Завершился V фестиваль искусств «Бархатный сезон в Одесской опере» на той же высокой ноте, как и начинался — ни одного разочарования, пусть самого крохотного! В чередовании оперных и балетных фестивальных событий заложена гармония между двумя равноправными в этих стенах видах искусства. И хорошо для меломанов, что мероприятия фестиваля далеко не всегда шли подряд — было время выдохнуть, сделать какие-то выводы и обобщения.
Конечно, звезду со стороны невозможно было пригласить для участия в премьере 209-го театрального сезона — балете на музыку Арама Хачатуряна «Маскарад». Это же сугубо одесский продукт, никто этой хореографии не знает (напомним, что хореографом-постановщиком данной версии является заслуженный артист Украины Гарри Севоян). Но это не умаляет ценности балетного прочтения сюжета лермонтовской драмы, отраженной не только в изысканных па, но и в эффектном «magic mirror» (волшебном зеркале). Наши ведущие мастера сцены Дмитрий Шарай (Арбенин), Ольга Воробьева (Нина), Станислав Скрынник (Звездич), Елена Добрянская (баронесса Штраль) и другие артисты балета при полном зале блеснули мастерством. А вокализ (есть тут и такая оперная интервенция в структуру балета) исполнила сопрано Алина Другак.
Еще один пример гармоничного сочетания балетных сцен и оперной драматургии был явлен в опере Кристофа Виллибальда Глюка «Орфей и Эвридика» (постановка Павла Кошки, хореография Алексея Скляренко). Партию Орфея на сей раз исполнил знаменитый итальянский певец, один из лучших контртеноров современности Раффаэле Пе. А в хореографической партии Души Орфея впервые предстал Дмитрий Шарай.
Ольга Воробьева и Дмитрий Шарай (Нина и Арбенин, «Маскарад»)Ольга Воробьева и Дмитрий Шарай (Нина и Арбенин, «Маскарад»)
— Музыка барокко привлекает меня обращением к античности, — поделился перед спектаклем Раффаэле Пе. — Сегодня к ней наблюдается большой интерес, существуют гигантские архивы барочной музыки, которая порой даже ни разу не исполнялась. Правда, когда я, к примеру, пою Генделя, не могу отрешиться от мысли, что уже были и Верди, и Пуччини...
Раффаэле и в музыке Глюка обнаружил что-то от Пуччини, откровенно рыдать и всхлипывать певцы на сцене стали именно в «веристских» (от слова «веро» — истина) операх, но для восприятия современного слушателя — очень органично. Неземной высокий голос, актерски точно переданная душевная хрупкость, ранимость героя, сражен смертью любимой Эвридики — это были особенный Орфей и особенный спектакль.
Вечер украинского балета фестивалю обеспечила Национальная опера Украины, которая привезла балетную версию популярной пьесы Михаила Старицкого «За двумя зайцами». Дирижер, народный артист Украины Владимир Кожухарь, провел спектакль в зажигательном темпе, это был какой-то фейерверк красок, характеров, поворотов интриги! Музыка современного украинского композитора Юрия Шевченко не обходится без мотивов популярного фильма 1961 года (композитор — Вадим Гомоляка) и народных песен. Киев в очертаниях куполов церквей и цветущих мальв становится фоном для забавной драмы несостоявшейся свадьбы (художник-постановщик — Сергей Маслобойщиков), а единственную не танцевальную, а пластическую роль папаши Голохвастого исполняет народный артист Украины Алексей Вертинский, комично воспринимающий проделки своего отпрыска. А он, Свирид Петрович Голохвастый «собственною персоною», воплощен и станцован Ярославом Ткачуком, блестяще передающим метания слащавого красавчика между богатой, но некрасивой и неуклюжей невестой Проней Прокоповной Сирко (заслуженная артистка Украины Татьяна Андреева) и ловкой красоточкой Галей (заслуженная артистка Украины Татьяна Лёзова).
Елена Добрянская в партии баронессы Штраль («Маскарад»)Елена Добрянская в партии баронессы Штраль («Маскарад»)
Фанатам культового фильма в этом балете может не хватать разве что пляшущей на помолвке Гали и Свирида монахини Миронии да настоящего Галиного жениха Степана! Зато есть сюрреалистические зайцы, которые подталкивают Свирида к Проне, и всячески вмешиваются в действие... Балетмейстер Виктор Литвинов не поскупился на самые яркие классические и народные комбинации танцевальных движений, половину спектакля кажется, что участники буквально парят в воздухе...
Последний фестивальный вечер позволил насладиться оперой Джакомо Пуччини «Турандот» в постановке немецкого режиссера Кристиана фон Гётца. В спектакле участвовали известные итальянские певицы Тициана Карузо (Турандот) и Мина Ямазаки (Лиу), а властителем сердец всех женских персонажей, принцем Калафом, оказался солист ОНАТОБ Олег Злакоман, ни в чем не уступивший звездным гостьям. После каждой арии звучали крики «Браво!», а в финале зал буквально неистовствовал. Столько прекрасного, мощного вокала, оперных страстей и постановочных эффектов — ни в одном театре страны нет такой «Турандот»! За дирижерским пультом стоял новый главный маэстро Одесской оперы Вячеслав Чернухо-Волич, и можно с уверенностью сказать, что театр в хороших руках.
Следующий «Бархатный сезон в Одесской опере» пока представляет из себя загадку, но можно предположить, что на нем будет представлена ожидаемая премьера «Травиаты», которая задумана театром очень интересно...
© 2005—2024 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2024 S&A design team / 0.006Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |