Убедительная победа новых политических сил обусловила новые надежды на установление долгожданного мира на востоке нашей страны. Возможно, потому, что мирные стремления новой власти носят не декларативный, а реальный характер. Наряду с дипломатическими средствами для достижения мира были названы информационные средства.
Действительно, дипломатические переговоры проходят не в безвоздушном пространстве, а в определённом информационном поле. Именно в этом, довольно неоднозначном поле формируется позиция сторон переговоров и позиция самого населения по обе стороны размежевания.
Для решения любой проблемы, хоть в медицине, хоть в технике, хоть в политике, нужно правильно уяснить суть и природу проблемы. Неверная диагностика приводит к неверным решениям. А имитация лечения загоняет болезнь ещё глубже. И потом мы удивляемся, что длительность боевых действий на Донбассе сопоставима с длительностью Второй мировой войны. Обращает на себя внимание факт, что в условиях, когда все, казалось бы, хотят мира, данная задача на востоке Украины решается крайне медленно. Впору писать книгу «На Восточном фронте без перемен». Однако количество вдов и сирот продолжает расти.
Почему всеобщее стремление к миру не приводит к всеобщему мирному результату? Одна из причин кроется в серьёзных противоречиях в информационном поле, доставшемся в наследство от прежней власти. Даже по поводу элементарных понятий у различных партий существуют противоположные мнения. Так, например, то, что для одних — компромисс, для других (даже без обсуждения конкретного наполнения данного термина) — капитуляция. В то же время любой толковый словарь покажет, что слова «компромисс» и «капитуляция» имеют разное значение и не являются синонимами. Что же касается толкового словаря от Парубия, то, слава Богу, в свет такой словарь не вышел. В то же время анализ множества войн за последнюю тысячу лет показывает, что большинство из них заканчивалось миром на основе компромисса. Это значит, что в процессе переговоров удавалось найти взаимоприемлемые условия, принятие которых лучше, чем продолжение взаимного уничтожения. В этом вопросе общеизвестна чёткая позиция Украины: её независимость, целостность территории и неприкосновенность границ остаются незыблемыми.
Возьмём, к примеру, Минские соглашения. Одни государственные мужи у нас и за рубежом считают, что эти соглашения являются дорожной картой к миру, что им нет альтернативы, другие уважаемые политики с тех же телеэкранов уверяют, что эти соглашения не выполнялись, не выполняются и выполняться не будут, поскольку являются для Украины ловушкой и капканом.
Камнями преткновения в Минских соглашениях, в частности, являются понятия «амнистия» и «особый статус». Есть немало политиков, у которых упомянутые слова ассоциируются со словом «зрада». Судя по всему, Владимир Зеленский принимает во внимание и эту позицию, поскольку обязан учитывать мнения всех украинцев. Вся эта ситуация, в известной мере, временно сдерживает мирные инициативы как внешнеполитического ведомства Украины, так и Президента до поры, пока не будут официально сформированы новые ветви и вертикали власти парламентско-президентского государства. Для прямых переговоров с Россией Президенту Украины нужна полная уверенность в поддержке большинства парламента и населения нашей страны. В информационном пространстве Украины нужно добиться положения, чтобы в миротворческом процессе наши политики не шарахались от терминов Минских соглашений до тех пор, пока не изучат и не обсудят конкретное наполнение указанных и одобренных международными организациями терминов.
Что, например неясного в конкретном толковании понятия «амнистия»? Если кратко, то для лиц, совершивших военные преступления, амнистии нет. Их ждёт суровое наказание согласно Закону Украины. На всех остальных, кто вынужден был проживать и зарабатывать на хлеб насущный обычным трудом, распространяется амнистия. Эти люди, как полноправные граждане Украины продолжают работать на благо Украины. Всё дальнейшее — в рамках законов Украины. И самое главное — в мирных условиях.
Рассмотрим другое, невоспринимаемое многими (даже на слух), понятие «особый статус». Для начала обратим внимание на то, что люди на неподконтрольных Украине территориях независимо от нашего желания уже порядка пяти лет живут и страдают в условиях особого статуса по малопонятным законам непризнанных самозванных республик. Все это сопровождается боевыми действиями и гибелью людей, преимущественно молодых. Альтернативный особый статус после установления мира даст этим же людям возможность жить уже на территории, контролируемой Украиной, по законам Украины, и при этом не будут ежедневно рваться снаряды, уносящие жизни людей. Какой вариант лучше? Так будем заключать мир или играть в слова?
Если не нравится термин «особый статус», обратим внимание на неизбежные и многочисленные особенности местного самоуправления, тем более в переходный период. Возникнут вопросы упорядочения массового восстановления разрушенных жилищ, восстановления и замены нелегитимных документов самозванных республик на законные документы Украины, вопросы задержанных за ряд лет пенсий. А выполнение Закона о защите украинского языка? Даже те люди, которые с уважением и любовью относятся к прекрасному и мелодичному украинскому языку, даже те люди, которые поймут практическую необходимость знания государственного языка страны проживания, не смогут в считанные дни перейти с русского языка на украинский ни в служебной сфере, ни в сфере обслуживания. И здесь дело не только в языке как таковом. Дело в отношении к языку и его носителям. Когда первые лица победившего Майдана бросали донетчанам: «Да говорите хоть на китайском!» — это не было предложением свободы выбора. Это было выражением презрения к статье 10 Конституции, выражением безразличия к местному языку и культуре большой группы людей и к самим этим людям. Такие небрежно бросаемые фразы остаются в информационном поле и формируют массовые протесты.
Сегодня ясно, что прежняя власть недооценивала важность информационного поля. Хуже того, она пыталась искусственно сформировать фейковое информационное поле с помощью ложного пафоса и создания ауры своей незаменимости.
Нам предстоит большая работа по очищению прежнего и созданию нового, качественного информационного пространства.
© 2005—2024 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2024 S&A design team / 0.006Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |