Каких-то 10-12 лет назад казалось, что трамваи и троллейбусы могут навсегда исчезнуть из украинских городов.
Одесса не была исключением. Бесплатный проезд на горэлектротранспорте, введенный в 1990-х, частично из-за инфляции, а в большей мере на волне популизма, привел этот вид пассажирских перевозок в такое состояние, что предсказания о его кончине не казались фантазиями. В Киеве, к примеру, был даже создан Комитет защиты трамваев.
Соглашение об ассоциации между Украиной и ЕС и последовавшее вскоре после этого присоединение Одессы к европейской инициативе «Соглашение мэров об устойчивом развитии климата и энергетики», с одной стороны, заставило местные власти всерьез взяться за возрождение горэлектротранспорта, а с другой, предоставило для этого реальные возможности.
«ВОЗРОЖДЕНИЕ» ТРАМВАЯ
«Трамвайную лихорадку» большинство западных государств пережили еще в 1950-60-х. Член Международного союза общественного транспорта Богдан Мындюк (Канада) приводит пример Лос-Анджелеса, где некогда была самая широкая трамвайная сеть в мире. Шестьдесят лет назад всю ее ликвидировали, построив массу автострад.
- Все это, в конечном счете, привело к тому, что в один прекрасный момент машины просто не смогли передвигаться, — рассказывал эксперт. — Чтобы проехать всего один километр на машине, иногда приходилось тратить по два-три часа. Когда же ситуация достигла критической точки, муниципалитет принял решение вновь открыть трамвайные линии.
Аналогичная ситуация сложилась и во многих других городах Америки и Европы. В середине 1970-х в США, Франции, Испании, Великобритании, других странах начался своего рода «трамвайный ренессанс» — процесс восстановления трамвайных систем.
В Одессе проходит примерно такой же процесс. Одно время казалось, что более скоростные маршрутки, которые к тому же не связаны ограничениями для остановок, станут эквивалентом менее подвижных трамваев и троллейбусов. Но довольно скоро оказалось, что, как и на Западе, начались заторы на дорогах (особенно это заметно на линии, ведущей от Пересыпского моста на поселок Котовского), выросло количество ДТП. Но самое главное: резко ухудшилось состояние городской атмосферы. Из года в год Одесса признавалась одним из самых загрязненных городов Украины, причем львиную долю составляли выбросы в атмосферу выхлопных газов от автотранспорта. Между тем как трамвай, да и троллейбус, относятся к числу наиболее экологически чистых видов транспорта.
В принципе, горэлектротранспорт в Одессе никогда не находился под угрозой полного уничтожения. Большинство трамвайных и троллейбусных маршрутов остались неизменными с советских времен. Просто с годами вагоны ветшали, закупки нового транспорта были редкими, а ремонт силами работников КП «Одесгорэлектротранс» лишь ненадолго отдалял срок окончательного списания вагонов.
Первые более или менее масштабные попытки возродить электротранспорт относятся к началу 2010-х. Но средства на это выделялись довольно скудные — по возможностям городского бюджета, а новые вагоны стоят миллионы. Ситуация коренным образом изменилась после того, как в 2015 году Одесса присоединилась к инициативе «Соглашение мэров об устойчивом развитии климата и энергетики» («Соглашение мэров — Восток»). В рамках этой инициативы в 2016 году был принят «План действий по устойчивому энергетическому развитию г. Одессы до 2030 года», где, в частности, содержится обязательство: «Сократить до 2020 года собственные выбросы СО2 на 20 %». Поскольку под этот план Евросоюз выделяет определенные средства и одновременно жестко контролирует эффективность их использования, местным чиновникам пришлось оперативно искать реальные резервы выполнения поставленной задачи. Одним из таких резервов стало возрождение городского электротранспорта. А децентрализация открыла широкие возможности для сотрудничества с европейскими финансовыми институтами.
ПО ОПЫТУ И ПОДОБИЮ ЧЕХИИ
Одесса стала первым из украинских городов-миллионников, где горсовет принял целевую программу развития наземного горэлектротранспорта на 2016-2018 годы, в основу которой были положены европейские подходы. Значительное место в этой программе уделено строительству трассы «Север — Юг», которая связывает единым трамвайным маршрутом основные городские окраины — поселки Таирова и Котовского. Реализация такого проекта позволит значительно сократить время на поездку из одного конца города в другой, сделает ее более комфортной. Но для этого нужны новые транспортные развязки, тяговые подстанции и т. п. А главное — новый подвижной состав или комплексная модернизация действующего.
Эти проблемы позволил решить двухэтапный проект с Европейским инвестиционным банком на общую сумму 59,7 млн евро. Получив первые 20 млн евро, одесситы заключили договор с чешскими специалистами, ибо модернизация подвижного состава производится на базе вагонов «Татра», приобретенных в Чехии. Опыт чешских коллег, как рассказал директор КП «Одесгорэлектротранс» Дмитрий Жеман, был взят на вооружение, поскольку в наибольшей степени подходит с учетом возможностей предприятия, да и вагоны «Татра» привычны для одесситов еще с советских времен. Но сейчас капитально отремонтированные чешские вагоны выходят на линии города в кардинально новом виде. Как отметил главный инженер КП «Одесгорэлектротранс» Александр Каташинский, в этих вагонах практически полностью изменен салон — новая обшивка, потолок, кресла, пол и двери. Активно используется порошковая окраска для поручней, что делает краски более долговечными. В результате привлечения автомобильных технологий трамвай становится более ярким внешне, имеет привлекательный вид.
Работу одесситов высоко оценили представители Министерства промышленности Чехии и чешских предприятий электротранспортной отрасли. Они посетили наш город в рамках системного сотрудничества между Одессой и Чешской республикой по ремонту и модернизации подвижного состава. Гости узнали, что в настоящее время ежемесячно на линию выходят одна-две капитально отремонтированные «Татры», окрашенные, кстати, в цвета города. За последние полтора года новую жизнь получили более 35 трамваев, и эта работа не прекращается. Тем более, что Одесса принимает участие в очередном проекте Европейского инвестиционного банка и Европейского банка реконструкции и развития. Недавно главная квартира ЕБРР в Лондоне поставила свои подписи под соглашением о выделении 20 млн евро на приобретение новых трамваев. На эти средства, которые город заимствует на очень выгодных условиях, будут приобретены 37 современных трамваев, в том числе 16 многосекционных. Следующие этапы заимствования позволят обновить рельсовое хозяйство и тяговые подстанции.
- Поддержка Евросоюза позволит нам реализовать проект создания трамвайной трассы «Север — Юг», которая соединит улицу Паустовского и 11-ю станцию Люстдорфской дороги, — рассказывает директор департамента экономического развития Одесского горсовета Сергей Тетюхин. — Именно помощь Евросоюза помогает нам осуществлять эту одесскую мечту: постепенно, пошагово, но уверенно.
ОДЕССА ВЫЕЗЖАЕТ В ЛИДЕРЫ
Не менее успешно проходит сотрудничество Одессы с европейскими финансовыми структурами и по обновлению троллейбусного парка.
С троллейбусов, собственно говоря, это сотрудничество и началось. В 2015 году городские власти заключили кредитное соглашение на сумму восемь миллионов евро под местные гарантии. Это позволило приобрести 47 новых троллейбусов, что существенно обновило парк машин.
- Когда на городском уровне было принято решение об участии в этом проекте, далеко не все верили в перспективность такого сотрудничества, — признается Сергей Тетюхин. — Дело в том, что в Украине законодательство ориентировано на реализацию проектов в течение бюджетного года, то есть за 12 месяцев надо подписать соглашения, провести конкурсные процедуры, осуществить финансовые процессы и получить результат. Европейские проекты требуют большего времени на реализацию, однако гарантируют стопроцентный результат, и мы в этом убедились.
- Выбрав европейский вариант кредитования, мы получили дополнительные возможности, — считает Дмитрий Жеман. — Получив кредит на выгодных условиях, мы смогли направить собственные средства и средства городского бюджета на модернизацию подвижного состава. За три последних года силами работников наших вагоноремонтных мастерских собрано 17 вагонов «Каштан» и «Одиссей», создан на базе троллейбуса Skoda первый одесский электробус, значительно улучшены инфраструктура вагоноремонтных мастерских и условия труда. Такой комплексный подход позволяет проводить системные улучшения здесь и сейчас.
Первой ласточкой в этом плане стал 9-й троллейбус. Решение КП «Одесгорэлектротранс» полностью взять на себя обслуживание одного из самых популярных городских маршрутов поначалу выглядело несколько авантюрным. Ибо на этом маршруте перестали ездить микроавтобусы. Однако довольно скоро одесситы убедились, что новые троллейбусы, работающие на «девятом», предоставляют услуги более высокого качества: маршрут движения можно увидеть в телефонном приложении, в салоне есть Wi-Fi, возможность подзарядить телефон, во всех вагонах созданы условия для инвалидов-колясочников в соответствии с европейскими тенденциями. (Отметим, что согласно Городской целевой программе развития горэлектротранспорта на 2016-2018 годы такие условия созданы уже в 70 троллейбусах и 16 трамваях, их количество постепенно увеличивается).
Сотрудничество с европейскими банками успешно продолжается.
Так, 24 апреля 2019 г. КП «Одесгорэлектротранс» подписало соглашение с компанией Corporate Solutions Consulting Ltd из Великобритании, которая стала победителем конкурса, проведенного под наблюдением Европейского банка реконструкции и развития. Британская компания будет внедрять на предприятии Программу корпоративного развития и участия заинтересованных лиц. Эта Программа контролируется ЕБРР и финансируется при помощи средств доноров, организованных банком для этих целей.
Месяц спустя представители офиса ЕБРР в Украине посетили вагоноремонтные мастерские КП «Одесгорэлектротранс». Этот визит фактически стал подведением итогов первого этапа сотрудничества одесситов и европейского банка. Результатом сотрудничества стало приобретение 47 новых троллейбусов БКМ-321 производства Республики Беларусь.
- Можно сказать, что это было такое промежуточное итоговое общение, ведь все процедуры завершены, позади более двух лет кропотливой работы, и мы все видим, что в городе работают новые комфортабельные троллейбусы, которые в значительной степени обновили подвижной состав троллейбусного парка, — прокомментировал визит европейцев Дмитрий Жеман.
Примерно в то же время на одесском предприятии побывала и делегация Европейского инвестиционного банка. Во время этого визита прошла мини-конференция, которую организовали представители проекта «Поддержка Представительства ЕС в его медиа-деятельности». Участие в ней приняли, помимо представителей ЕИБ, сотрудники компании Egis и журналисты из всех регионов страны, которые освещают деятельность финансовых структур Евросоюза в Украине и опыт успешного внедрения инфраструктурных проектов под финансирование европейских финансовых организаций.
Главной задачей визита был мониторинг и освещение результатов, которые получены в результате действия программ Европейского Союза. В ходе обсуждения было отмечено, что Одесса является лидером в Украине по реализации проектов поддержки развития электрического транспорта. Это утверждение основано на информации, предоставленной Министерством инфраструктуры Украины, которое совместно с Министерством финансов и органами местного самоуправления 11 городов осуществляет реализацию проекта ЕИБ «Городской общественный транспорт Украины».
Основными целями проекта является реализация подпроектов в городах Украины, направленных на развитие экологически чистого и социально значимого транспорта, предусматривающие меры по обновлению парка автобусов, трамваев, троллейбусов, вагонов метрополитена, строительства и реконструкции трамвайных и троллейбусных линий, фуникулера, замену тяговых подстанций, внедрение современных систем оплаты проезда и информационных систем за счет привлеченных кредитных средств ЕИБ и ЕБРР. Согласно полученным данным, Одесса заняла первое место среди украинских городов по темпам обновления подвижного состава.
- Успешная реализация кредитных и грантовых программ Евросоюза стала возможной при условии полной поддержки местной власти, ведь это процесс постепенный, рассчитанный на развитие, а не на ситуативные успехи, — отметил Сергей Тетюхин.
Специалисты Мирового банка посчитали, что в перспективе именно КП «Одесгорэлектротранс» может стать главным городским перевозчиком. Таким образом, Одесса станет первым из больших городов Украины, где на лидирующие позиции должно выйти предприятие городского электротранспорта. Задача, конечно, сложная, но одесситы уверены, что достижимая. Такая уверенность базируется на успешном опыте сотрудничества с финансовыми структурами Евросоюза, да на собственном опыте реконструкции и развития городской транспортной системы, приобретенном во многом благодаря помощи европейских партнеров.
А еще один повод для оптимизма — историческое наследие.
Ведь некогда именно Украина была лидером по развитию горэлектротранспорта. Именно в Киеве в 1892 году впервые в Российской империи был пущен электрический трамвай. В Одессе первые вагоны появились 18 лет спустя. История городского транспорта Одессы колоритно представлена в музее КП «Одесгорэлектротранс». Во время экскурсии, которую, как правило, проводит директор музея Максим Коновалов, можно узнать, как формировалась в Одессе сеть трамвайных и троллейбусных маршрутов, какой подвижной состав обслуживал одесситов разных эпох и поколений. Символично, что расположен этот музей в здании бывшего трамвайного депо, которое построили бельгийцы в 1912 году.
© 2005—2024 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2024 S&A design team / 0.005Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |