В Украине стартовал пилотный проект по внедрению в школах системы социально-эмоционального и этического обучения (СЭЭО или SEE Learning), которая должна изменить отношение учеников к учителям, обучению, друг к другу и к самим себе. В программе принимают участие 26 школ, одна из которых Белгород-Днестровская общеобразовательная школа № 6.
Представители всех школ прошли тренинги с разработчиками программы из Университета Эмори (США) и украинскими экспертами. В течение года учителя и учительницы будут заниматься с детьми по новым методикам, а уже в 2020-м присоединиться к проекту сможет любая школа.
— Ребенку в школе нужна атмосфера дружественности, — отметила в своем выступлении министр образования и науки Анна Новосад. — Я знаю об этом из собственного опыта, потому что в моей школе этого было мало. Нужно взаимоотношения учителя и ребенка строить не на страхе и доминировании, а на партнерстве, осознании своих и чужих эмоций. Именно поэтому мы поддерживаем программу СЭЭО. Если результаты пилотного проекта будут положительными, министерство планирует распространить СЭЭО в большем количестве учебных заведений, чтобы со временем такая система стала неотъемлемой частью школьной учебной программы.
Брендан Озава де Сильва, один из разработчиков программы SEE Learning объясняет ее создание попыткой включить в образование новые научные данные о том, как работают эмоции, интеллект, разум человека.
— До этого момента это были сугубо научные знания, которые никак не использовались в обучении детей, — объясняет эксперт. — Я убежден, что мы должны делиться этими знаниями, этими техниками с детьми.
По словам ученого, в США уже много лет работает программа СЭО (социально-эмоционального обучения). По ней есть убедительные результаты — дети лучше чувствуют себя, лучше учатся, учителя указывают на положительную атмосферу. Один из разработчиков СЭО доктор Дэниел Гоулман, автор книги «Эмоциональный интеллект» стал консультантом в разработке СЭЭО. Именно он и придумал название для программы.
— Сначала называли ее просто СЭО 2.0, как рабочее название, как развитие идей Гоулмана. Но мы добавили этику, поэтому сам доктор Гоулман предложил отразить это в имени нашего проекта, — объясняет Озава де Сильва.
СЭЭО можно объяснить как программу, которая способствует развитию базовых человеческих ценностей, системному и критическому мышлению, сосредоточению внимания, предотвращению стресса и устойчивости к нему, сопереживанию к себе и другим. Разработчики говорят, что эта программа базируется на трех измерениях знаний и компетенций: осознанность, вовлеченность и сопереживание, которые пересекаются между собой.
Программу разрабатывали пять лет на научном фундаменте результатов СЭО, одновременно испытывая ее элементы в 500 учебных заведениях по всему миру: от Швеции до Австралии. После официальной презентации программы в 2019 году пришло время для комплексного исследования эффективности СЭЭО. Украина вместе с США и Колумбией станет частью такого исследования. Результатом его станет сравнение в конце года показателей успеваемости, уровня буллинга, общей удовлетворенности ученичества, получение радости от учебы в школах с СЭЭО и в школах без нее.
Как рассказал советник МОН на общественных началах Александр Элькин, на участие в проекте поступили 182 заявки от школ. В процессе отбора проводили интервью, выбирали школы с каким-то опытом в подобных программах, потому что идея работать с эмоциями не нова. Но СЭЭО — это первая всеобъемлющая программа обучения такого масштаба, с такой научной экспертизой.
Сейчас уже готовы учебные программы для начальной и средней школ, разрабатывается программа для старшей школы.
— У учителей есть разные возможности использовать это, — объясняет старшая разработчица СЭЭО Криста Тинари. — Можно выделить для этого отдельный урок, или раскладывать на отдельные навыки и использовать в различных предметах, можно использовать так называемые «часы общения» или даже пятиминутные практические упражнения — у нас для всех вариантов есть методические материалы.
В следующем году обещают обнародовать базовый онлайн-курс по СЭЭО и предоставить свободный доступ ко всем методическим материалам, подготовить программы для старшей школы и даже для вузов и родителей, которые хотят использовать СЭЭО в домашнем обучении. Помогать в разработке будут не только американские, но и украинские ученые и практики.
— Весь этот учебный год мы будем поддерживать наших участников пилота, собирать от них информацию о ходе проекта, готовить рекомендации для адаптации СЭЭО в Украине, создавать украинскую проекцию программы, дополняя ее новыми уроками, созданными украинскими специалистами, — говорит о планах Александр Элькин. — А потом — готовиться к расширению проекта. Потому что первый год — это только пилот. Затем нам нужно подготовить 200 уже не учителей, а тренеров, которые смогут обучать СЭЭО педагогов по всей Украине. Это программа на пять лет, и мы хотим изменить атмосферу, в идеале, в каждой украинской школе.
© 2005—2024 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2024 S&A design team / 0.009Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |