Казенное предприятие «Морская поисково-спасательная служба», которое функционирует в составе Государственной службы морского и речного транспорта Украины, создано в 2011 году для выполнения всего спектра задач по поиску и спасению, согласно международным обязательствам Украины. То есть, прием сигнала о бедствии, его обработка, разработка операции по оказанию помощи и ее выполнение — все это в компетенции КП «МПСС».
За столь короткий период своего существования предприятие сумело подняться на высокий уровень и с точки зрения совершенствования в организационном плане, и в профессиональном мастерстве, и в развитии материально-технической базы (сегодня в составе структуры высококлассные специалисты, десять судов различного класса и назначения, в том числе уникальный всепогодный буксир «Сапфир»). Как говорят профессионалы, это единственная в Украине профильная служба, занимающаяся спасением людей в открытом море. На сегодняшний день на счету морских спасателей — сотни случаев оказания помощи терпящим бедствие в открытом море, и спасенных жизней. Морские спасатели умеют работать в экстремальных условиях.
В 2017 году сделан еще один очень важный шаг: налажены тесное взаимодействие и координация во всех аспектах, в том числе техническом, а особенно в плане обмена оперативной информацией со «смежниками»: Государственной службой чрезвычайных ситуаций Украины, Государственной пограничной службой Украины, ВМС ВСУ. Обмен сводками происходит ежедневно. Такое межведомственное сотрудничество позволяет максимально контролировать ситуацию в морском поисково-спасательном районе Украины, а площадь, без преувеличения, огромная — 137 тысяч квадратных километров.
Казалось бы, служба, образно говоря, во всеоружии, все работает как часы. Чего же большего желать?
К сожалению, до сих пор не решен главный вопрос, имеющий стратегическое значение. Речь идет о создании Национальной системы поиска и спасения на море. Одно дело — координация действий смежных структур на, так сказать добровольной, но необязательной основе, и совсем другое — их взаимодействие согласно действующему законодательству Украины.
На состоявшемся в 2017 году в Киеве первом заседании Координационного комитета по поиску и спасению на море казенным предприятием «Морская поисково-спасательная служба» был представлен стратегический план развития морской поисково-спасательной службы на среднесрочную перспективу (2017-2021 годы). Здесь же были представлены проекты положения о Национальной системе поиска и спасения на море в морском поисково-спасательном районе Украины и постановления Кабинета Министров Украины «О повышении эффективности функционирования Национальной системы поиска и спасения на море в морском поисково-спасательном районе Украины».
Проект о Национальной системе уже прошел согласование согласно процедуре принятия постановления КМУ, но, как говорится, воз и ныне там.
Вся сфера поиска и спасения без Национальной системы, которая законодательно определяет функциональные обязанности, сферу ответственности и регулирует взаимодействие всех государственных органов и служб — это строящийся дом без каркаса.
- Совсем недавно был случай, — рассказывает Начальник Государственного морского спасательно-координационного центра КП «МПСС» Юрий Бельский, — при резком порыве ветра надувной матрас с девочкой отнесло далеко от берега.
Увы, получилось, как это часто бывает: кроме КП «МПСС» заниматься спасательными операциями почитай некому. «Смежники» могут откликнуться, а могут проигнорировать. Но в вопросах спасения людей такой подход недопустим, когда «МПСС» выступает в роли просителя, увещевателя. Но, увы, таковы нынешние реалии. Даже некоторые местные органы самоуправления не знают, где зона их ответственности (два километра от уреза воды, а у КП «МПСС» — в открытом море), приходится им все объяснять, напоминать и т.д.
В этот раз, к счастью, девочка была спасена. Но если бы случай произошел в той точке, где спасательных средств КП «МПСС» не оказалось? А это вполне может быть, учитывая обширный район ответственности, о котором говорилось выше, и тот факт, что, в отличие от коллег из европейских стран, авиации у украинских спасателей пока нет. В спасательных операциях главный фактор — скорость реагирования.
Вот почему сейчас как воздух нужна Национальная система поиска и спасения, создание которой инициировало и последовательно отстаивает руководство Казенного предприятия «Морская поисково-спасательная служба». Она бы определяла и регулировала все вопросы поиска и спасения в комплексе, включая обязанности и ответственность всех сторон.
Можно привести и другие весьма важные доводы за скорейшее создание Национальной системы, у специалистов их вагон.
Сейчас самый разгар предвыборной компании. Представители политических партий и мажоритарщики соревнуются в обещаниях. Но вот вам, господа будущие депутаты, весьма важный вопрос — спасение людей, ведь важнее этого труднее отыскать. Кто поддержит, кто поспособствует в парламенте нового созыва принять закон о Национальной системе поиска и спасения на море? Создание такой системы — это спасённые человеческие жизни, это и уверенный шаг Украины в цивилизованное мировое сообщество.
© 2005—2024 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2024 S&A design team / 0.005Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |