ІА «Контекст Причорномор'я»
Одеса  >  Моніторинги
ВОДОСНАБЖЕНИЕ И ВОДООТВЕДЕНИЕ: ЗАБЫТАЯ ПРОБЛЕМА
27.06.2019 / Газета: Вечерняя Одесса / № 71-72(10771-10772) / Тираж: 10407

В преддверии «лихих» девяностых годов прошлого столетия проблемы экологии сотрясали одну шестую часть земной суши — бывшую нашу страну СССР. Наряду с политическими и экономическими экологические проблемы были, пожалуй, наиболее понятными и воспринимались населением как первостепенные, жизненно важные вопросы.

Они концентрировали в себе основной негатив от действий власти, были наиболее взрывоопасными и четко ориентированными на конкретные действия людей.

Вспоминаю, как на одном из заседаний первого созыва Верховного Совета Украины ведущий сессии И. С. Плющ заявляет:

— «Все, хватит говорить о политике, хватит обсуждать второстепенные вопросы, будем говорить и обсуждать главное».

Из зала:

— «А об экологии можно?»

— «Да, включите первый микрофон».

Подходит депутат и начинает:

— «Иван Степанович, вы знаете, что у нас на Украине все деревья высохли, речки обмелели... Не на чем коммуняк повесить и негде утопить».

— «Выключите первый микрофон».

В зале невообразимый шум...

Сегодня описанный эпизод для многих покажется полуанекдотичным, но, к глубокому сожалению, именно такой митингово-непрофессиональный подход к определению и решению острейших экологических проблем доминирует в нашей стране.

Так, в рейтинге комиссии ООН по индексу экологической безопасности и эффективности среди 153 стран мира Украина по качеству воздушной среды занимает 76-е место, по сохранению и воспроизводству лесов — 70-е, по питьевой воде и санитарному состоянию — 72-е, по влиянию окружающей среды на здоровье граждан — 48-е, по водным ресурсам (очистка сточных вод) — 65-е место. По всем приведенным рейтинговым показателям наша страна имеет устойчивую отрицательную динамику.

По данным Национального научного центра «Института почвоведения и агрохимии имени А. Н. Соколовского» сегодня в наших почвах содержание питательных элементов в два раза ниже, чем в почвах Западной Европы, где эра химизации земледелия длится вот уже 150 лет. К этому, как ни горько, необходимо добавить, что 15% всей нашей территории занимают легальные свалки. А сколько нелегальных? Об этом можно только догадываться.

Приведенные данные о сложнейшей экологической ситуации вызваны возрастанием загрязнения всех сфер окружающей среды, прогрессирующим истощением природных ресурсов, отсутствием четко продуманной и реализуемой экологической политики в нашем государстве. Говорят о существовании реальной угрозы здоровью населения, экологической и экономической безопасности страны, об уменьшении рождаемости и увеличении смертности людей.

Такая отдельная отрасль экологии, как экология городской среды и жилья, у нас не развивается вообще, что крайне пагубно отражается на условиях проживания подавляющего большинства населения, его здоровье и качестве жизни. Эта острейшая и архиактуальная проблема впрямую и непосредственно касается нашего города Одессы.

Вода — источник жизни и смерти

Начну с общеизвестной аксиомы — вода является основным фактором, который воздействует на экосистему Земли, а через нее на жизнеспособность и благосостояние всего человечества, каждого региона и конкретного человека. Источников пополнения водных ресурсов на нашей планете априори не существует. Количество воды, как было со дня ее образования (2,7 млрд. лет назад), так и осталось.

В докладе ООН о состоянии водных ресурсов мира («Управление водными ресурсами в условиях неопределенности и риска») констатируется, что спрос на воду во всех регионах мира стремительно возрастает, доступность к питьевой воде резко уменьшается.

Напряжение в сфере водопотребления, как ожидается, возрастет в Центральной, Восточной и Южной Европе, и к 2060 году количество людей, испытывающих острую нехватку воды, увеличится до 54 млн. человек.

Сегодня Украина по степени водообеспечения занимает одно из последних мест среди стран Европы, а по водоемкости валового национального продукта опережает всех.

Проблема водоснабжения нашего города возникла со дня его основания. На ее решение, несмотря на все усилия городских властей, понадобилось 80 лет.

В 1873 году прекратил работу водопровод Тимофея Ковалевского, источником которого были подземные воды в районе Большого Фонтана (он просуществовал 20 лет). И в том же году был открыт новый водопровод Днестр — Одесса, водозабор которого находился в селе Маяки на р. Днестр, в 40 км от города. Он и сегодня обеспечивает наш город и ряд других городов и населенных пунктов питьевой водой.

Тогда Днестровско-Одесский водопровод был одним из уникальных и инженерно-сложных водопроводов Европы. Он обеспечивал питьевой водой не только центр города, но и предместье, и близлежащие села — в то время как во всех больших городах Европы водопроводы, как правило, обеспечивали водой только центры городов. За почти полуторавековую эксплуатацию вопросы его бесперебойной работы всегда находились в центре внимания городских властей.

В конце 70-х годов минувшего столетия, после вспышки холеры в г. Одессе, начались масштабные и активные работы по реконструкции всего водопроводного и канализационного хозяйства города. Все возникающие вопросы и проблемы водоснабжения и водоотведения решались в первоочередном и внеочередном порядке. Это стало аксиомой в деятельности всех руководящих кадров, как в городе, так и в области. У меня, как у председателя исполкома городского совета, во время моих бесчисленных поездок в Госплан Украины и в Госплан СССР, в Совет Министров Украины и Совет Министров СССР всегда были с собой компактные схемы водоснабжения и водоотведения города. На схемах были указаны все водонасосные и канализационно-насосные станции, водоводы, магистральные сети. Отдельные схемы станций биологической очистки (СБО) «Северная» и «Южная» со сроками строительства и реконструкции и, конечно, стоимостью.

Водно-очистительная станция «Днестр». фото с сайта odessa-life.od.uaВодно-очистительная станция «Днестр». фото с сайта odessa-life.od.ua

В результате сложившейся системы решения вопросов и проблем водообеспечения и водоотведения города были реконструированы и достроены водоводы подачи питьевой воды (их стало шесть), реконструирована и модернизирована водоочистительная станция «Днестр», построены и запущены в эксплуатацию СБО «Северная» и СБО «Южная».

В социально-экономическом паспорте города за 1990 год в разделе «Водопроводы» напротив показателя мощности подачи воды в город стояли цифры — 827,8 тыс. м3 в сутки. В разделе «Канализация»: действующие мощности очистительных сооружений — 822,8 тыс. м3 в сутки. Одна из острейших задач, стоящих перед городом в его развитии, была решена.

Безусловно, эту проблему невозможно было решить без слаженной, профессиональной работы многочисленного коллектива Производственного управления водопроводного и канализационного хозяйства (ПУВКХ), его руководителей.

Но наступили «лихие» 90-е годы. Под лозунгами перехода к рыночной экономике — «Даешь акционирование, корпоратизацию, приватизацию государственной и муниципальной собственности» — пошел процесс ее разграбления и уничтожения.

Производственное управление водопроводного и канализационного хозяйства превратилось в Закрытое акционерное общество «Одесводоканал». Власть придержащие облегченно вздохнули, свалив с себя важнейшую, первейшую функцию — обеспечение горожан питьевой водой. Но частный собственник оказался не таким эффективным, как его рекламировали так называемые «рыночники», и со временем ПУВКХ стало вновь коммунальным предприятием «Одесводоканал». Коммунальной собственностью надо профессионально управлять, нести ответственность за ее эффективную и бесперебойную работу. На это власть придержащие в городе были принципиально не согласны. И тогда сработал принцип коллективной безответственности.

В 2003 году Одесский городской совет, подчеркиваю, впервые на Украине, как писала взахлеб местная пресса, передал целостный хозяйственный комплекс коммунального предприятия «Одесводоканал» в аренду на 49 лет частной структуре ВАТ «Инфокс», фактически ее филиалу «Инфоксводоканалу». Аргументы были все те же — частный собственник более эффективен, чем коммунальный. Печальные результаты деятельности предыдущего частного собственника ЗАТ «Одесводоканал» были напрочь забыты.

Даже непредвзятое знакомство с договором аренды вызывает много юридических и финансовых вопросов. Он содержит ряд рисков в выполнении взятых на себя арендатором обязательств, в то же время отсутствуют рычаги воздействия на него со стороны города. Но особенно тревожно и непрозрачно прописаны следующие положения.

Первое. Раздел, в котором прописаны инвестиционные обязательства арендатора. Они настолько размыты, неконкретны, формальны и непроверяемые, что спонтанно возникает вопрос: «Разве это аренда?». Скорее подарок ВАТ «Инфокс» всех материальных и финансовых активов КП «Одесводоканал».

И второй момент. Город сдает в аренду предприятие-монополиста по обеспечению горожан водой и одновременно дает кредит на 49 лет в размере 25 млн. гривен. Так какими же тогда финансовыми возможностями обладает арендатор?

Как говорит народная мудрость, любой спор решают конкретное дело и время. Прошло практически 16 лет со дня начала действия договора об аренде. Что же сделано за это время арендатором?

К глубокому моему удивлению, ни одна из управленческих структур горисполкома не может дать конкретного ответа. На мои вопросы, как это может быть, почему, ответ один: в договоре об аренде этого не предусмотрено, а форма собственности ВАТ «Инфокс» этой отчетности не предусматривает.

На сайте «Инфоксводоканала» размещена обширная информация (примерно на 10 страниц) о его деятельности, из которой девять с половиной страниц — это описание истории создания Одесского водопровода и что делалось до 2003 года. Для описания того, что сделано за 16 лет аренды, отведено аж 0,5 страницы, буквально 6 строчек: решен вопрос круглосуточной подачи воды в город, уменьшены потери при водоподаче — и это практически все описанные достижения.

Но, зная реальное положения дел, можно сказать, что даже эти «достижения» очень и очень сомнительные. В 1990 году был решен вопрос подачи необходимого объема воды в город. Вопрос круглосуточной подачи воды горожанам в то время упирался в недостаточное количество емкостей чистой воды на насосных станциях. Промышленные предприятия города, как правило, работали круглосуточно.

К 2004 году общее потребление воды городом сократилось на 35%, а промышленными предприятиями — на 50%. Вопрос круглосуточной подачи воды горожанам решался путем оптимизации работы насосных станций, что было и сделано. Практически никаких серьезных инвестиционных ресурсов для решения этого вопроса не требовалось.

Второй момент «достижений» — это уменьшение потерь воды при транспортировке с 45% до 30%, но в официальном документе «Экологический паспорт региона—2018 год» Одесской области указано, что только за последние три года потери воды при транспортировке увеличились практически в три раза. Так каким данным верить? А за все потери платит потребитель — мы с вами.

На том же сайте «Инфоксводоканала» размещены данные: «Финансовый план финансирования инвестиционных программ на 2018 и 2019 годы». Планы есть, но нет ни единого слова о том, как они выполнялись ни в 2018 году, ни в начале 2019 года — это первый момент. Второе — в плановых мероприятиях мы видим только реконструкцию (вернее, текущий и капитальный ремонт), нового строительства не предусмотрено. Планы составлены, а кто-либо из руководства города рассматривал или согласовывал их? Убежден, что никто. Источников финансирования этих мероприятий два: амортизационные отчисления и инвестиции с прибыли. А где же основной источник финансирования, предусмотренный договором аренды — так называемая инвестиционная составляющая, заложенная в тариф по водопотреблению и водоотведению? Его и в помине нет, а деньги здесь не малые.

По данным Национальной комиссии по регулированию в сферах энергетики и коммунальных услуг, только за последние четыре года в Одессе тариф для горожан за потребление и водоотведение увеличился практически в три раза — с 7,6 грн. до 20,1 грн. за 1 м3 воды (включая водоснабжение и водоотведение).

За 2018 год ТОВ «Инфокс» получило за предоставление услуг по водоснабжению и водоотведению ни много ни мало — около 1,2 млрд. гривен. Из этой суммы прибыль составляет 109 млн. грн., с которой уплачивается налог 19,6 млн. гривен. Разница в 89,3 млн. грн. — это и есть, согласно договору аренды, годовая инвестиционная составляющая тарифа. По тарифам, установленным на 2018—2019 гг., она составляет 1,39 грн./м3, включая водоснабжение и водоотведение. Эти финансовые инвестиционные ресурсы должны быть использованы на новое строительство, улучшающее качество питьевой воды, и должны быть выделены отдельной строкой. А их даже в планах финансирования «инвестиционных» программ нет. Интересует ли это кого-либо из руководства горсовета или горисполкома? Думаю, что нет. А ведь это деньги горожан, на которых надето непосильное ярмо налоговой и тарифной политики.

В результате, если подвести итоги работы арендатора «Инфоксводоканал» за прошедшие 16 лет, то можно утверждать, что де-факто он становится не арендатором, а собственником целостного хозяйственного комплекса «Одесводоканал», единственной и стратегически важнейшей производственной структурой по обеспечению нашего города водой и водоотведению.

Но даже этот процесс не самая большая проблема. Главное в том, что не обеспечивается надлежащее качество питьевой воды в городе. Эта стратегическая задача просто канула в Лету, и де-юре, и де-факто.

Качество воды — качество жизни

Единственным источником централизованного водоснабжения нашего города являются поверхностные воды реки Днестр. Их чистота — основополагающее условие санитарного и эпидемиологического благополучия населения. Именно поэтому, согласно действующим государственным строительным нормам и правилам, все источники водоснабжения должны иметь три пояса санитарно-защитной зоны.

Первый пояс — строгого режима реки Днестр был организован и сооружен по проекту института «Укрюжгипроводхоз» еще в далеком 1988 году и охватывает территорию водоочистной станции «Днестр» на расстоянии 500 метров вверх и 300 метров вниз по течению реки Днестр от водозабора. Он оснащен в соответствии с существующими нормами и находится под контролем соответствующих служб.

Проект второго пояса санитарно-защитной зоны р. Днестр по заданию Одесского горисполкома был разработан в 1989 году (тридцать лет назад) тем же институтом «Укрюжгипроводхоз». В его границы были включены территории бассейна р. Днестр вверх по течению на 283 км и вниз по течению до устья, включая акваторию Днестровского лимана. Боковые границы пояса — 0,5 км по обе стороны реки. В эти границы попадали 170 населенных пунктов четырех районов Одесской области и семи районов Республики Молдова и ПМР. После разработки этого проекта начался активный процесс его согласования по всем многочисленным инстанциям, во главе которых стояли ответственные работники Одесского облисполкома и Одесского горисполкома.

Но наступили другие времена. Острейшая, первостепенная проблема водоснабжения города качественной питьевой водой отступила на второй план, а затем и вовсе затерялась в массе текущих вопросов переходного периода к «светлому будущему» рыночных отношений. Сегодня, спустя 30 лет, работа по согласованию второго пояса санитарно-защитной зоны ВОС «Днестр» не закончена и забыта. Ответственных за ее продолжение ни в области, ни в нашем городе нет. Вопрос третьей санитарно-защитной зоны за эти годы никак и нигде не поднимался вообще.

Люди со скептическим складом ума на необходимость решения этого вопроса могут заявить: если за тридцать лет ничего не сделано и ничего трагического не случилось, то, может, и проблемы создания санитарно-защитных зон ВОС «Днестр» не существует, может, они не нужны вообще.

В таком случаи я вынужден буду напомнить о трагических событиях 1983 года и «дамокловом мече», занесенном над рекой Днестр — единственного источника водоснабжения нашего города.

В верховье реки Днестр, на ее правой притоке реке Стрый, расположен Стебниковский калийный комбинат (возле города Стебник). В сентябре 1983 года произошел прорыв дамбы рассолохранилища комбината, который привел к экологической катастрофе на р. Днестр. Четыре с половиной миллиона кубометров жгучего рассола уничтожили фауну и флору реки. На долгое время было нарушено водоснабжение населенных пунктов вдоль течения реки, в том числе г. Кишинева и г. Одессы.

Три года спустя отходы производства того же Стебниковского калийного комбината вновь прорвали земляную плотину и в промоину хлынули миллионы кубометров рассола с очень высоким содержанием солей калия и натрия. Пройдя через несколько небольших рек, отходы достигли Днестра и с его водами попали в Ново-Днестровское водохранилище, в котором их сконцентрировалось около 1 млн. тонн. После аварии погибла практически вся рыба в реке Днестр, а также масса скота, который пасся по ее берегам. Возникшая реальная катастрофа по обеспечению водоснабжения Одессы только чудом и оперативными действиями властей была предотвращена.

К этому необходимо добавить еще одну «бомбу замедленного действия», заложенную в систему водоснабжения нашего города в советский период, — это Калушский химико-металлургический комбинат, в настоящее время ТОВ «Карпатнефтехим». Сегодня его хвостохранилище (озеро-отстойник, содержащее жидкие отходы производства) не соответствует нормам безопасности, и если во время очередного паводка прорвет дышащую на ладан защитную дамбу, химикаты затопят все вокруг. Ядовитая масса попадет в реку Днестр, и тогда может возникнуть ситуация более опасная, чем в 1983 году и в 1985 году во время прорыва хвостохранилища на Стебниковском комбинате калийных удобрений.

Именно для предотвращения подобных катастрофических ситуаций для города крайне необходимо создание второго и третьего санитарно-защитных поясов ВСО «Днестр». Но один из краеугольных принципов управления «руководить — значит предвидеть» и предотвращать риски для жизни и жизнедеятельности людей, доверивших власть придержащим управлять, забыт напрочь. Сегодня ни в области, ни в городе, ни тем более в хозяйственном комплексе «Одесводоканал» (ТОВ «Инфоксводоканал») таких людей нет. Принцип коллективной безответственности восторжествовал.

Но вернемся к вопросу очистки поверхностных вод реки Днестр для обеспечения питьевой водой нашего города в сегодняшних условиях. Для начало приведу слова-ответ академика Национальной академии наук Украины, директора Института коллоидной химии и химии воды Владислава Владимировича Гончарука на вопрос об уровне загрязненности речных вод в Украине: «Говорить о чистоте поверхностных рек всего мира крайне не корректно, и Украина здесь не исключение. В поверхностных водах мира содержится около 150 млн. химических соединений... Половина из них — супертоксиканты».

В нашей конкретной реке Днестр этот процесс можно охарактеризовать как устойчивую тенденцию увеличения концентрации супертоксикантов на протяжении последних 15—20 лет (особенно азотной группы, фосфатов, СПАР). На входе очистных сооружений они выше проектных показателей, которые были заложены при их проектировании и строительстве. Этот процесс крайне негативно влияет на качество воды на выходе из очистных сооружений.

Напомню, что водоочистные мощности на ВОС «Днестр» были запроектированы и построены еще в 80-е годы прошлого столетия и рассчитаны на другое качество речной воды. Сегодня объекты водоочистки, хлорное хозяйство ВОС «Днестр» изношены, морально и физически устарели. Для обеспечения безопасности воды в эпидемическом отношении используется жидкий хлор. Процесс хлорирования, как утверждает современная наука о воде, не очищает воду, а обезвреживает ее. Прежде всего, от возбудителей чумы и холеры, нейтрализует не особо опасную для жизни человека микрофлору. Одновременно с процессом хлорирования воды образуются побочные хлорорганические соединения, являющиеся канцерогенами. Вот такое качество воды нам обеспечивают ныне действующие очистные сооружения на ВОС «Днестр».

Волнуют ли эти проблемы власть придержащих в городе, да и в области, делаются ли какие-либо шаги «эффективным» арендатором ТОВ «Инфоксводоканал» по их решению? Как показывают результаты изучения этого вопроса, ответ однозначный — нет, и еще раз нет!

А решение этих проблем найдено и внедрено в ряде стран. Прежде всего, это отказ от использования жидкого хлора и других видов реагентов. Основные современные методы очистки воды (переход на облучение воды жестким ультрафиолетом, сжигающий имеющуюся в ней органику, использование углекислого газа, очищают воду до ее первозданного состояния) пока нам, одесситам, недоступны. А качество воды, согласно договору аренды, передано в руки частного предприятия «Инфоксводоканал»...

Принцип коллективной безответственности

В материалах Государственной службы статистики Украины, Экологическом паспорте Одесского региона 2018 года приведены данные об экологически небезопасных объектах области и города. Их в перечне 26. Первые пять мест занимают подразделения «Инфоксводоканала», в основном это водонасосные станции. А перечень предприятий, сбрасывающих неочищенные сточные воды в водоемы, возглавляет все тот же «Инфоксводоканал». Труднообъяснимая ситуация. Но тот факт, что она такова, не вызывает сомнения.

Система водоотведения Одессы разделена на два бассейна канализации: Северный бассейн — станция биологической очистки (СБО) «Северная» с общесливной канализацией (ливневая канализация плюс хозяйственно-бытовая) и Южный бассейн со станцией биологической очистки «Южная» с раздельной системой водоотведения (ливневая и хозяйственно-бытовая). Станции биологической очистки (как «Северная», так и «Южная») были построены и запущены в эксплуатацию в середине 80-х и самом начале 90-х годов прошлого столетия. Их пропускная способность и мощности по биологической очистке используются сегодня на 50—70%. Водопотребление за последние тридцать лет уменьшилось практически в два раза.

Более того, из различных источников финансирования (госбюджет, кредиты Мирового банка, за которые еще нужно расплачиваться, городской бюджет) за эти годы в развитие канализационных сетей города затрачено сотни миллионов гривен. Но результатов от этого капиталоемкого и трудозатратного процесса как не было, так и нет.

Канализационные воды в часы пиковой нагрузки как сбрасывали в наше самое синее в мире море неочищенными, так и сбрасывают в него, а ряд районов города во время ливней как превращались в малую Венецию, так и превращаются. Почему? Постараемся найти ответ на этот вопрос.

Сброс очищенных сточных вод СБО «Северная» осуществляется в Хаджибейский лиман и в Черное море. Выпуск в море расположен на расстоянии 300 погонных метров от уреза воды и поныне действующим санитарным нормам являются абсолютно неприемлемым. На протяжении последних лет сделано вроде много, чтобы решить эту проблему, затрачено сотни миллионов гривен (построена новая КНС, проложен напорный канализационный коллектор, сооружен выпуск в море на расстоянии 3,9 км от уреза воды на глубине 10—12 метров). Стоят недостроенно-построенные, но не сданные в эксплуатацию сооружения уже не один год. Стоят, потому что ни одной из производственных структур они не нужны, в том числе и «Инфоксводоканалу», который обязан эффективно эксплуатировать всю систему водоотведения в городе, для «Инфоксводоканала» это дополнительные, довольно значительные расходы на эксплуатацию. Деньги за водоотведение население и без них платит исправно, тарифы растут. Это не их сооружения, заказчиком на строительство является УКС горисполкома. Но ему они тоже не нужны, он не будет их эксплуатировать. Вот и стоят недостроенно-построенные, но не введенные в эксплуатацию сооружения, крайне необходимые горожанам не один год...

Подобная ситуация с водоотведением нашего города и в Южном бассейне. Ливневые стоки, кроме СБО «Южная», попадают в море через прямые выпуски в районе пляжа «Аркадия», 10-й и 16-й станций Большого Фонтана. К этим выпускам подключены КНС, перекачивающие стоки на СБО «Южная» на случай их остановки или затопления ливнями. Такие ситуации повторяются достаточно часто (2—3 раза в год), и тогда вместе с ливневкой все хозяйственно-бытовые стоки, минуя СБО «Южная», напрямую выливаются в море.

Для решения этой проблемы в 1987 году было начато строительство самотечного коллектора глубокого заложения, который аккумулировал бы все стоки от Аркадии до дачи Ковалевского и направлял их на СБО «Южная». Реализация этого проекта позволила бы вывести из эксплуатации целый ряд КНС и ликвидировать все прямые канализационные выпуски в море. Но, как говорится, «дорога в ад выстлана благими намерениями». Сначала начатое строительство было заморожено из-за отсутствия средств, а затем и вообще заброшено. На сцене решения проблем водоотведения появилось коммунальное предприятие «Агентство программ развития Одессы», по заказу которого был разработан новый проект. Вместо самотечного коллектора глубокого заложения в нем предусмотрено строительство ряда канализационных насосных станций глубокого заложения, участок тоннельного коллектора и ряд других капиталоемких сооружений.

Строительство началось и велось за счет кредитных ресурсов Мирового банка реконструкции и развития (МБРР). Когда сравниваешь маршруты прокладки ранее запроектированного самотечного коллектора и возводимого по новому проекту на средства МБРР и их капиталоемкость, то совершенно очевидно, что стоимость строительства по новому проекту в разы выше, чем по старому. И городу еще годы и годы надо платить, чтобы погасить взятые кредиты. Но самое главное, прямые выпуски в море как были, так и остались, как сливали неочищенную воду в море, так и будут сливать.

Результаты анализа решения проблем водоотведения в нашем городе показывают, что в качестве заказчиков и застройщиков участвуют: управление капитального строительства горисполкома, коммунальное предприятие «Агентство программ развития Одессы», коммунальное предприятие «Городские дороги», департамент экологии и развития рекреационных зон Одесского городского совета. Все они ведут определенные проекты по решению проблем водоотведения, имеют закрепленные горисполкомом свои источники финансирования. Эти структуры — участники всех городских программ, направленных на решение вопросов экологической безопасности нашего города, в т. ч. и недавно откорректированной «Городской целевой программы охраны и улучшения положения окружающей среды в г. Одессе на 2017—2020 годы». Все эти положения, на первый взгляд, кажутся правильными, но организационно-правовой парадокс налицо.

Во всех этих директивных документах и в Экологическом паспорте города Одессы 2018 года нет даже упоминания об «Инфоксводоканале», который должен решать эти проблемы. Подчеркну, решать за счет инновационной составляющей в тарифах на водообеспечение и водоотведение, растущих в арифметической прогрессии. Более того, все городские проекты по водоотведению технологически должны стать составной частью единой производственной городской структуры, которую сегодня арендует «Инфоксводоканал», а он даже не согласовывает проекты, которые реализуются вышеперечисленными городскими структурами. Этот парадокс и есть яркой демонстрацией принципа коллективной безответственности. Принципа, который не дает возможности, несмотря на довольно значительные капиталовложения, достичь реальных результатов в решении проблемы водоотведения в городе.

Причин сложившегося положения достаточно много: непрофессионализм в работе, уход от персональной ответственности за конечный результат своей работы, хорошо продуманная схема коррупционного «распила» бюджетных средств и ряд других причин. Совершенно очевидно одно, что положение с водоснабжением и водоотведением в городе надо в корне менять и как можно быстрее.

Для этого власть придержащим в городе, во-первых, необходимо понять, что кажущееся благополучие, связанное с вопросами водоснабжения и водоотведения, — это не что иное, как топор, занесенный над экологической безопасностью нашего города, здоровьем его горожан. Второе: понять, что городская система водоснабжения и водоотведения — это единая технологическая система. За ее развитие и эффективное функционирование должна нести ответственность одна городская структура под личным контролем руководства города, комиссий горсовета, общественности.

Третье: необходимо провести аудит эффективности деятельности арендатора-монополиста «Инфоксводоканал». С конкретными выводами, что необходимо изменить в договоре, чтобы его деятельность была подконтрольна городским властям и была направлена не только на получение прибыли, а и на решение конкретных проблем.

На мой взгляд, реализация этих мер поможет выйти на реальный путь решения острейших проблем водоснабжения и водоотведения в нашем городе.

Валентин СИМОНЕНКО. Почетный гражданин Одессы, Герой Украины

Автор: -


© 2005—2024 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
© 2005—2024 S&A design team / 0.005
Перейти на повну версію сайту