В Одессе дан старт третьей экспедиции совместного проекта Украины, Грузии и Евросоюза EMBLAS-Plus, задача которого — собрать данные о состоянии Черного моря, на основании чего будут приняты решения о мерах по его оздоровлению.
Черное море — одна из самых «романтических» частей Мирового океана. Трудно подсчитать, сколько ему посвящено поэтических строк, песен, картин и других произведений искусства. Вплоть до повестей и романов. Одесситы тут точно «впереди планеты всей». Тетралогия В. Катаева «Волны Черного моря», повести Константина Паустовского и Ивана Гайдаенко, стихи Эдуарда Багрицкого и Ивана Рядченко, песни Оскара Фельцмана и Модеста Табачникова — это лишь малая часть творческого вклада наших земляков в воспевание моря, омывающего одесские берега.
Но в последнее время этот поток выплесков вдохновения резко измельчал. Ибо море перестало быть их источником. Сейчас бОльшая часть информации о Черном море — негативного характера. И не только по причине необъявленной войны. Куда сильнее воздействуют на людей сообщения об экологическом состоянии Черноморского бассейна. Мастера искусств — не исключение. Ибо что воспевать: цветение водорослей, слив канализационных стоков, тонны вредных веществ?!
Но там, где молчат музы, самое время действовать экологам. Тем более, что Соглашение об ассоциации между Украиной и ЕС предполагает принятие нашей страной европейских правил и стандартов в экологической сфере. Однако, прежде чем намечать конкретные меры для улучшения ситуации, надо иметь четкое представление о том, что происходит и что следует менять. Европейский Союз помогает в исследовании Черного моря, выделив средства на соответствующую программу исследований.
- Мы постепенно осваиваем методологию ЕС по отработке данных, — сказал на презентации новой экспедиции заместитель Министра экологии и природных ресурсов Украины Николай Кузьо. — Сегодня наша команда делает исследования на той же основе, используя те же подходы, что и страны ЕС. Эта методология позволяет с помощью определенных индикаторов установить, в каком состоянии находится Черное море. А уже имея эти данные, мы сможем подготовить стратегию по восстановлению экологического состояния Черного моря.
Для справки. Проект «EMBLAS — Экологический мониторинг Черного моря» направлен на восстановление окружающей среды и устойчивости Черного моря. Он оказывает поддержку странам — партнерам региона Черного моря в решении общих экологических проблем и выполнении мониторинга морской окружающей среды, а также сборе данных о состоянии моря, что имеет решающее значение для принятия обоснованных решений. Основные цели проекта: повышение качества данных по химическому и биологическому состоянию Черного моря, а также способности стран-партнеров осуществлять мониторинг морской окружающей среды в соответствии с Рамочной директивой ЕС по морской стратегии.
С другой стороны, предыдущие экспедиции в рамках проекта EMBLAS вселяют некоторый оптимизм. Ярослав Слободник, руководитель проекта, считает, что Черное море выздоравливает и возвращается к жизни. И приводит доказательства.
- На научно-исследовательском судне «Mare Nigrum», — рассказывает ученый, — были проведены две экспедиции — от Констанцы до Одессы и Батуми, в ходе которых собраны важнейшие данные. Мы взяли пробы в районе острова Змеиный. И на основании 200 тысяч данных определили состояние моря.
Комментируя инфографику об экологическом состоянии Черного моря, разработанную совместно с сообществом Кусто, Я. Слободник сделал упор на то, что красным цветом на карте окрашены акватория Одесского порта и стоки Дуная и Днепра, а это свидетельствует о неблагоприятной ситуации.
- Красный цвет говорит о загрязнении химическими отходами, нехватке кислорода, в результате чего гибнут морские обитатели. Во всех пробах были найдены пестициды — запрещенные в ЕС. И теперь их запретят и в Украине. В рапанах, моллюсках, рыбе были обнаружены от 30 до 70 химических соединений. Правда, их содержание не превышало критической отметки. Но при исследовании мертвых дельфинов, найденных на пляже, у них обнаружили диоксины, ртуть, промышленные отходы в больших концентрациях. Дельфины находятся наверху пищевой цепи, поедая рыб. И накапливают в себе отравляющие вещества, которые губят их.
Участники предыдущих экспедиций считают, что благодаря их исследованиям, Черное море, которое прежде для Евросоюза было «белым пятном», приобрело более ясные очертания. И если не изменилось представление о том, что Черное море — самое загрязненное мусором из морей, омывающих страны ЕС (на один квадратный метр тут мусора в два раза больше, чем в Средиземном море), то выявились некоторые положительные моменты. Так, совместно с исследователями университета Флоренции (Италия) было установлено, что на морском шельфе больше микропластика, чем в донных отложениях. А это означает, что в море есть микроорганизмы, которые питаются этим микропластиком. Что, в свою очередь, свидетельствует о том, что море тоже имеет своего рода инстинкт самосохранения, и способно к самоочищению.
Позитивными моментами, свидетельствующими о некотором оздоровлении Черного моря, следует считать появление крабов, морских коньков и камбалы на побережье Одессы. Во время прошлой экспедиции в рамках проекта EMBLAS исследователи обнаружили в Черном море европейских осетров и белуг, которых считали исчезнувшими видами. Также был замечен след рыбы-хирурга и зафиксирована обычная зеленочка — рыба с зелеными глазами.
Павел Гольдин из Украинского научного центра экологии моря принимал участие в установлении количества дельфинов в Черном море. Этих морских обитателей считали с самолетов, охватив все шесть черноморских стран. Меньше всего дельфинов встретилось в территориальных водах Украины, больше — в Болгарии и Румынии. Но основным результатом исследования стала выработка единого подхода по учету дельфинов, на основании которого могут разрабатывать совместные программы для их спасения и создания условий для их размножения.
Продолжая тему о дельфинах, эколог Борис Александров сообщил о вселенцах, которые адаптировались в нашем регионе. Это привело к катастрофическому снижению биомассы зоопланктона, резко снизилась прозрачность воды, поскольку уничтоженный зоопланктон более не поедал мелкие водоросли. Лишились пищи планктоядные рыбы, которых стало меньше. В результате пострадали и хищные рыбы, и дельфины.
- Если два десятилетия назад в Черном море было 159 краснокнижных обитателей, то сегодня их уже 479, — привел ученый тревожную статистику.
Поясняя детали экспедиции EMBLAS-Plus, директор Украинского научного центра экологии моря Виктор Коморин, рассказал, что будут исследованы донные отложения, отфильтрована вода на всем пути судна «Mare Nigrum». При этом первые будет применена система регистрации микропластика — специальная фотокамера, которая регистрирует мусор, использованы методы, связанные с отбором проб загрязняющих веществ. Все данные будут обработаны в европейских научно-исследовательских центрах и открыты для всеобщего доступа.
Микеладзе Рамаз, представитель Национального экологического агентства Грузии, подчеркнул, что благодаря помощи Евросоюза у экологов есть возможность собрать данные со всего Черного моря и сообща работать над выполнением правил ЕС, оздоравливая общий водоем.
- Наша задача, — отметил Я. Слободник, — сделать все, чтобы красный цвет на карте Черного моря сменился на зеленый — благоприятный для жизни его обитателей.
© 2005—2024 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2024 S&A design team / 0.006Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |