24 апреля Минкультуры приняло приказ, которым утверждаются типовые образовательные программы элементарного подуровня образования в сфере искусства, в частности — музыки. Обучаться по ним детям придется уже с 1 сентября текущего года.
Теперь курс обучения не будет длиться 7 лет, как мы привыкли, — завершать музыкальное образование можно будет после прохождения элементарного уровня, то есть через 4 года обучения. Выходит, что, начав занятия с 6-7 лет, юный музыкант получит первый документ об образовании в 10-11. А далее ему самому и его родителям предстоит принимать непростое решение, — продолжать или не продолжать обучение дальше.
Педагоги высказывают предположение, что получать полное начальное 7-летнее музыкальное образование станут примерно 30-35% учащихся. И это вызывает вполне обоснованное беспокойство. Ведь занятия в музыкальной школе для многих детей являются эффективным методом противодействия влиянию улицы благодаря воспитанию вкуса, чувства прекрасного и интеллигентного отношения к миру. Новый приказ Минкульта возможности этого метода резко сокращает.
Кроме того, устанавливаются требования по численности учащихся. Если из-за новых подходов их не наберется в нужном количестве, сначала встанет вопрос о сокращении педагогов, а в дальнейшем – и количества музыкальных школ. Это вполне соответствует неоднократно высказываемым руководством Минкульта мыслям о том, что Украине вполне хватит двух консерваторий и двух музучилищ. Чтобы прийти к такой ситуации, надо просто на протяжении ряда лет сокращать количество музыкантов. Новая типовая программа обучения в музыкальных школах именно на это и ориентирована.
Новый подход запрещает в течение первых двух лет обучения выставлять учащимся оценки и сравнивать их друг с другом. Это требование вызывает вопросы, так как юные музыканты рано начинают участвовать в конкурсах, где жюри сравнивает их с другими и выставляет баллы. Как ребенок выдержит напряжение конкурса, если не будет готов услышать оценку своего профессионального уровня и кому-то уступить? Это может стать для него серьезным стрессом. Стрессом, справиться с которым смогут далеко не все. Получается, что предлагаемая Минкультом методика совершенно не учитывает конкурсный и конкурентный характер профессии музыканта, а также особенности детской психологии. Или она вообще не ориентирована на то, чтобы воспитывать профессионалов высокого уровня.
Недоумение вызывают и другие нормы, заложенные в типовой программе элементарного подуровня образования в сфере музыки.
Так, ребенок, чтобы получить документ о своем образовании, должен уметь вести разговоры о музыке с педагогом (концертмейстером) на государственном языке. А также подбирать по слуху мелодии украинских народных песен.
Работы, проводимые в разных странах, постоянно свидетельствуют о том, что наиболее комфортно ребенок себя чувствует в пространстве родного языка. Именно это позволяет ему эффективно развивать свой творческий потенциал. То, что предлагает Минкульт, эти особенности никоим образом не учитывает. Не говоря уже о том, что в 10-11 лет ребенку еще достаточно сложно вести беседы со взрослым на какие-либо темы. Барьер языка станет здесь еще одним лишним и весьма серьезным препятствием на пути вхождения ребенка в мир музыки.
Кроме того, мир музыки многонационален, не знает границ и многих ограничений, свойственных человеческому обществу на разных этапах его развития. И потому оценивать изучение музыки по подбору на слух мелодий только украинских народных песен, — явный нонсенс.
Любопытно, что Минкульт вроде и разрешает музыкальным школам разрабатывать свои программы, но при этом оценка результатов обучения жестко привязана к принятой типовой программе. Потому реальных возможностей отойти от нее и предложить более грамотный подход, по сути, нет.
© 2005—2024 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2024 S&A design team / 0.007Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |