ІА «Контекст Причорномор'я»
Одеса  >  Моніторинги
Искусство без слов
26.06.2019 / Газета: Одесские известия / № 48(5171) / Тираж: 18937

В знойной Одессе этим летом кипит не менее жаркая фестивальная жизнь, которая не затихает ни днем, ни ночью.

В прошедшие выходные своих гостей встречал единственный в Украине и крупнейший в Восточной Европе фестиваль архивного кино и современной музыки «Німі ночі — Mute Nights Festival».

В рамках этой масштабной культурной акции на большом экране показали фильмы украинского производства, которые были забыты в течение почти века, в живом музыкальном сопровождении украинских и зарубежных исполнителей. А также были представлены творческие перформансы, сочетающие музыку и пантомиму — наиболее выразительные составляющие актерского мастерства эпохи немого кино.

Зрители увидели репремьеру запрещенной авангардной работы Ивана Кавалеридзе «Штурмовые ночи» и комедию «Приключения полтинника» Акселя Лундина — одну из немногих уцелевших детских комедий, недавно возвращенную в Украину из российского Госфильмофонда.

Уже второй год кинопоказы проходят одновременно в двух городах, в двух центрах украинской киноиндустрии немой эры – с 20 по 22 июня в Киеве, а с 22 по 23 июня в Одессе — городе рождения фестиваля.

О том, как пришла идея этого фестивального движения, и что представляет собой это событие, рассказал исполнительный директор и пресс- атташе фестиваля Андрей Сечковский:

- Фестиваль «Німі ночі» был основан в 2010 году. Идея пришла Ивану Козленко, который, собственно, является президентом и арт-директором фестиваля и параллельно — генеральным директором Центра Довженко в Киеве. Это крупнейший кинематографический центр в Украине — архивный фонд, где собрана наиболее полная коллекция немых фильмов, который сейчас активно работает во взаимодействии с другими международными архивными фондами, что позволяет нам возвращать какие-то, казалось бы, утраченные фильмы в Украину, реставрировать их и демонстрировать, в том числе, на фестивале.

Если в Одессе, например, показы происходят только раз в году, и периодически мы делаем какие-то отдельные мероприятия, то в Киеве на базе Довженко это происходит несколько чаще, и не всегда в формате фестиваля. Одно время были показы во Львове, в рамках проекта «Коло Дзиги», который посвящен реактуализации немого кинематографического наследия.

Как известно, в начале прошлого века украинский кинематограф был в авангарде мирового кинематографа и подарил миру имена Александра Довженко, а также многих других серьезнейших режиссеров, в частности: Дзиги Вертова, чье кино интересно тем, что показывает жизнь Одессы и Киева в послереволюционные годы в виде кинохроники, и Ивана Кавалеридзе, чей фильм «Штормовые ночи» увидели на фестивале.

Этот фильм, снятый в 1931 году на Одесской кинофабрике объединения «Украинфильм» по собственному сценарию Кавалеридзе, был запрещен к выпуску и не вышел в прокат, а также не был включен в многотомный аннотированный каталог «Советские художественные фильмы» за то, что «выхолащивал социально-политическое социалистическое строительство…». И соответственно, он долго был недоступен для массового зрителя.

Эти и многие другие режиссеры, которые работали здесь, в Одессе, в Киеве и в Харькове, объединяли три основных кинематографических центра Украины.

Исполнительный продюсер «Немых ночей» Екатерина Мальцева на вопрос, чем отличается нынешний фестиваль, отметила:

- Впервые в этом году, благодаря поддержке департамента культуры Одесского городского совета, наш фестиваль удалось сделать бесплатным для посетителей. Также впервые у него новая локация – это сцена Летнего театра в Горсаду, что вызвало немало толков среди разных людей. Но мы надеемся, что диалог и компромисс найден. Самое главное, что здесь не произошла застройка, и очень важно, что фестиваль все-таки состоялся.

Фестиваль невозможно окупить просто с продажи билетов, и мы во многом зависим от поддержки различных культурных институций, грантовых программ и так далее. В этом году ее оказалось минимально, и в тот момент, когда мы уже отчаялись и думали, что придется сделать паузу, департамент культуры пришел к нам на помощь, и предложил провести его здесь, сделав свободный вход. Это имеет огромное значение, поскольку фестиваль имеет важнейшую образовательную и просветительскую миссию. Хотелось бы, чтобы как можно больше людей увидели столь необычное искусство и в такой оригинальной подаче.

К сожалению, мы ограничены по времени, так как не можем начинать показ до темноты, чтобы было видно экран, и ограничены режимом тишины, то есть должны закончить до 23-00. Соответственно было принято решение, что в рамках фестивальной программы, во втором отделении мы показываем по одному фильму, а в первом – музыкально-пластические перформансы. Музыканты во взаимодействии с актерами искусства пантомимы создавали уникальные образы, что очень заинтересовало зрителей, так как известно, что пантомима — это одно из самых выразительных актерских средств, и поэтому оно очень перекликается с концепцией самого фестиваля, в рамках которого мы показываем фильмы двадцатых годов прошлого столетия в современном переосмыслении.

Помимо основной программы фестиваля, как и всегда, была представлена параллельная программа в виде лекций, выставок плакатов, фильмов тех лет.

Автор: Александра Степовая


© 2005—2024 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
© 2005—2024 S&A design team / 0.006
Перейти на повну версію сайту