ІА «Контекст Причорномор'я»
Одеса  >  Моніторинги
Андрей Осипов, директор Одесской киностудии В Одессе дебютировал Хуциев, получил известность Высоцкий, сняла «Короткие встречи» Кира Муратова
02.07.2019 / Газета: Окна / № 12(557) / Тираж: 5002

Более полутысячи фильмов – такой объем творческих достижений кинематографистов Одесской киностудии художественных фильмов, которая отметила недавно 100-летний юбилей. На фасаде админздания на прошлой неделе рядом с именами корифеев отечественного кино Александра Довженко и Ивана Кавалеридзе появилась третья мемориальная доска, которая символизирует трагическую судьбу выдающихся деятелей искусства.

«Репрессированным кинематографистам Одесской киностудии 20-30 годов XX века» – высечено на мраморе. В скорбном списке – 30 имен деятелей киноискусства – жертв тоталитарного советского режима, которых преследовали или уничтожили за инакомыслие. Наилучшим чествованием их памяти станет дальнейшее успешное развитие киностудии в условиях независимой Украины, возрождение усилиями государства и инвесторов мощного киноцентра, в котором киноматографисты будут создавать современные картины, отмечали выступающие.

О нынешнем состоянии киностудии, решении проблем и перспективах восстановления кинопроизводства – в интервью директора Андрея Осипова корреспонденту Укринформа.

- Если в нескольких словах, то чем живет сегодня Одесская киностудия?

- Нынешняя Одесская киностудия – это сплав прошлого и будущего. До 2017 года она жила воспоминаниями, в том числе были идеи возобновления выпуска фильмов. Но все это были взгляды в будущее сквозь призму творческих успехов давно минувших лет. Однако вряд ли можно сравнивать формы работы современных кинематографистов с тем, как был организован выпуск кинолент в двадцатых или шестидесятых годах ХХ века: разные условия производства фильмов и разные технические возможности. Поэтому, по сути, студия на протяжении последних двух лет готовилась к поворотному моменту, который чем-то напоминает ситуацию в семье, когда родители осознают: пришло время передать дело своей жизни взрослым детям.

Таково, в частности, мое личное впечатление о предыдущих двух годах деятельности студии, которые можно назвать подготовительными к новому мощному творческому старту. Отмечу: наши кинематографисты принимали участие в реализации двадцати кинопроектов. Постепенно киностудия становится базой для укрепления международного сотрудничества с болгарскими, грузинскими, норвежскими и американскими кинематографистами.

- С чего начали возрождение кинопроизводства?

- 15 марта 2017 года мы собрали ветеранов-кинематографистов на творческий вечер для празднования 60-летия создания фильма «Весна на Заречной улице». Затем – выход на экраны «Вертикали», «Коротких встреч» и других картин, ставших большим явлением в киноискусстве. В том же 2017-м также учредили ежегодную награду для ветеранов-кинематографистов «Легенда Одесской киностудии», которую в этом году в третий раз вручили группе работников, отработавших более четверти века на студии. Хочу отметить: эти и другие мероприятия также сняли напряженные взаимоотношения, которые наблюдались между нынешним составом киностудии и членами Национального союза кинематографистов Украины. В частности, был положен конец судебной тяжбе, которая длилась около десяти лет между руководством ООО «Новая киностудия» и НСКУ. Закопать топор войны удалось благодаря таким влиятельным кинодеятелям, как режиссер Вадим Костроменко и другие.

Считаю это главной предпосылкой позитивных изменений, которые сегодня переживает киностудия, постепенно восстанавливая кинопроизводство.

- Выпуск каких в частности фильмов запущен?

- Это три кинопроекта: два полнометражных фильма и сериал «Пантеон Одессы» по заказу телекомпании. Еще три проекта находятся на рассмотрении Совета государственной поддержки кинематографии, четвертый согласовываем с Украинским культурным фондом. Пять соглашений заключено с кинематографистами, которые самостоятельно подали проекты, но будем реализовывать их в партнерстве. Кроме того, совместными усилиями реализовываем пилотный проект украинской компании «1+1» и одной из иностранных компаний. Если проект поддержат мощные мировые сети – будем выпускать современный сериал.

Проект «Дом имени Нансена» осуществляем с кинокомпанией FilmCamp, которая работает в норвежском городе Нарвик. Это увлекательная история о том самом полярном исследователе Фритьйофе Нансене, который в свое время выступил первым адвокатом Украины в Лиге Наций. В 30-х годах он побывал в Харькове, стал свидетелем организованного большевиками геноцида, видел тысячи бездомных. Позже Нансен выступил с обличительной речью в Лиге Наций о голоде в Украине и почти всю Нобелевскую премию потратил на преодоление сиротства. Мы и норвежские кинематографисты надеемся, что будет поддержана заявка о производстве этого фильма правительством Норвегии. Представители дипмиссии Норвегии в Украине приняли участие в праздновании 100-летия киностудии, были и другие приятные встречи, в ходе которых подтверждены достигнутые договоренности.

- Как складываются взаимоотношения между государством и акционерами ЗАО «Новая одесская киностудия», которые принимают участие в приватизации студии?

Иосиф Тимченко еще за год до первой демонстрации кинофильмов братьями Люмьер устраивал киносеансы в Одессе

- Ситуация такая: с одной стороны, контрольным пакетом акций киностудии обладает Украинское государство, а с другой – имеют свои интересы частные акционеры, которые надо сбалансировать. Исходим из того, что киностудия — это в первую очередь важный объект развития культуры, поэтому с 2017 года никого из работников студии не увольняли. При этом учли и то, что ветераны сохранили важные объекты имущественного комплекса, подтвердив, что они являются, в лучшем смысле слова, фанатами своего дела. В частности, им удалось сохранить 60 тысяч наименований реквизита, в том числе наилучший склад оружия времен Второй мировой войны на пространстве стран СНГ.

Вообще-то современное кино можно делать и без киностудий, но почему-то пока что этот творческий процесс немыслим без студии. Поэтому считаем важным делом сохранение имиджа старейшей в Украине студии по выпуску художественных фильмов, уделяем должное внимание поддержке Музея кино. Кстати, наблюдаем увеличение количества экскурсантов, имеем прекрасные отзывы о музее, а также пополнился почти двумя миллионами гривен наш бюджет.

Интересуются люди и открытым в цехе осветительной техники Музеем техники кино имени Иосифа Тимченко – изобретателя кинематографа, который за год до первой демонстрации кинофильмов в Париже братьями Люмьер устраивал подобные киносеансы в Одессе. Еще в ноябре 1893-го его «движущиеся картинки» смогла увидеть местная публика. Отремонтировали арт-центр имени Веры Холодной, выдающейся артистки немого кино. Есть замечательные фотозоны, защитили права на знак для товаров и услуг – логотип «Бригантины» в титрах, сопровождаемый звучанием морских стаканов (название часов с получасовым ходом, распространенных во времена парусного флота, – ред.), автором которого является старейший кинооператор комбинированных съемок Одесской киностудии Всеволод Шлемов.

- Вы назвали пять кинопроектов, над реализацией которых работают кинематографисты.

- Сейчас наш кинорежиссер Константин Коновалов снимает в павильоне №3 кадры исторического фильма «Память солнца». Художник-постановщик этой картины — Игорь Филиппов, оператор – Владимир Гуевский. Креативный продюсер картины – оскаровский номинант Заза Урушадзе, еще один продюсер – бывший член правительства Грузии Мирза Давитая, который сейчас живет в Лос-Анжелесе, генеральный продюсер фильма — ваш покорный слуга. Все вместе работаем над картиной, воссоздающей события ХVIII века на фоне войн России и Турции за обладание землями Северного Причерноморья.

Отряды украинских козаков тогда воевали на стороне турок, и в фабуле сценария задунайский козак Андрей получает задание от командира: доставить письма в городок-крепость Хаджибей (предтеча нынешней Одессы). Однако попасть в Хаджибей и вручить письмо турецкому паше не удается, потому что крепость захватили российские войска, а сам паша оказался в плену. Сюжетная канва начинается с прибытия Андрея в крепость, где он случайно встречает и влюбляется в турчанку, которая оказалась дочерью паши.

Хочу добавить, что фильм напоминает по настроению кадры из известных картин «Д'Артаньян и три мушкетера», «Узник замка Иф» и «В поисках капитана Гранта». И убежден, что такие фильмы должны быть созданы на рубеже столетий. Поэтому не буду скрывать: переживаю лично, находясь на съемочной площадке в селе Санжейка, иногда до 3-4 часов ночи...

- А о чем два другие проекта?

- Интересный проект «Огненная река» осуществляет молодой режиссер-сценарист Дмитрий Косыгин. Это его дебютная картина. Когда Косыгин сказал, что мечтает снимать, не могли отказать ему в поддержке. Ведь Одесская киностудия известна давней традиции – поддерживать молодые таланты. В свое время в Одессе дебютировал гениальный Марлен Хуциев («Весна на Заречной улице»), именно здесь появился в фильме «Вертикаль» и стал мегапопулярным киноактер Владимир Высоцкий, Кира Муратова самостоятельно сняла свою первую картину «Короткие встречи». Перечень дебютантов можно продолжить. Добавлю: «Огненная река» – это поразительная мистерия, этот фильм, по моему мнению, будет иметь свою фестивальную историю, хотя и сложный, о таких говорят: «Не для широкого зрителя».

А третий проект – это ситком, фильм под названием «Иванова, 45» снимается в одном из павильонов киностудии по заказу «Первого городского телеканала». В съемках заняты известные одесские актеры, увлекательный сюжет разворачивается в двух квартирах, разделенных стеной. Интересный эксперимент для нашей киностудии.

- Несколько слов о проектах, которые находятся на рассмотрении в Госкино.

- Здесь стоит вспомнить, что 2019 год – особенный не только для Одесской киностудии, но и для гениального украинского кинорежиссера Александра Довженко, который тоже здесь начал свой творческий путь. 125-летию со дня его рождения посвящаем кинопроект «Довженко: одесский дебют». Сценарий фильма как раз и находится на рассмотрении в Госкино: молодой художник, одетый как лондонский денди, прибывает в 1926 году в Одессу. Снимает вместе с оператором Даниилом Демуцким ряд потрясающих фильмов, в том числе картины «Сумка дипкурьера», «Звенигора» – и за три года становится всемирно известным кинорежиссером и уезжает в Киев...

Готовимся этой осенью к съемкам. При условии финансовой поддержки со стороны Госкино. Если спросите, почему планируем снимать эту кинокартину за государственные средства, отвечу так: Одесская студия – предприятие государственного сектора экономики, а фильмы такой тематики актуальны для украинского общества. Другими словами, это – некоммерческий проект, таким картинам сложно конкурировать с фильмами-комедиями или картинами с эротическим подтекстом. Вместе с тем, хочу отметить: картина «Довженко: одесский дебют» – не академический проект, не занудный, потому что достоверно известно, что одесский период жизни Довженко был очень интересным. Здесь он влюбляется, пересекается со многими незаурядными личностями. Но не будем открывать дальше занавес, чтобы наш разговор не имел признаков спойлера.

Еще один проект, который передан в Госкино, – это сценарий Евгения Митько под рабочим названием «Теперь я турок – не козак». Многие помнят этого талантливого сценариста – автора «Бумбараша», «Республики ШКИД» и других картин. А сценарий, который готовим к съемкам, – правдивая история о предвоенном и военном детстве автора-мариупольца, об оккупации его родного города, коллаборации, взаимовыручке тамошних украинцев и евреев. Интересно, что этот сценарий, имеющий колоссальный кинематографический потенциал, автор ранее никому из режиссеров не давал для экранизации. Только в конце жизни Митько доверил сценарий известному одесскому режиссеру Вилену Новаку, который уже подобрал кинооператора для съемок, сформировал актерскую группу.

По моему мнению, съемки этого фильма будут олицетворять сочетание усилий двух поколений: старой школы киноматографистов, к которой принадлежат и сам режиссер, и художник-постановщик Валентин Гидулянов, который участвовал в создании фильмов «Принцесса на бобах», «Ворошиловский стрелок», «Десять негритят», а также группы молодых кинематографистов. Просто мечтаю о том дне, когда смогу позвонить режиссеру и сообщить: мы запускаем фильм.

- Известно, что в последние годы активизировалась сотрудничество украинских и зарубежных кинематографистов, расскажите, пожалуйста, о совместных проектах.

- Начну с плодотворного сотрудничества с болгарскими киноматографистами. В частности, в прошлом году отсняли картину режиссера Константина Бонева «Вдали от берега», которая уже получила признание за раскрытие темы конфликта между творческой личностью и властью и получила специальный приз на Варненском кинофестивале «Золотая роза». А сейчас хорошо складывается сотрудничество с Василем Барковым, который предложил вместе экранизировать его сценарий «В конце реки». Сюжет фильма разворачивается в придунайском городке Вилково: двое молодых представителей «золотой молодежи» из Болгарии приезжают в город рыбаков, чтобы поразвлечься и погонять на лодках, и один из них попадает в историю, которая заставляет его здесь надолго остаться. Фабула картины знакомит зрителя с верованиями и традициями староверов-липован, которые в свое время бежали из России в Европу, иногда сочетает трагическое с комическим. Словом, очень интересная драматургия картины, сценарий которой тоже сейчас на рассмотрении в Госкино.

- Вы также упомянули о сотрудничестве с Украинским культурным фондом...

- Да, мы планируем при поддержке этого фонда экранизировать сценарий ривненчанина Николая Кирильчука, посвященный подвигу активиста украинского национального движения Василия Макуха, который совершил 5 ноября 1968 года акт самосожжения в центре Киева, рядом с Бессарабским рынком. Это была акция протеста против коммунистического режима, русификации Украины и введения советских войск в Чехословакию, чтобы подавить «пражскую весну». Ни одна из тогдашних газет не сообщила о поступке Макухи – мир узнал о нем лишь из иностранных изданий и радиостанций.

После победы Кирильчука на международном литературном конкурсе «Коронация слова-2018», на котором автор получил специальную награду «Симпатия Одесской киностудии», мы решили выступить в качестве продакшн-студии для создания полнометражного фильма «Светоч свободы», поскольку мы убеждены, что эта история может быть интересна как украинскому, так и европейскому зрителю.

Я был членом жюри конкурса и подписал с автором договор на экранизацию киносценария, хотя и видел отдельные его недоработки. Креативным продюсером картины является известный киновед Андрей Алферов, к продюсерской команде присоединились известные украинские деятели Юрий и Татьяна Логуш. Рассчитываем также на поддержку со стороны Украинского культурного фонда и готовимся к запуску фильма.

- Вы отметили, что киностудия способствует творческому сотрудничеству и предлагает свои услуги при производстве совместных картин с норвежскими, американскими и другими сценаристами, режиссерами и продюсерами. Не могли бы рассказать об этом подробнее?

Готовимся вместе с американцами снимать фильм о приключениях Зигмунда Фрейда в Одессе

- Среди наиболее интересных международных кинопроектов, к сотрудничеству над которыми готовится киностудия, я бы выделил экранизацию сценария под рабочим названием «Фрейд», соавтором которого является американский продюсер Мирза Давитая. Прототип героя фильма — всемирно известный психоаналитик Зигмунд Фрейд, мать которого Амалия Натансон родилась в Одессе, так же здесь жила его родная тетя. Фабула картины основана на реальных фактах: во время одного из приездов Фрейда в Одессу он узнает поразительную историю болезни владельца пригородного древнего замка, построенного возле леса. Состоятельные соседи сторонятся его, считая опасным лунатиком и «человеком-волком», а его дворец – «логовом волка». Фрейд соглашается оказать помощь страдальцу от психического расстройства и прибывает в «логово волка» – в сюжетную канву вписан ряд крутых историй, в том числе и о перевоплощениях одного из героев фильма.

Картину будут снимать на английском языке, к работе привлекут американского и украинского режиссеров. Потому что, с одной стороны, иностранцу трудно глубоко постичь особенности «одесского» контекста фильма, который сценарист считает обязательным. А с другой – украинский режиссер недостаточно владеет новейшими технологиями киносъемок, которые практикуются в американской киноиндустрии. Поэтому и возникла необходимость в объединении творческих усилий кинодеятелей двух народов.

Налаживаем также сотрудничество с норвежской кинокомпанией Film Camp, работающей на одном из островов за полярным кругом, среди красивых норвежских гор и фьордов. Продюсеры обеих стран пророчат успех совместным проектам, у норвежцев стремимся перенять опыт работы на европейском рынке, а также научиться привлекать средства для возрождения мощностей нашей студии и реализации перспективных кинопроектов, в том числе и с помощью местных властей.

Среди завершенных международных кинопроектов особое место занимает фильм «Антон», созданный режиссером Зазой Урушадзе, который выходит скоро на экран. Картину, которая является экранизацией одноименной книги канадского писателя Дейла Эйслера, сняли усилиями компании «Инсайтмедиа», Одесской киностудии и других компаний. В этом фильме нашли яркое освещение реальные истории периода социально-экономических потрясений, войны и голода в Украине. Уже известно о высоком интересе к фильму на Каннском кинорынке.

Хочу добавить, что в конце мая мы с директором киностудии имени Александра Довженко Олесем Янчуком также заключили договор о сотрудничестве между двумя нашими творческими коллективами. Считаю, что будет способствовать активизации деятельности кинематографистов также то, что 24 мая глава Минкультуры Украины Евгений Нищук объявил конкурс короткометражных фильмов «Короткие встречи» имени Киры Муратовой.

- Насколько понимаю, Одесская киностудия и Минкультуры – соучредители конкурса. Какие условия участия авторов и объем призового фонда конкурса?

- Начну с того, что одна из целей конкурса – поддержка молодых кинематографистов. Это не конкурс сценариев, а готовых кинопроектов, в которых должны быть как сценарий, так и бюджет, сформирована группа исполнителей проекта. Хотим отсечь проявления графоманства и непрофессионализма.

Могу также уточнить: сформирован за счет госбюджета призовой фонд в размере полтора миллиона гривен. Автор наилучшего проекта получит 600 тысяч гривен, а за второе и третье места – 500 и 400 тысяч гривен. За эти средства можно реально отснять короткометражку, даже с использованием дорогого современного оборудования. Заявки на участие в конкурсе можно будет подать уже в конце июня, а церемония награждения победителей состоится 5 ноября – в день рождения Киры Муратовой.

Оргкомитет конкурса возглавит Одесская киностудия, а средства будут выделены сразу после подведения профессиональным жюри итогов конкурса – в течение первого, второго и третьего месяцев. И последнее: съемки этих короткометражек будут осуществлены в павильонах нашей киностудии.

- Поскольку вы затронули тему работы киностудии с молодыми кинематографистами, хотелось бы услышать оценку деятельности сценарной лаборатории «FilmAve», основанной студией «Alba Film» при поддержке Украинского культурного фонда. Насколько удачно лаборатория предоставляет профессиональную поддержку начинающим авторам в доработке и усовершенствовании сценариев художественных фильмов? И что можете сказать о деятельности продюсерского центра «Made in Odessa», который время от времени приглашает талантливых детей Одессы на кастинг?

- Сразу скажу: реализация проекта сценарной лаборатории «FilmAve», который выполнялся в течение года группой кинематографистов, возглавляемой Викторией Трофименко, успешно завершена. Результатом привлечения к работе с десятью молодыми сценаристами маститых отечественных и зарубежных кинематографистов стало создание по меньшей мере двух замечательных сценариев: «Светоч свободы» и «Доктор». А от оценки работы упомянутого продюсерского центра воздержусь, потому что эта структура не является детищем киностудии, а лишь арендует помещения на нашей территории. Речь идет о коммерческой деятельности наших арендаторов, иных деловых или профессиональных интересов не существует.

- Многих одесситов волнует, как решается имущественная проблема, в частности с особняком Сан-Донато, переданным НСКУ постановлением Кабмина? Изменится ли ситуация, если ВР внесет изменения в законопроект № 8251 о приватизации киностудии? Не начнется ли реализация строительных проектов и застройка многоэтажками 7-гектарной территории над морем?

- Могу сказать, что этим законопроектом могут быть приняты важные изменения в регламентирование деятельности кинокомиссии, он также призван урегулировать процессы в самом кинопроизводстве. А в переходных положениях законопроекта содержатся нормы, которые утратили силу еще в 2017 году. Поэтому поднятая волна возмущения вокруг этого законопроекта — не более чем манипуляция. Решение о приватизации государственного пакета акций было принято еще в 2016 году. Это одно из требований цивилизованного общества: демократическое государство может иметь в своей собственности предприятия, которые обеспечивают обороноспособность и выполнение функций государства. Все другие объекты, например, имущественные комплексы заводов, театров или, например, киностудий, подлежат разгосударствлению на прозрачных аукционах. Необходимости иметь государственные киностудии нет.

Другое дело, что есть такое опасение: территорию киностудии могут застроить многоэтажками. Но народные депутаты должны прописать в законопроекте соответствующие условия приватизации, сохранение статуса и установление ограничений в отношении таких объектов, как киностудия, которые являются исторической и культурной ценностями. Напомню также, что земельный участок, на котором размещены объекты студии, принадлежит городской территориальной громаде. Именно от депутатов зависит, будет ли принято решение о запрете застройки многоэтажками таких участков, как на Французском бульваре, 33. И я первым поаплодирую этому решению (о запрете, – ред.). А коррупционная опасность – не в кабинетах киностудии, а в совсем других. Есть ли такая угроза? Очевидно да, потому что это связано с большими капиталами. Но как директор киностудии я хочу, чтобы она сохранилась. Если же такая опасность действительно будет – возведение многоэтажной застройки и фактически уничтожение киностудии, – то, во-первых, я уволюсь с нынешней должности, а после этого тоже присоединюсь к кампании противодействия произволу. Хочу отметить: перед приездом на работу в Одессу у меня была отличная карьера в Киеве.

И еще хочу подчеркнуть: в планах акционеров ЗАО «Новая Одесская киностудия», в планах наблюдательного совета ЗАО и моих планах как руководителя студии – развитие материально-технической базы, создание кинематографического центра, формирование на 3-4 этажах админздания структуры постпродакшн полного цикла. Кроме того, актуальной задачей считаю реставрацию с помощью областной власти исторического особняка Сан-Донато, о чем в прошлом году был подписан меморандум между руководством киностудии и облгосадминистрации, а также возведение павильонов и нового здания для склада реквизита и костюмов и тому подобное.

Поэтому предпринимаемые время от времени теми, кто именует себя членами Гильдии кинематографистов, громкие акции протеста против приватизации перед админзданием, на мой взгляд, никому не приносят пользы.

- А с членами Национального союза кинематографистов Украины удается находить общий язык?

- В том-то и дело, что «гильдийцы» адресуют безосновательные обвинения не только представителям администрации киностудии, но и членам отделения Национального союза кинематографистов Украины, которое возглавляет народный артист Ярослав Лупий, называя их предателями. В свое время я провел несколько длительных встреч с этими людьми, аргументируя свою позицию. Но все напрасно – все наши доводы были проигнорированы. Поэтому не вижу смысла участвовать в новых публичных акциях.

В то же время могу констатировать, что наши взаимоотношения с Одесским отделением и центральным офисом Национального союза кинематографистов складываются вполне нормально, мы стараемся конструктивно решать проблемы, связанные с использованием и сохранением объектов имущественного комплекса. Например, пришли к полному согласию относительно использования исторического особняка Сан-Донато на территории киностудии, который в свое время принадлежал графине Демидовой-Сан-Донато. В нем уже много лет подряд функционирует Музей кино. Поскольку в самом помещении хватает места для сохранения музейных раритетов, есть зал для проведения встреч или вечеров, а рядом с особняком – отдельная автопарковка, выход к парку столетней давности и тому подобное.

Недавно мы обратились совместно с руководством отделения НСКУ к Одесской облгосадминистрации и нашли понимание относительно необходимости выполнения технической документации для проведения реставрационных работ и реконструкции особняка. Ведь эту работу могут выполнить только специалисты специализированных предприятий. И как только пакет проектно-сметной документации будет подготовлен, областная власть пообещала выделить средства на реставрационно-восстановительные работы на этом важном объекте культурного наследия. Надеемся, что это будет сделано после назначения нового председателя Одесской облгосадминистрации, поскольку подписан соответствующий Меморандум об источниках привлечения средств и уполномоченных лиц.

Хочу добавить, что также планируем объединить все собранные музейные экспонаты именно в помещении особняка Сан-Донато, потому что до сих пор много студийных раритетов размещены в трех помещениях. Не буду скрывать, что мечтаю, чтобы 5-й павильон киностудии был освобожден от экспонатов и в дальнейшем его можно было использовать для киносъемок. А общей площади помещений особняка Сан-Донато – более двух тысяч квадратных метров – вполне хватит и для размещения архивных документов, и для экспонатов, и для работы историков кино. Причем нашу точку зрения полностью разделяют члены отделения НСКУ – ветераны студии, которые создали в течение десятилетий сотни великолепных фильмов под знаменитым логотипом бригантины в титрах, сопровождаемым звучанием морских стаканов.

Автор: Михаил Аксанюк, Одесса


© 2005—2024 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
© 2005—2024 S&A design team / 0.007
Перейти на повну версію сайту