Такая тревога звучит в одесситов обеспокоенных тем, что в законодательных инициативах правительства по введению ранка земли не предусмотрены четкие меры против появления аграрных монополий, которые могут вытеснить украинцев с их земель и взвинтить цены на продукты питания.
Село умирает медленно и больно
Так, одесситы приводят прискорбные факты о том, что в одесском «Сельпо» цены на 800-граммовый пакет гречки «Сквирянки» только что выросли до 65 гривен, а чтобы купить килограмм ржаного или белого хлеба приходится выложить около сорока гривен. Основную причину создавшегося положения фермер из Белгород-Днестровского района Сергей Приходько видит в том, что украинское село уже более четверти века умирает медленно и больно. И происходит это потому, что чиновники не позаботились о том, чтобы придать массовость фермерскому движению после распаевания земель колхозов и совхозов. Поэтому сегодня сформировавшемуся в таких условиях отряду крупных латифундистов удается держать высокие цены на продукцию сельского хозяйства.
– Мне нередко приходится бывать в Ананьевском районе, – говорит одесский педагог Ирина Коваль. – И вижу, что с исчезновением колхозов, совхозов, другого крупно-товарного производства в села пришла повальная безработица. Исчезла молодежь. Молодых врачей и учителей в село уже на аркане не затащишь. Теперь даже и не вериться, что в советские времена девчата, возвращаясь с поля или фермы, распевали частушки, песни. Какое уж тут развитие села, если возле хат видишь только бабушек, да дедушек.
Тяжелое положение АПК люди связывает не с экономической ситуацией, сложившейся в стране и в мире, а с кризисом морали у нашей власти. Вместо того чтобы сделать для «украинского прорыва» приоритетом развитие сельского хозяйства, районные, областные и столичные чиновники постарались во время реформы АПК сосредоточить у себя в руках как можно больше земли и активов при распаевании сельхозпредприятий. В 1993-1996 годах из государственного бюджета выделялись немалые деньги на развитие фермерских хозяйств района.
Если бы их на всех фермеров разделили, многие из них обустроили бы свои хозяйства и сегодня не были бедными. Ведь те деньги возвращать государству не надо было. Но чиновничество втихую и с явной выгодой для себя вкладывали все средства, предназначавшиеся на развитие многих тысяч фермерских хозяйств, в выгодные им коллективы. В общем, власть за государственный счет искусственно разделила селян на богатых и бедных.
«Наручники надели на ступеньках Верховного Суда»
Заведующая фермерским хозяйством «Тропинка 2005» в Лиманском районе Людмила Клебанова считает, что новой власти не пришла бы в голову мысль распродавать черноземы, если бы был наведен строгий порядок с арендой земли и уплатой налогов. «Чтобы бизнес на зерновых был рентабельным, нужно не менее 1 тысячи гектаров земли, – говорит Людмила Геннадьевна. – Выкупить такие массивы я просто не могу – нет денег. В нашем регионе земля очень дорогая – цены доходят до 20 тысяч долларов за гектар. Поэтому мне выгоднее арендовать. Да и сколько должна стоить продукция, если хозяйство одномоментно вложит в землю огромную сумму? Если будет массовая скупка угодий, все тут же подорожает. Цены на многие продукты питания в Украине и так высоки, а рынок земли поднимет их на уровень западноевропейских».
Раньше Клебанова была учительницей. Однажды к ней пришли бывшие работники колхоза имени 50-летия Октября с просьбой помочь отстоять их права на землю. «В этой борьбе нам удалось выиграть несколько судов, – вспоминает Клебанова. – А на последнем этапе, когда я приехала в Верховный Суд, то на меня прямо на ступеньках здания надели наручники. Семь дней я провела в застенках. Причем, мое задержание стали оформлять только на следующий день. Но, правда, в конце концов, восторжествовала и люди получили законные акты на земельные паи. А потом подзащитные предложили мне возглавить фермерское хозяйство для работы на арендованных у них паях».
Людмила Геннадьевна рассказывает, что в последнее время в Лиманском районе земли начали активно скупать непрофильные инвесторы, у которых есть деньги, но нет желания заниматься агробизнесом. То есть скупают не для обработки, а для спекуляций. «Вообще-то я считаю, что фермерство – это не бизнес, – подчеркивает Клебанова, – а форма самозанятости населения. Мы ведь не диктуем цены на свою продукцию. Экспортеры, перекупщики – вот кто у нас зарабатывает. Небольшое хозяйство не может быть источником больших капиталов. Ведь в засушливый год фермеры, не имеющие оборотных средств, зачастую разоряются, так как им сложно осилить 20-процентные банковские кредиты».
Разговор с Клебановой еще раз подтверждает, что несмотря на мораторий на продажу земли сельскохозяйственного назначения черноземы продается не только в розницу, но и оптом. Крупные бизнесмены, сосредоточившие в своих руках договора аренды большого количества паев, перепродают потом эти земельные банки с солидной выгодой.
Монополисты снова получают фору
Недавно депутаты Одесского облсовета приняли обращение к президенту, правительству и парламенту Украины с требованием не допустить отмены запрета на продажу земель сельхозназначения. За проект такого решения сегодня проголосовали 57 депутатов из 60. «В некоторых странах открытие рынка земли привело к дефолту, лишило фермеров возможности конкуренции с крупными агрохолдингами, – отмечал депутат облсовета Виталий Саутенков. – Решать такие вопросы должен украинский народ на референдуме».
Немало возражений у аграриев вызывает и проект закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно оборота земель сельскохозяйственного назначения». Согласно законопроекту, запрет на отчуждение сельскохозяйственных земель всех форм собственности снимается 1 октября 2020 года. «В одни руки» в нем не разрешается приобретать более 15 процентов сельскохозяйственных земель территории области и 0,5 процентов сельхозземель Украины. Они подчеркивают, что эти ограничения не помешают одному латифундисту, создавшему несколько предприятий, сосредоточить в своих руках, практически, весь земельный фонд той или иной области.
Аграрии считают также, что законопроект разработанный Кабинетом министров, ослабляет требования к гражданам Украины и юридическим лицам Украины, которые могут приобретать в собственность земельные участки сельскохозяйственного значения. В новой редакции статьи 130 Земельного кодекса Украины (ЗКУ) определяется, что покупателями земель сельскохозяйственного назначения могут быть граждане Украины, юридические лица Украины, территориальные громады, государство. А действующая 130 статья ЗКУ четко гласит, что покупателями земельных участков сельскохозяйственного назначения для ведения товарного сельскохозяйственного производства могут быть: а) граждане Украины, которые имеют сельскохозяйственное образование либо опыт работы в сельском хозяйстве или занимаются ведением товарного сельскохозяйственного производства; б) юридические лица Украины, учредительные документы которых предусматривают ведение сельскохозяйственного производства. Преимущественным правом покупки земельных участков сельскохозяйственного назначения обладают граждане Украины, постоянно проживающие на территории соответствующего местного совета, где осуществляется продажа земельного участка, а также соответствующие органы местного самоуправления.
Очень странно выглядит и пункт законопроекта о том, что украинские фермеры, которые владеют землей на правах постоянного пользования или на правах пожизненного наследуемого владения, могут выкупить паи с рассрочкой платежа до 5 лет. А почему авторы этого пункта забыли об обещаниях властных чиновников обеспечить длительное льготное кредитование мелких сельхозпроизводителей. В общем, опять получают фору монополисты, диктующие высокие цены на продукты питания.
© 2005—2024 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2024 S&A design team / 0.007Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |