ІА «Контекст Причорномор'я»
Одеса  >  Моніторинги
КИНО ПОД ЗНАКОМ ГЕНДЕРНОГО РАВЕНСТВА
22.08.2019 / Газета: Порто-франко / № 31 (1471) / Тираж: 22000

Еще ни одно художественное мероприятие из числа тех, которые проходили в Одессе, не имело столь выразительную гендерную окраску, как Десятый Международный кинофестиваль.

Наш корреспондент попытался охватить наиболее значимые — с этой точки зрения — события кинофорума.

В МИРОВОМ ТРЕНДЕ

И ранее Одесский международный кинофестиваль (ОМКФ) достаточно активно поднимал гендерные вопросы. В прошлом, 2018 году, даже прошла мини-конференция «Cinema: Backstage», во время которой обсуждались проблемы гендерного равенства в кино. Логичным шагом в этом направлении стало присоединение фестиваля к движению HeForShe.

Для справки. HeForShe — это глобальное движение солидарности в поддержку гендерного равенства, где мужчины и мальчики становятся главными агентами изменений. С момента запуска в 2014 году к этой кампании присоединились главы государств, ведущие ученые, руководители глобальных корпораций, спортсмены, художники и лидеры мнений, разделяющие философию гендерного равенства.

- Присоединение к HeForShe является для нас принципиальным, — пояснила генеральный продюсер ОМКФ Юлия Синкевич, — ведь до сих пор в киноиндустрии наблюдается гендерный дисбаланс и определенная дискриминация женщин. Как фестиваль международного уровня мы не можем оставаться в стороне от этих проблем. Это главная причина, по которой мы решили присоединиться к международному движению, направленному на достижение гендерного равенства и защиту прав женщин.

Одним из значимых проявлений партнерства стало появление новой награды в профессиональной секции FilmIndustryOffice. Это специальный приз в категории «Питчинг» за лучшее отражение идеи гендерного равенства, прав человека, отношений и взаимопомощи между мужчиной и женщиной. Также критерием является творческий потенциал тандема мужчины и женщины, которые в рамках профессиональной деятельности создают фильм (например, режиссер — мужчина, продюсер — женщина и другие варианты). Забегая вперед, скажем, что эту награду — по 60000 гривен — получили сразу два проекта: трагикомедия «Первое сентября» режиссера Романа Бондарчука и продюсерки Елены Ершовой и «LaPaliciada», который создали режиссер Филипп Сотниченко и продюсеры Валерия Сочивец и Саша Чубко.

ГОЛОС 50 % НЕЛЬЗЯ ЗАГЛУШИТЬ

Еще одним знаковым событием ОМКФ-2019 стало приглашение в качестве специальной гостьи известной американской актрисы, режиссера и певицы Роуз Макгоуэн.

Для справки. Роуз Макгоуэн активно пропагандирует идеи гендерного равенства и феминизма. Она стала одной из первых женщин, которые открыто заявили о сексуальных домогательствах в Голливуде, что привело к появлению движения #MeToo.

Во время фестиваля Роуз провела мастер-класс и пресс-конференцию, где, в частности, шла речь и о ее борьбе за гендерное равенство.

- Впервые я почувствовала на себе стереотипы уже в Голливуде, — рассказала актриса. — Если ты брюнетка, девушка со светлой кожей, это автоматически означает, что ты должна быть или секс-символом, или сильной женщиной, жаждущей мести. Я пережила много обид и домогательств во время съемок, но при этом всегда играла сильных женщин. Нужно понимать, что нельзя 50 процентов голосов заглушать, это искажает картину мира. Женщины создали Голливуд: женщины были сценаристками, монтажерками, а потом пришли люди с деньгами, и всех женщин отодвинули. С тех пор мы пытаемся догнать мужчин и достичь паритета.

Сейчас Роуз работает над фильмом «Лунатик». Это картина о женщине, которую заставили выйти замуж и которую постоянно контролирует муж. По ночам она ходит, как лунатик, лесом, ей трудно отличать правду ото сна и выдумки. Феномен «газлайтинга» (это попытка убедить человека, что его воспоминания не соответствуют действительности), который касается девушек, женщин, а также мужчин, заставляет думать, что нужно вести себя определенным образом, то есть стереотипно, но Роуз хочет доказать, что это не так.

Наша гостья одобрительно отметила, что с точки зрения равных прав украинский кинематограф прогрессивней американского, в США в кино занято меньше женщин.

К этому можно добавить такую красноречивую деталь: в основных конкурсных номинациях Одесского фестиваля членов жюри было поровну — по 7 женщин и мужчин.

«ВАЙНШТЕЙН» И ДРУГИЕ

Гендерная проблематика в разной степени присутствовала во многих фильмах фестиваля.

Специальным событием в рамках сотрудничества с HeForShe стал показ фильма «Порок надежды» итальянского режиссера Эдоардо де Анжелиса. События этой картины разворачиваются в маленьком городке, где всем заправляет мафия, а его жители и жительницы завязаны на наркотрафике, проституции и торговле новорожденными. Героиня фильма восстает против сложившегося порядка.

Наибольший же интерес зрителей вызвала документальная лента «Вайнштейн» — история «звездного» взлета и бесславного падения известного американского кинопродюсера. Британская постановщица Урсула Макфарлейн простыми средствами создала чрезвычайно интересную и поучительную картину, которая, в частности, заставила задуматься, а есть ли подобные люди в Украине?

Как ни странно, но этот вопрос застал врасплох почти всех моих респондентов. А известная актриса Римма Зюбина, которая обычно отвечает на вопросы почти без пауз, задумалась минуты на полторы, после чего довольно неуверенно сказала, что в отечественном кино собственных «Вайнштейнов» нет, но в театре аналоги существуют. С тем, что в украинском кино сексуальные домогательства не являются распространенным явлением, согласны все, с кем мне довелось беседовать на эту тему. Момент обнадеживающий.

НА ЭКРАНЕ И ЗА ПРЕДЕЛАМИ

Значимым событием ОМКФ-2019 стала дискуссия о гендерном равенстве «Женщины на экране и за его пределами». Она собрала «звездный» состав участников и участниц. Мания Акбари известна острыми сюжетами своих картин, где доминируют темы равенства, гендерной идентичности, сексуальной ориентации и тому подобное. Ярослава Кравченко является адвокатом движения HeForShe в Украине. Кинокритик Денис Иванов, одновременно генеральный директор кинокомпании «Артхаустрафик», которая демонстрирует в Украине лучшие образцы современного мирового и национального кинематографа. Председатель правления Украинской киноакадемии Владимир Войтенко известен также как телеведущий, в программах которого регулярно освещалась творческая деятельность режиcсерок и продюсерок.

Ярослава Кравченко начала дискуссию с того, что после появления движения #MeToo и кампании «Я не боюсь сказать» в Украине вопросы гендера стали более актуальными. И это чувствуется в кинематографе.

- Сейчас мир переживает определенную революцию по отношению к женщинам, их роли, их прав, — сказал Денис Иванов. — Кино не может быть в стороне от этого процесса. Так, ведущие кинофестивалей начали обращать внимание на режиссерок, активно ведутся дискуссии о существовании «женской» и «мужской» режиссуры и тому подобное.

В то же время этот процесс проходит непросто. Денис привел такой пример: после того, как в этом году постановщица фильма «Портрет женщины в огне» Селин Сьямма получила награду Каннского международного кинофестиваля, начали говорить, что это — некая «квота для женщин».

- Но для меня, — подчеркнул киновед, — речь идет не о противостоянии мужчин и женщин, а в целом о правах человека.

Мания Акбари отметила: несмотря на то, что в Иране вообще негативное отношение к феминисткам, гомосексуалам и лесбиянкам, в сознании молодого поколения происходят перемены к лучшему.

- Правительство, конечно, все еще хочет всех контролировать, но с новым поколением у них ничего не получится, — утверждает Мания. — Молодежь меняется и меняет язык кино.

Мировая статистика свидетельствует, что женщины снимают не более 20 % фильмов, заметила Ярослава Кравченко, на что получила ответ от Владимира Войтенко, что ситуация изменяется, и это видно на примере украинского кинематографа. Так, среди отечественных фильмов, которые были представлены в конкурсных программах Одесского фестиваля, около 60 % — работы женщин.

Для справки. В Национальном конкурсе лучшим украинским короткометражным фильмом стал «Секрет. Девочка и Мальчик» Оксаны Казьминой. «Золотого Дюка» за абсолютно лучшую актерскую работу в Национальном конкурсе получила Ирма Витовская. Специальное упоминание от Wajdastudio получил проект Дарьи Жук «Наша грудь — наше оружие: история движения Femen». В номинации Workinprogress жюри отметило украинско-швейцарский проект «Забытые», для его реализации Дарья Онищенко получила 150 тыс. гривен от Украинского Института.

В то же время женщинам нужна поддержка, считает Мания Акбари, ведь сегодня они являются жертвами истории.

- Мужчинам не интересно слушать о женщинах — и это проблема, — говорит Мания. — Проблемой является и то, что подавляющее большинство историй о женщинах освещаются с мужской точки зрения. С другой стороны, очень опасной тенденцией, на мой взгляд, является то, что некоторые режиссерки постоянно изображают своих героинь виктимизированными.

Во время дискуссии прозвучала мысль о том, что гендерные понятия нужно прививать с юного возраста. Особенно отстаивал этот тезис Денис Иванов, ссылаясь на собственный опыт организации кинофестиваля для детей и подростков «Чилдренкинофест»:

- Когда мы готовим этот фестиваль, то обращаем большое внимание на то, каким образом в фильмах представлены женщины. И должен признать, что видим много гендерных стереотипов. В частности, авторы картин демонстрируют, как — с традиционной точки зрения — должны вести себя «хорошие» мальчики и «хорошие» девочки.

