ІА «Контекст Причорномор'я»
Одеса  >  Моніторинги
Цвета времени
02.07.2019 / Газета: Вечерняя Одесса / № 73(10773) / Тираж: 10407

В Музее современного искусства Одессы (МСИО, ул. Леонтовича, бывш. Белинского, 5) открылась выставка живописи и графики «Цветной архив» из личной коллекции Евгения Деменка.

ЭКСПОЗИЦИЯ стала событием. В вечер открытия 29 июня ее посетило порядка двухсот человек. Продлится выставка до 4 августа и будет интересна как давним знатокам региональных особенностей изобразительного искусства, так и молодежи, которой еще предстоит этот пласт осваивать, а он очень мощный. Собрание Деменка внятно отражает и своеобразие здешней живописной манеры, и ее становление в десятилетиях, и переработку в ней на свой лад чужеродных влияний. Показанное собрание произведений охватывает, по сути, весь период ХХ века, включая в себя такие раритеты, как этюды Давида Бурлюка, и не отвергая поисков своего лица сегодняшними «молодыми» и «условно молодыми».

Андеграунд 70-х здесь уживается с благонамеренной академичностью «соцреалистов», и оба «изма» в глубине подпитываются «старорежимной» школой Товарищества южнорусских художников; внезапный во второй половине ХХ столетия анахронизм изысканного Серебряного века в листах интеллектуальных абстракций легендарного Олега Соколова соседствует с наотмашь эпатажными экспериментами подмеченного когда-то им Александра Ройтбурда (кстати, работы этих двух художников кураторы выставки намеренно, не без провокативного юмора, ранее столкнули еще и в отдельном зале МСИО).

Выставочные подборки, занявшие залы двух этажей, снабжены разъяснительными текстами; так, специальное эссе написал для МСИО по случаю сего неординарного экспонирования журналист (и тоже коллекционер живописи, свидетель и знаток местной традиции в ее сложении) Евгений Голубовский. Вот лишь частичный перечень представленных на выставке имен (и практически за каждым именем либо за группой имен — история либо даже легенда). Святослав Божий, Юрий Егоров, Адольф Лоза, Александр Фрейдин, Лев Межберг, Юрий Коваленко (и, вослед ему, сын, Андрей Коваленко); Валерий Гегамян, Анатолий Шопин, Валентин Филиппенко; Раиса Нудельман; Евгений Буковецкий; Виктор Маринюк, Игорь Божко, Валентин Хрущ...

Евгений Деменок и его собрание работ Олега СоколоваЕвгений Деменок и его собрание работ Олега Соколова

На экспонируемой работе последнего хочется остановиться особенно. Она, как я поняла, находится в фаворе и у своего нынешнего обладателя. И есть за что. Коллекционирование произведений искусства, согласитесь, такое дело, в котором, конечно же, подразумевается художественный вкус. Однако это дело субъективное — обусловленная вкусом «встреча» или «невстреча» с определенным художником, да еще и в разные периоды жизни. Просто в данном случае то, что произвело впечатление на коллекционера, заставив его приобрести именно эту работу, не оставило равнодушной и меня. Речь идет о маленькой — мал золотник, да дорог — картине, а точнее, авангардистской иконе Валентина Хруща «Христос воскрес». Это икона в духе поэтического символизма: лик Христа перекрыт грубой, шершавой, не писаной, а натуральной, деревянной перекладиной, словно Христос смотрит к нам в окно снаружи. Этим эффектом достигается впечатление дистанции, отрешенности, недостижимости, вечного ухода при ощутимом присутствии, какой-то всё-таки призрачности: недосягаемости Идеала, ненастижимости Бога.

А деловой, прозаический сопроводительный текст поясняет, откуда, под чьими влияниями, возникла идея... и эти резюме — уже зачатки будущих монографий.

ЕСТЬ И ЕЩЕ один интересный эффект у этой выставки: если «большое видится на расстоянии», как сказал поэт, то есть еще поживем — увидим, что выпадет в осадок («поживем» — это ведь не о нас с вами, а о роде людском), то не оцененное, не помеченное искусствоведческим «знаком качества» — видится в сопоставлении. Очень, например, интересная игра спровоцирована в зале, посвященном женской обнаженной натуре. Представленная «обнаженка» вполне безлична, непортретна принципиально, о каких-то «типах женской красоты» и речи вести не приходится, а вот то, что залы буквально затоплены энергетикой женственности, никто не оспорит. И всё это — из-за очень разных, непохожих, манер художественной подачи. На иной этюд, может, и особого внимания не обратил бы — опять же, вкусовой момент, — а всё вместе взятое мощно притягивает, гипнотизирует, как стихи. Авторы картин: Игорь Божко, Стас Жалобнюк, Инна Хасилева, Андрей Бабчинский, Виктор Жураковский и другие.

...Свою коллекцию Евгений Деменок собирал 15 лет. Основной массив собрания, утверждает он, приходится на время с 80-х по сей день. Директор МСИО Семен Кантор справедливо убежден: коллекционирование — тоже творчество. А экспериментировать с данной «творческой единицей», частной коллекцией, он поручил очень молодым сотрудникам музея: решить, что и с чем выигрышно сочетать, как развесить. Судя по производимому коллекцией эффекту, они справились.

Название «Цветной архив» подсказал Игорь Гусев. В названии, собственно, и отражено то обстоятельство, что коллекция отражает и запечатлевает некий аспект целой эпохи: поиск художниками советской поры возможности «вырваться за флажки», способы этих прорывов и то, что произошло после, когда «флажки» были сметены.

По признанию Евгения Деменка, он когда-то занимался в изостудии. Но родители отговорили от «несерьезной» профессии с неопределенными перспективами: окончил экономический факультет ОНУ им. И. И. Мечникова, затем — одесскую Юридическую академию, изучал менеджмент, работал в весьма солидных компаниях... а коллекционирование с улыбкой называет «сублимацией». Но тут поистине деятельная любовь. Евгений Деменок — автор искусствоведческих исследований в области живописи и в области литературы; изданы его книги: «Казус Бени Крика», «Новое о Бурлюках», «Вся Одесса очень велика», «Ловец слов», «Треугольная книга» (последняя — в соавторстве с художником И. Гусевым и поэтом-песенником П. Гранеком).

...Музей современного искусства, как видит эту структуру его директор Семен Кантор, динамичен по сути, по определению. Он — меняющийся портрет «становящейся современности» (М. М. Бахтин), флюгер, улавливающий ветры перемен, в своем роде кривое зеркало. Нужно, чтобы пришедшие нам на смену поколения начали ассоциировать свое представление о нашей эпохе с произведениями, в эту эпоху созданными. Но так везет не всякому художнику, творившему в означенную эпоху! И мы не можем с точностью предугадать, что будет забыто через полвека — а через двести лет, глядишь, да и вырвется на поверхность, как произведения Баха, — а что войдет в моду; что из сегодняшнего потока творческого сознания войдет в список «вечных ценностей», а что будет «пахнуть нафталином».

Можно сказать, наш Музей современного искусства принадлежит к авантюрному жанру: «авантюра» — «приключение». Вечное приключение в поисках Истины — пребывающей и ненастижимой...

Автор: Тина Арсеньева


© 2005—2024 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
© 2005—2024 S&A design team / 0.006
Перейти на повну версію сайту