Региональные СМИ не раз писали о судьбе Куяльницкого лимана. А мне вспоминается несравненная черноморская здравница в селе Лебедёвка, в 120 километрах от Одессы.
О целебных свойствах чудодейственных грязей Тузловского лимана было известно с незапамятных времён. В обозримую эпоху проживавшие в тех краях немцы-колонисты оценили грязи по достоинству и научились использовать их в полной мере. До 1944 года бесперебойно работала грязелечебница. Её обслуживала солидная бригада квалифицированных медиков. Кроме того, практичные немцы построили на берегу лимана так называемый Сольпром, возобновили соледобычу методом выпаривания, известным ещё в старину.
Сведения эти я почерпнул из воспоминаний старожилов, а вот свидетелем дальнейшей судьбы курорта стал сам. В советские времена на месте небольшого немецкого курорта вырос детский санаторий всесоюзного значения опорно-двигательного профиля. Руководство этого медцентра нередко использовало нашу спасательную шлюпку для сбора и доставки лечебной грязи, так что информация моя вполне достоверна.
Функционировал санаторий практически круглогодично. Заезжали ранней весной вместе с докторами и учителя, так как для детей работала общеобразовательная школа. Были здесь и библиотека, и кинотеатр, и почтовое отделение... Лечение детей продолжалось до поздней осени. Я был свидетелем того, как ребёнок с полиомиелитом уезжал из Лебедёвки практически здоровым.
Довоенные хозяева, немцы, позаботились и о береговых обрывах. Как? Об этом мне рассказывали уже в 90-е годы потомки колонистов, которые приезжали на историческую родину. Гуляя по пляжу, они покачивали головами, глядя на обваливающиеся в море склоны, на рухнувшие в воду добротные дома из местного кирпича. Кирпичный заводик, кстати, рачительные немцы построили неподалёку. Жители окрестных сёл по сей день пользуются этими немецкими «трофеями», добытыми матросами-спасателями со дна морского. Кирпич отменный, и кладка делалась не на цементе, а на известковом растворе.
Так вот, об оползнях, которых при немцах не было. Из забитых в шахматном порядке свай у них получался волнорез. Кроме того, на склонах высевалась трава с мощной корневой системой. Вернувшиеся домой с победой фронтовики имели возможность оценить доставшееся им богатство. А до них здесь восстанавливали здоровье немецкие лётчики. Мои слова могла бы подтвердить не так давно ушедшая от нас Анна Семёновна Сыромятникова, почётный гражданин Измаила. Она, а впоследствии и её сыновья Дмитрий и Семён, работали здесь врачами в детском санатории уже в годы советской власти.
Что сегодня на месте бывшей немецкой, а затем советской здравницы? Полнейшее запустение! И это в то время, когда одесситы бьются над проблемой Куяльника! А здесь чистый, удалённый от промышленных объектов Тузловский лиман. Владей, Фадей! Но нет хозяина. Отдыхающие дикари занимаются самолечением, возят за сотни километров грязь домой в пакетах. Кустарщина, словом. Кстати, хочу предупредить страждущих, но малосведущих: грязи полезны только лишь свежие, живые. При длительной транспортировке микроорганизмы, необходимые больному, умирают. Знаю это со слов работников грязелечебницы, которые запрещали нам, спасателям, заготавливать грязь впрок.
Мог бы рассказать о том, как использовали те же немцы морские и лиманские водоросли, глину, но, увы, воспоминаниями здравницу в Лебедёвке не возродишь.
P.S. Любопытная позиция у местных властей, а именно: Татарбунарские — Да, наша территория, но не наши отдыхающие; Измаильские — Да, наши отдыхающие, но не наша территория. А воз и ныне там. Зато поразглагольствовать о развитии туризма любят и те, и другие.
© 2005—2024 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2024 S&A design team / 0.004Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |