Несколько дней назад позвонила Дина — моя соученица по музыкальной школе. Она много лет живет в Нью-Йорке. Но раз в несколько лет приезжает в Одессу, чтобы побывать на «Привозе», прикоснуться к шарам на Ланжероне, проехаться на трамвае в Аркадию и обязательно увезти 5-6 коробок конфет «Одессакондитер» с видами нашего города. С каждым разом желающих получить такие сувениры в окружении Дины становится все больше.
Вот и на этот раз она привычно поставила задачу: «Купишь мне две коробки «Пушкинского платана» и четыре большие «книги» с видами Потемкинской лестницы и оперного театра. Наши здесь, когда конфетное ассорти съедено, эти цветные картонки в рамочки ставят».
Я даже растерялась, не зная, что сказать. Ведь последний магазин одесской конфетной фабрики на улице Пантелеймоновской прекратил свое существование. Как и фабрика, производившая любимые многими конфеты, печенье, торты. Вместо «Золотого ключика» теперь открылся очередной сэконд-хэнд.
«Ты меня разыгрываешь? — спросила Дина после долгой паузы. — Такого не может быть. Ведь это одна из визиток Одессы!»
Я не знала, что сказать, и короткие гудки в телефоне избавили меня от необходимости объяснять то, что объяснению, наверное, и не подлежит.
Памяти фабрики: в 2020-м ей исполнилось бы 200 лет
В 1820 году в глухом переулке Одессы было создано маленькое частное предприятие — первая кондитерская фабрика на юге страны. В 1918 году фабрику национализировали и стали называться первой государственной кондитерской фабрикой, где в год выпускалось 54800 пудов кондитерских изделий.
В 1922 году ей было присвоено имя Розы Люксембург. В довоенные годы на фабрике были введены в эксплуатацию бисквитный, карамельный цеха, присоединены диетическая и халвичная фабрики, построен двухэтажный корпус для новых конфетного и халвичного цехов.
Перед войной предприятие превратилось в одно из наиболее крупных в стране.
С началом войны, в 1941 году оборудование фабрики демонтировали и эвакуировали в город Новосибирск, где в 1942-
43 гг. была построена и введена в эксплуатацию Новосибирская шоколадная фабрика. После освобождения Одессы ценой огромных усилий рабочих и инженеров одесскую фабрику восстановили, и в январе 1945 года она начала работать.
В послевоенные годы предприятие специализировалось на выпуске карамели, драже, глазированных и неглазированных конфет, ириса, шоколада, мармелада, зефира, печенья, вафель, тортов.
Производилось свыше 300 наименований кондитерских изделий. Созданные одесскими кондитерами конфеты «Одесские», «Белая акация», «Рушничок», «Тарас-Бульба», «Садок вишневый», «Метеорит», «Пушкинский платан» признавались одними из лучших.
ЗАО «Одесса» — одно из крупнейших пищевых предприятий Украины было организовано в августе 1994 годи на базе Одесского производственного объединения кондитерской промышленности.
Каждый был чуть-чуть Буратино.
Для меня, как и для многих других детей, посещение фирменного магазина нашей кондитерки «Золотой ключик» на Дерибасовской было настоящим праздником и погружением в удивительную сказку. Это ощущение дополняли панно на стенах и в окнах с фрагментами из приключений Буратино. И, казалось, что на время пребывания в магазине все тоже чуточку становились волшебниками, которым запросто удавалось справиться с плохим настроением и поверить в лучшее.
Потрясающий запах шоколада и ванили не оставлял равнодушными даже взрослых. Они, как и дети, жадно уминали зефир и ириски, карамельки и кусочки тортов «Аркадия» и «Одесская троянда».
Метаморфозы дикого рынка
К сожалению, неуправляемая рыночная экономика, пришедшая на смену плановой социалистической, оказалась наиболее жестокой к традициям. На Дерибасовской это видно особенно отчетливо. Жертвой нового времени оказался известный на весь мир «Дом книги», который попросту исчез из закрытого на реставрацию, а затем открытого дома. Не стал исключением и магазин «Золотой ключик». Сначала его перевели с Дерибасовской на Греческую площадь, в обычное, уже не стилизованное под детскую сказку помещение, а затем и вовсе вышвырнули на Пантелеймоновскую. В стандартный блок похожих друг на друга магазинов, открывшихся в реставрированном квартале.
С 2009 года началась рейдерская чехарда с самим предприятием. Сначала 88% его акций вдруг оказались в руках представителей одной семьи. И никакие инстанции – ни суды, ни Генеральная прокуратура, ни Верховная Рада не хотели обращать внимания на явные нарушения как в самом процессе аккумуляции этих акций, так и в дальнейшей их перепродаже киевской фирме, пожелавшей стать владельцем одесского предприятия. Знакомство с документами того времени не оставляет сомнений: предприятие намеренно уничтожали, привлекая для этого большое количество специалистов по рейдерским захватам и немалые средства. Нормальный ритм работы кондитерской фабрики оказался существенно нарушенным. И совпал он со временем очень активной экспансии отечественного рынка со стороны созданной в 1996 году компании «Рошен». Выводы напрашиваются сами собой.
Время раскладок
Любители конфет уже давно заметили, что купить продукции ТМ «Доминик» от ПАО «Полтавакондитер», ТМ «Шокобум» из Луцка, ТМ «Житомирские сладости» и десятков других предприятий из разных регионов Украины можно только на раскладках, которые с осени до весны (пока под солнечными лучами не плавится шоколадная глазурь) появляются на улицах Одессы. Фирменная торговля в собственных магазинах для этих кондитерских предприятий как была запрещена во времена президентского правления хозяина «Рошена», так остается недостижимой и сегодня. Лишь изредка их продукция появляется на прилавках супермаркетов. Частенько – во время скидочных акций, не более того.
Раскладки покупатели любят. На них представлен широкий спектр кондитерской продукции, да и цены на нее существенно ниже, чем в супермаркетах.
Но для меня самым болезненным в этом плане является другой момент. Роскошные магазины «Рошен» появляются в самых престижных районах крупных городов Украины. Они даже оснащены специальными печами для уничтожения просроченных «Киевских тортов». А многие другие кондитерские предприятия вынуждены так и оставаться предприятиями второго сорта, оставаться на базарном уровне, предлагая свою продукцию только на раскладках.
Впрочем, что это все в сравнение с тем, что Одесская кондитерская фабрика прекращает свое существование всего за год до 200-летия? Она уцелела в годы войны, но не смогла пережить мирное время в стране, которая претендует на то, чтобы считаться демократической и правовой! А вместе с ней исчез и магазин, где продавались конфеты с наименьшим количеством искусственных ингредиентов. Да, они, возможно, в чем-то уступали по вкусу переполненным усилителями вкуса конфетам того же «Рошена», но были более натуральными и полезными.
Мне могут сказать: у рынка свои законы, и они весьма жесткие. Не спорю. Понимаю, что «Золотой ключик» уже никому не подарит детского ощущения погружения в сказку. Значит, дети повзрослеют раньше. И рискуют стать еще более жесткими, чем их родители, допускающие уничтожение традиций и истории, всего того, что надо бережно хранить, если мы хотим оставаться нормальными людьми.
© 2005—2024 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2024 S&A design team / 0.007Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |