ІА «Контекст Причорномор'я»
Одеса  >  Моніторинги
Спасенные для потомков
25.07.2019 / Газета: Вечерняя Одесса / № 83-84(10783-10784) / Тираж: 10407

Сегодня, 25 июля, в 16.00 в Музее личных коллекций им. А. В. Блещунова (Доме Блещунова, ул. Польская, 19) откроется выставка, которую музейщики называют масштабной и долгожданной: «Спасенные для потомков. Научная реставрация».

ЭТО БУДЕТ творческий отчет специалистов Одесского филиала Национального научно-исследовательского реставрационного центра Украины по случаю 35-летия со дня основания филиала. Будут представлены отреставрированные музейные экспонаты и произведения живописи.

Большую ценность представляют собой спасенные реставраторами произведения искусства: картина Татьяны Яблонской «Гуцульская пара» из фондов Одесского художественного музея; «Портрет Джузеппе Гарибальди» неизвестного автора, хранящийся в Литературном музее; фарфоровая ваза в стиле ампир, украшенная ручной росписью глазурными красками, из коллекции Музея западного и восточного искусства; исторический костюм: «Мундир нижних чинов кирасирского полка» 1836 года, экспонируемый в Измаильском историческом музее им. А. В. Суворова; ломберный столик второй половины XIX века из собрания Дома Блещунова.

Всего же в экспозиции будет представлено более сорока произведений станкового и декоративно-прикладного искусств из восьми музеев юга Украины, в сопровождении текстовых разъяснений и фотографических иллюстраций, фиксирующих результаты научных исследований и этапы консервации и реставрации произведений.

В списке заслуг Одесского филиала Национального НИРЦ Украины — возвращение к жизни в искусстве тысяч произведений, часто раритетных, из коллекций Измаильского исторического музея им. А. В. Суворова, Музея изобразительных искусств им. А. М. Белого в Черноморске, Николаевского областного художественного музея им.

В. В. Верещагина, Одесского музея западного и восточного искусства, Одесского литературного музея, а также Художественного музея, историко-краеведческого и Дома Блещунова.

Одесский филиал Национального научно-исследовательского реставрационного центра Украины был создан Постановлением Совета министров УССР от 27 января 1983 года и открыт в 1984 году. Одним из первых специалистов филиала был художник, специализировавшийся в реставрации темперной живописи, в том числе иконописи, И. П. Сатушев.

ТЕПЕРЬ имена тех, кто пришел работать в филиал в 1987 году, на слуху в Одессе. Это и директор Дома Блещунова, лауреат нашего газетного конкурса «Люди дела» Светлана Остапова; и живописец Инна Русина, в сентябре прошлого года награжденная грамотой Верховной Рады «За заслуги перед украинским народом»; это иконописец теперь уже с мировой известностью Александр Рудой, создавший множество боговдохновенных икон для одесских храмов, в частности, для церквей Святого Николая и Святой Магдалины, для отстроенного заново Спасо-Преображенского собора; это народный художник Украины, живописец и график Николай Прокопенко...

Первым директором филиала была искусствовед О. В. Семенова; затем филиал возглавила художник-реставратор З. О. Дулгерь-Холодова.

Но не только дипломированные художники занимаются восстановлением предметов искусства: в ремесле реставратора не обойтись без химии, микробиологии, других точных наук. Так, в Одесском филиале много потрудилась старший научный сотрудник, химик Ж. М. Боровская.

Специалисты Одесского филиала ННИРЦ реставрировали иконы XVII—XVIII столетий, в том числе липованские, старообрядческие, находящиеся в коллекции Дома Блещунова; живописные полотна, созданные членами Товарищества южнорусских художников; графику К. Боссоли, В. Серова,

В. Верещагина.

...В первые годы существования филиала, покуда ему не выделили помещения, его приютил Одесский историко-краеведческий музей. В его запасниках были собраны произведения из уничтоженных одесских музеев: из музея Императорского одесского общества истории и древностей, музеев «Степова Україна», «Старая Одесса», Музея еврейской культуры. И тут уж для реставраторов открылся немалый фронт работ.

Благодаря им в возобновленный уже на пороге XXI столетия музей «Степова Україна» на Ланжероновской вошли портреты украинских гетманов и серия «наивной живописи» на тему «Козак Мамай».

Инна Русина вернула к жизни портрет католикоса Иосифа Аргутинского-Долгорукого, дипломата, соратника Григория Потемкина; портрет был писан в начале XVIII столетия. Александр Рудой реставрировал икону «Старозаветная Троица», причем в ходе реставрации атрибутировал ее как икону новгородской школы XVI века, — образ находится в собрании Одесского художественного музея...

Специалисты филиала спасли от гибели «парсуны» — портреты, представляющие собой переходный период от канонической иконописи к реалистическому портрету, — Максима Кривоноса, Богдана Хмельницкого; портреты Иосифа и Феликса Де Рибасов; литографии, изображающие подвиг батареи Щеголева в Крымскую войну, в 1854 году.

Серия графических листов с пейзажами Одессы XIX столетия была реставрирована Г. Ю. Шуваловой и экспонировалась в городе-побратиме Марселе в 1999 году.

Особый интерес представляют отреставрированные портреты-копии работы художника Григория Честаховского (1820—1893), друга Тараса Шевченко. Честаховский первым потрудился над тем, чтобы создать опись творческих работ и вещей Шевченко, оставшихся после его смерти. Живопись Честаховского, хранящаяся в музеях Одессы, — это портрет А. В. Суворова, портрет Александра Первого, портрет Б. Х. Миниха, икона, писанная Честаховским в 1867 году в память Тарса Шевченко, и др.

...Словом, Дом Блещунова ждет вас: без искусства реставраторов — никакое искусство не долговечно!

Автор: Тина Арсеньева


© 2005—2024 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
© 2005—2024 S&A design team / 0.004
Перейти на повну версію сайту