По статистике, в трех четвертях популярных детских мультфильмов и фильмов главным героем является сильный, храбрый мужчина, тогда как девушки и женщины в основном просто красивые и нежные, без признаков индивидуальности. Между тем хорошо известно, что основные жизненные понятия закладываются у человека еще в детском возрасте. Поэтому при формировании программы «Чилдренкинофест» организаторы внимательно следят за тем, чтобы количество фильмов с главными героями мужского и женского полов было примерно одинаково.

Ярослава Кравченко подбросила для обсуждения еще одну тему: о «стеклянном потолке» для женщин в кинематографии.

Для справки. «Стеклянный потолок» — термин из теории гендерных исследований. Эта метафора используется, чтобы описать невидимые барьеры («стекло»), за которыми женщины могут увидеть элитные позиции, но не могут достичь их («потолок»).

Для примера рассмотрим состав Национального Союза кинематографистов Украины.

В состав Правления входит 30 % женщин. В состав Секретариата — 27 %. В состав Ревизионной комиссии — 36 %. А из 11 комиссий НСКУ женщины возглавляют только две.

В силу чего возникают предложения о квотах для женщин.

- Я не фанат квотирования, — признается Денис Иванов. — Не стоит делать акцент на половой принадлежности. Оценивать человека надо по таланту, иначе это может сыграть злую шутку с качеством кинематографа.

Зато кинокритик предлагает, чтобы гендерного равенства придерживались в экспертных комиссиях, которые занимаются отбором фильмов, потому что тогда у картин, снятых женщинами, появится больше возможностей, поскольку работает эмпатия.

Против квот в творчестве выступает также член Правления НСКУ Сергей Трымбач.

Сейчас в Национальном университете имени Карпенко-Карого на факультете кинорежиссуры в подавляющем большинстве учатся девушки, — говорит киновед. — Поэтому нужны не квоты, а поддержка талантливых людей.

НЕ ТОЛЬКО КИНЕМАТОГРАФ

Яркую гендерную окраску ОМКФ-2019 подчеркнуло событие, аналогов которой до сих пор не было ни на одном кинофесте мира. Я имею в виду интенсив по программированию для девушек от 10 до 15 лет. Этот проект Одесский кинофестиваль реализовал совместно с всеукраинской сетью клубов кодирования для детей CodeClub UA, образовательным tech-пространством AtomSpace и при поддержке ТАСкомбанка.

Инициатором этого необычного для кинофорумов проекта стала президент ОМКФ Виктория Тигипко. Четыре года назад в Лондоне она познакомилась с программой CodeClub, которая направлена на обучение детей компьютерному программированию. И решила внедрить ее в Украине.

Для справки. Принцип CodeClub заключается в том, чтобы все дети имели возможность научиться программировать, независимо от того, кто они и откуда. CodeClub поддерживает международную сеть волонтеров и педагогов, организующих клубы, где дети бесплатно получают первый опыт в изучении базовых понятий программирования, дизайна, анимации.

- Обычно считают, что девушек 10-14 лет привлекают только занятия по вокалу, танцам или рисованию. А вот мы вместе с ОМКФ решили изменить такое представление! — говорит ментор проекта Максим Макаров. — За 10 дней 50 девушек прошли интенсивные курсы по четырем направлениям: визуальный язык программирования Scratch, верстка — создание веб-страниц, веб-дизайн — создание макетов сайтов, деловой английский язык. А чтобы заинтересовать как можно больше девушек, для них организовали не только экскурсии в ИТ-компании, лекции на темы SMM, волонтерства, но и посещение киносеансов, творческих мастер-классов.

Во время учебы каждая девушка создала собственный проект — программу, игру, сайт. Они были представлены на заключительном этапе, где выпускниц поздравила Виктория Тигипко, которая сообщила, что сейчас Украина занимает четвертое место по количеству детей, прошедших программу CodeClub. И по количеству девушек в этом проекте наша страна также находится на лидерских позициях.

«Ни одна страна в мире не может развиваться по-настоящему, если половина ее населения остается «за кулисами», — считает Джастина Грининг, в свое время возглавлявшая в Великобритании Министерство по делам женщин и равных возможностей.

Вряд ли нужно доказывать, какое огромное влияние на людей имеет кинематограф. И выводя женщин из-за «кулис» кино, Одесский кинофестиваль способствует общему развитию как Украины, так и мира. Как уверяют организаторы ОМКФ, этого вектора они будут придерживаться и в дальнейшем.

Материал подготовлен в рамках проекта «Гендерночувствительное пространство современной журналистики», который реализуется Волынским пресс-клубом в партнерстве с Гендерным центром Волыни при поддержке «Медийной программы в Украине», финансируемой Агентством США по международному развитию (USAID) и выполняется международной организацией Internews.

Автор: Александр ГАЛЯС


© 2005—2024 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
© 2005—2024 S&A design team / 0.005
Перейти на повну версію сайту