Жители Украины смогут пожаловаться в инспекцию на отсутствие горячей воды, холодные батареи, завышенные и необоснованные тарифы
Государство всерьез взялось за коммунальную сферу после вступления в силу Закона «О жилищно-коммунальных услугах». Сейчас все владельцы квартир в многоэтажках должны определиться с формой управления своими домами и подписать новые договоры с выбранными поставщиками воды и отопления. Хотя не секрет, что в большинстве случаев поставщики этих услуг являются монополистами в своих регионах. А недавно Министерство регионального развития, строительства и ЖКХ вынесло на обсуждение проект закона, в котором предлагается создать Государственную жилищно-коммунальную инспекцию.
Госинспекторы смогут проверить питьевую воду, вывозят ли мусор, сообщают ли компании о смене своих тарифов
По словам чиновников, главная цель законопроекта — установить на законодательном уровне механизм государственного контроля в сфере жилищно-коммунального хозяйства, обеспечить защиту прав и интересов потребителей жилищно-коммунальных услуг, определить органы, которым будут предоставлены полномочия по осуществлению мероприятий госконтроля.
Согласно законопроекту, Государственная жилищно-коммунальная инспекция станет центральным органом исполнительной власти и должна контролировать поставщиков коммунальных услуг, а также то, соблюдают ли потребители и поставщики услуг требования законов и заключенные между ними договоры об обслуживании. Таким образом, украинцы смогут пожаловаться в инспекцию на отсутствие горячей воды, холодные батареи, завышенные и не обоснованные тарифы и так далее.
В свою очередь, инспекция сможет контролировать все сферы жилищно-коммунального хозяйства, начиная с тепло- и водоснабжения и заканчивая обращением с отходами и контролем за захоронениями. Госинспекторы смогут проверить качество питьевой воды, правильно ли подключили (или отключили) абонента к (от) сети водоснабжения и водоотведения, вывозят ли и утилизируют ли мусор согласно нормам, сообщают ли компании о смене своих тарифов и так далее.
Судя по темпам подачи и принятия правительственных законопроектов новой Верховной Радой, этот документ может быть утвержден уже в ближайшее время. Но возникает ряд вопросов. В частности, нужно ли усиливать государственный контроль за сферой жилищно-коммунальныхуслуг, создавая Государственную жилищно-коммунальную инспекцию?
— На мой взгляд, независимый центральный орган государственного контроля в сфере ЖКХ просто необ-
ходим украинцам, поскольку на сегодня такая структура отсутствует в центральных органах исполнительной власти, — сообщил «ФАКТАМ» президент ГО «Украинская организация защиты потребителей услуг» Олег Титамир. — Ведь из-за ряда факторов — таких, как устаревшая коммунальная инфраструктура, изношенные теплосети, полусгнившие трубы для водоснабжения и тому подобное, — качество жилищнокоммунальных услуг, к сожалению, очень низкое.
Типичные примеры: едва теплые трубы отопления, температура в комнатах ниже нормативов или же пакет услуг на содержание домов и придомовых территорий выполняется процентов на 70. И очень часто потребители не знают, в какую инстанцию жаловаться, чтобы отстоять свои права. Чуть ли не единственная
ИНСПЕКЦИЯ СМОЖЕТ КОНТРОЛИРОВАТЬ ВСЕ СФЕРЫ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА, НАЧИНАЯ С ТЕПЛО- И ВОДОСНАБЖЕНИЯ И ЗАКАНЧИВАЯ ОБРАЩЕНИЕМ С ОТХОДАМИ И КОНТРОЛЕМ ЗА ЗАХОРОНЕНИЯМИ. ГОСИНСПЕКТОРЫ СМОГУТ ПРОВЕРИТЬ КАЧЕСТВО ПИТЬЕВОЙ ВОДЫ, ПРАВИЛЬНО ЛИ ПОДКЛЮЧИЛИ (ИЛИ ОТКЛЮЧИЛИ) АБОНЕНТА К (ОТ) СЕТИ ВОДОСНАБЖЕНИЯ И ВОДООТВЕДЕНИЯ, ВЫВОЗЯТ ЛИ И УТИЛИЗИРУЮТ ЛИ МУСОР СОГЛАСНО НОРМАМ, СООБЩАЮТ ЛИ КОМПАНИИ О СМЕНЕ СВОИХ ТАРИФОВ
альтернатива — обратиться к руководству предприятия с актом-претензией. Но, как правило, добиться перерасчета за некачественную жилищно-коммунальную услугу весьма проблематично, так как, по сути, коммунальное предприятие контролирует само себя. Да, например, в Киеве, можно попытаться пожаловаться на горячую линию 15-51. Но туда можно дозваниваться полдня.
Есть еще Укрпродпотребслужба. Однако практика показывает, что этот орган фокусируется на контроле качества продуктов, а в сфере ЖКХ у него весьма низкая компетенция. В крайнем случае можно обратиться с иском к поставщику жилищно-коммунальных услуг в суд, но все мы знаем, как работают украинские суды. Рассмотрение дела может длиться год и более, и не факт, что и здесь удастся добиться правды. Получается замкнутый круг, который как раз и призвана разорвать Государственная жилищно-коммунальная инспекция.
«Государственный контроль над сферой ЖКХ существует в ряде развитых стран»
Не менее интересный вопрос: сможет ли инспекция защитить права потребителей при начислении тарифов, учитывая, что зачастую поставщиками являются компании-монополисты?
— Жилищно-коммунальная инспекция не будет иметь исключительных полномочий в сфере контроля над тарифами, — считает Олег Титамир. — Так как, например, тариф на содержание домов и придомовых территорий, на вывоз бытовых отходов устанавливает местная власть, на газ и отопление — во многих случаях тоже, плюс здесь действуют специальные обязательства Кабмина на компенсацию государством коммунальным предприятиям разницы между рыночной ценой и ценой для бытовых потребителей. Последнее касается и электроэнергии.
Но если поставщик сделал доначисление в квитанциях за дополнительно оказанные услуги, а потребитель с этим не согласен, то он сможет обратиться с жалобой в жилищно-коммунальную инспекцию, и в ее компетенции объективно разобраться и решить спорную ситуацию.
Есть еще один нюанс. Кабинет министров своим постановлением № 560 от 26 июня 2019 года установил предельные значения тарифов на отопление и поставки горячей воды для населения. И вот, если установленный тариф превысил эти граничные размеры, тогда жилищно-коммунальная инспекция имеет все полномочия реагировать, чтобы устранить нарушения закона.
— Любопытно, существует ли государственный контроль за сферой жилищно-коммунальных услуг в развитых странах?
— Да, —говорит Олег Титамир. — Приведу пример США. Жилищно-коммунальная система в этой стране имеет сложную отраслевую структуру. В нее входят транспортная система (включающая общественный транспорт), энерго- и водоснабжение, водоотведение, жилищное хозяйство. Значительная часть правовых полномочий и финансовых обязательств по регулированию объектов коммунального назначения принадлежит властям штатов и местным органам власти. Федеральные ведомства определяют общую стратегию и разрабатывают общенациональные программы развития жилищно-коммунальной системы, координируют деятельность региональных управленческих структур, разрабатывают стандарты качества коммунальных услуг, контролируют их применение. За счет средств федерального бюджета, законодательно закрепленных за конкретными целевыми программами, осуществляется частичное финансирование инвестиционных проектов в области жилищно-коммунальной сферы. Текущие эксплуатационные расходы выделяются из бюджетов штатов и местных бюджетов.
© 2005—2024 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2024 S&A design team / 0.006Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |