЭКУ Сергей Степаненко отметил, что, исходя из опубликованных Министерством образования и науки данных, только по девяти (из более чем 40) киевским вузам увеличение количества студентов-бюджетников составило 1567 человек. В одесских же вузах число их сократилось на 14,6%. Существенная диспропорция наблюдается и в сравнении с другими областями: во Львовском университете на специальность «право» зачислили 180 бюджетников, а в ОНУ им. И.И. Мечникова – лишь 37. «Обидели» наш национальный университет и в отношении специальности «международные отношения»: вуз готов был зачислить на бюджет 25 студентов, а министерство рекомендовало всего 15.
– К сожалению, многие абитуриенты не смогли разобраться с запутанной системой поступления в нынешнем году. Им и в голову не приходило, что подавая заявления в разные вузы на одну и ту же специальность, они тем самым отдают себя на откуп электронной системе, которая будет в итоге разбрасывать студентов по разным городам Украины.
Некоторые абитуриенты, имеющие высокий балл ВНО и поставившие академию пищевых технологий своим приоритетом, не подозревали, что их могут рекомендовать на бюджетное обучение в совершенно иной вуз, – рассказал ректор ОНАПТ Богдан Егоров.
Подобная ситуация грубо нарушает право человека получать образование в выбранном им учебном заведении, а не там, куда его забросит электронная система Министерства образования и науки.
Ущемляются и права работодателей: крупнейшие предприятия, фирмы, агрохолдинги на протяжении многих лет вкладывали средства в одесские вузы, готовящие для них кадры. Теперь их лишили права брать на работу выпускников именно этих учебных заведений, по сути, навязывая других.
Любопытнейшие факты привел ректор ОНЭУ Михаил Зверяков. В возглавляемом им университете есть специальность «финансы, банковское дело и страхование». В этом году для поступления на нее нужно было набрать 156 баллов. А в Национальный университет государственной фискальной службы Украины (НУГФСУ) в Ирпене под Киевом на аналогичную специальность – всего 124. Думаете, система, как неоднократно декларировалось министерскими чиновниками, отдала лучших абитуриентов ОНЭУ? Ничего подобного. Она спокойно перебросила их в университет фискальной службы, который по совершенно необъяснимым критериям входит в двадцатку лучших вузов Украины.
Аналогичная несправедливость имела место и со специальностью «право». В ОНУ им. И.И. Мечникова проходным были 169,15 балла, в НУГФСУ – 109. И вновь необъяснимым образом больше бюджетных мест дали именно «фискалам», а не Одесскому национальному университету.
Киевские вузы и те, о которых трогательно «позаботилась» электронная система, получили больше студентов, чем реально смогут обеспечить общежитиями. Они уже ставят вопрос о необходимости строительства новых студгородков. В Одессе же места в общежитиях останутся незанятыми. Да и преподавателей наших вузов придется сокращать или переводить на неполную ставку.
Стоит обратить внимание и на то, что еще до окончания вступительной кампании министерские чиновники среди крупнейших вузовских центров страны называли только Киев, Харьков и Львов. Одессу к таковым они уже не относили, возможно, зная, какие «сюрпризы» преподнесет система компьютерного распределения.
Совет ректоров вузов Одесщины по результатам обсуждения принял обращение к Министерству образования и науки и профильному комитету Верховной Рады. В нем подчеркивается, что внедренная система зачисления студентов на бюджетную форму обучения не применяется ни в одной европейской стране с развитой системой образования. А случаи зачисления в ряд вузов количества студентов, в разы превышающего максимальные объемы государственного заказа, вообще ставят на повестку дня вопрос о допустимости ее применения.
Механистический способ распределения госзаказа по алгоритму «широкого конкурса по специальностям», без его предварительной сертификации и утверждения, не учитывает реальную демографическую и социально-экономическую ситуацию в регионах, их интересы, в частности, – в реальном секторе экономики. Кроме того, существенным недостатком предложенного алгоритма является построение рейтинговых списков специальностей без учета номеров приоритетов, выставленных по ним самими абитуриентами. Это привело к тому, что многие абитуриенты с высокими баллами (150-160) и заявленными приоритетами избранной специальности оказались искусственно лишенными возможности реализовать свое конституционное право на образование.
По мнению совета ректоров, необходимо начинать широкую дискуссию с привлечением всех заинтересованных сторон, чтобы не допустить окончательного разрушения отечественной системы образования.
На мой взгляд, очень точно происходящее охарактеризовал лидер общественного движения «Рідна країна» Николай Томенко: «Очільники МОН звітують про героїчну вступну кампанію у наші виші. Не берусь аналізувати так звану супернову програму розподілу місць, яка без вузів («автономія» як не як, по закону) комп’ютерно направляє на бюджетні місця львів’ян у Херсон, а миколаївців у Тернопіль, які потім з міркувань економії змушені вибирати менш престижні місцеві вузи за контрактом...
Хочу сказати більше про державні пріоритети щодо майбутніх фахівців. Отож, на першому місці філологія (108184 студенти), на другому – юристи (105347); далі – менеджери (70785), комп’ютерні та інформаційні технології (64811). І це – 60% від усіх місць. Таким чином, держава (точніше, МОН) визначила за пріоритет викладачів та перекладачів іноземних мов, юристів, менеджерів та комп’ютерників.
У мене питання: то уряд таки відмовився формувати власну національну економіку й фактично вже узаконив себе як «уряд зовнішнього управління»? Тоді стає зрозумілим, навіщо потрібні перекладачі (для іноземців, які керуватимуть країною) і комп’ютерники (які масово поповнюють західний ринок праці). Виходить, що фахівці у сферу реальної економіки уряду не потрібні».
Любопытно, что заставляет Минобразования убеждать всех и вся в великой значимости именно такого, компьютеризированного – без хоть какого-то участия и абитуриентов, и вуза, – подхода к распределению студентов в угоду совершенно иным, разрушающим отечественную систему высшего образования, интересам? Некомпетентность? Нежелание признавать собственные ошибки? Или ответ лежит в сфере компетентности СБУ и НАБУ?
Вторым вопросом, обсуждавшимся на совете ректоров, было письмо Министерства финансов с рекомендациями Министерству образования и науки по части экономии средств при формировании бюджета следующего года.
Им, в частности, рекомендовано сократить расходы на стипендии, гарантировав их только учащимся и студентам из числа детей-сирот, детей-инвалидов I-III группы, детей, лишенных родительской опеки, и детей из семей, которые получают помощь в соответствии с Законом Украины «О государственной социальной помощи малообеспеченным семьям». То есть государство не намерено поддерживать тех, кто, стремясь получить качественное образование, призван гарантировать его развитие в будущем. Не сложно представить, что многие студенты, оставшись без стипендии (а на нее рассчитывают многие), будут вынуждены в скором времени оставить учебу, дабы искать источники к существованию.
Также предполагается передать из государственного в местные бюджеты финансирование вузов I-II уровня аккредитации, готовящих специалистов в сфере культуры и искусства, медицины и фармации, а также оплату коммунальных услуг и энергоносителей, потребляемых общеобразовательными учебными заведениями. Иными словами, регионам придется выбирать, сколько учебных заведений они смогут содержать, а какие придется закрывать. В особо тяжелых условиях окажутся учебные заведения, находящиеся в районах области. Их закрытие из-за отсутствия средств в местных бюджетах может привести к непоправимым негативным последствиям для развития регионов – отток молодежи в поисках возможностей получить образование и достойную работу вырастет в разы.
Министерство предполагает сделать полностью платным (за счет средств физических и юридических лиц) и получение студентами образовательной квалификации магистра. То есть студенты, которые поступили на бюджет в прошлом и нынешнем годах, магистерскую степень вынуждены будут получать уже на коммерческой основе. Это, безусловно, является серьезным нарушением прав студентов. Но министерство это, похоже, вовсе не беспокоит.
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2025 S&A design team / 0.007Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |