Однажды, заинтересовавшись темой полезных ископаемых на Черноморском шельфе, разговорилась в Доме ученых с одним из корифеев отечественной науки. Выслушав меня, он сказал: «Это морская геология. Вам надо обратиться к Янко – человеку, который в курсе самой последней информации на эту тему, специалисту-профессионалу очень высокого уровня, возглавляющему главную научную школу морской геологии в Украине».
Я была убеждена, что морская геология – профессия исключительно мужская. И Янко – это такой же умудренный жизненным опытом представитель старой научной школы, как и мой собеседник. Каково же было мое удивление, когда пресс-секретарь ОНУ им. И.И. Мечникова дала мне телефон заведующей кафедрой общей и морской геологии, доктора геолого-минералогических наук Валентины Венедиктовны Янко. Именно она ко всем перечисленным регалиям оказалась еще и руководителем отраслевой лаборатории и отраслевого центра морской геологии.
Сюрпризы на этом не закончились. Придя на кафедру, сразу обратила внимание, какой рабочий ритм царит там. Сотрудники обсуждали научные темы, делились с руководителем интересными фактами, представленными общественности их коллегами из разных стран. Ни жалоб на отсутствие государственного финансирования, ни скучающего от безделья вида – обязательных атрибутов будней многих кафедр одесских вузов — здесь не было и в помине.
С точки зрения науки
- В Черном море есть месторождения – их еще называют спящими гигантами, которые могли бы не только Украину, но и все черноморские страны обеспечить нефтью, — говорит Валентина Янко. – Правда, по существующим геофизическим методам, относящимся к косвенным доказательствам, точно определить, что это именно месторождение, не получится. Поэтому мы и занимаемся разработкой прямых критериев определения месторождений.
Работа ведется в соответствии с теорией флюидогенеза. Суть ее заключается в том, что глубинные процессы, происходящие в земле, заявляют о себе газовыми факелами (их по периметру Черного моря известно порядка 4 тысяч), донными грязевыми вулканами. Многое могут рассказать и минералы, и живые организмы, в раковинах которых остаются вещества, поднятые из глубин земли. Изучив все это, можно с высокой вероятностью очертить месторождения полезных ископаемых – месторождения нефти и газа. Черное море в этом плане исследовано хуже всех других морей, хоть и располагает гигантскими запасами полезных ископаемых.
Интерес к новым методикам исследований одесских ученых уже проявили Болгария, Румыния, Грузия, Азербайджан. То есть, в перспективе они могут быть использованы для изучения шельфа не только Черного, но и Каспийского моря. И это не случайно: наличие месторождений нефти и газа – это вопросы не только энергетической, но и национальной безопасности стран.
Изучение газогидратов – их выбрасывают на поверхность порядка 70 грязевых вулканов Черного моря – подтверждает наличие огромных запасов газа. Далее возникает вопрос, как его добывать. Пока лишь Япония и Канада освоили добычу газа из газогидратов.
Как оказалось, за рубежом всерьез изучают вопросы влияния климата и уровня моря на адаптацию человека. Два международных проекта, в которых участвуют одесские ученые, стараются вернуться в прошлое на 300 тысяч и на 2 миллиона лет назад. Очень многое могут рассказать о том времени затопленные поселения и территории. Так, 21 тысячу лет назад нынешний шельф Черного моря был сушей. Европа, как и США, сегодня очень заинтересовалась этой затопленной культурой.
Спор с Библией?
- В 1991 году американцы предложили теорию: уровень Черного моря был на 140 метров ниже нынешнего, — продолжает Валентина Янко. – Потом он внезапно поднялся, раскрылся Босфор, началось затопление, и люди побежали. Это и стало основанием для легенды о Всемирном потопе.
Начиная с 2000-х годов, на различных форумах по всему миру я активно выступаю против данной гипотезы. Исследования, которые мы проводили еще в советское время, ее не подтверждают. Американцам это необходимо, чтобы подтвердить правоту Библии. Но истина, как говорится, дороже.
Молодые сотрудницы кафедры общей и морской геологии Татьяна Кондарюк, Анна Кравчук, Инна Мудрик с удовольствием занимаются своими направлениями исследований. И очень уверенно опровергают тезис, что наука сегодня не популярна.
Татьяна Кондарюк работала на румынском исследовательском судне, Инна Мудрик представляла результаты работы кафедры в Испании. Валентина Янко помогла им понять: уровень ученого определяется уровнем его мышления, знаний, эксклюзивностью полученных результатов. Потому их имена, как представителей одесской научной школы морской геологии, уже знают далеко за пределами Украины. И их индекс Хирша (наукометрический показатель, определяющийся по соотношению между количеством публикаций и числом цитирований) выше, нежели у многих других представителей данного направления.
Валентина Янко выступает такой своеобразной точкой сборки тех, кто любит разгадывать научные тайны, заглядывать в прошлое и отвечать на современные вопросы, исходя из информации, полученной в широком разрезе времени. По сути, работа коллектива кафедры очень важна не только с позиций перспектив развития Украины, но и с позиций напоминания людям о связи времен, о том, что наш мир нуждается в серьезном изучении и очень бережном к нему отношении.
© 2005—2024 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2024 S&A design team / 0.006Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |