ІА «Контекст Причорномор'я»
Одеса  >  Моніторинги
Крест от Папы Римского
05.11.2019 / Газета: Вечерняя Одесса / № 125(10825) / Тираж: 10407

Эту историю я слышал давно. Но — забыл о ней. И вот недавно встретил на Дерибасовской своего друга Сергея Тодорова, который помогал мне в издании моих книг.

Сергей был не один, а со своим приятелем. Звали приятеля Сергея Андрей. Назвал он и свою фамилию — Олейник. Андрей, как и я, моряк и плавает старшим механиком на одном из судов зарубежной судоходной компании.

Как водится при таких встречах, мы зашли в ближайшее кафе, каких на Дерибасовской сегодня не счесть, и там за кружкой пива и услыхал я от Андрея Олейника подробности той давней истории, которой он был свидетелем.

...Плавал в те годы Андрей после окончания Одесского высшего мореходного училища третьим механиком на теплоходе типа «РО-РО» Черноморского пароходства.

В пароходстве было четыре таких судна, построенных в Польше. «Скульптор Голубкина», судно было названо в честь известного советского скульптора Анны Голубкиной, чьи скульптурные произведения есть в Третьяковской галерее, Русском музее, в музеях Франции и в музеях других стран. «Николай Черкасов», судно было названо в честь народного артиста СССР, снявшегося во многих советских фильмах. «Капитан Мезенцев». Это судно было названо в честь капитана теплохода «Комсомол», потопленного 14 декабря 1936 года испанскими фашистами у берегов Испании во время гражданской войны в этой стране. Советские моряки были захвачены в плен и полтора года томились в мрачной средневековой тюрьме Санта-Мария на острове Майорка. Мужество и стойкость капитана Георгия Мезенцева помогали морякам выдерживать пытки и издевательства тюремщиков. После возвращения на Родину капитан Г. Мезенцев был назначен начальником Черноморского пароходства. С началом войны он участвовал в обороне Одессы, Севастополя, Новороссийска. А после победы был заместителем министра морского флота СССР. И четвертое судно называлось «Юрий Максарёв». О его названии скажу чуть ниже.

Суда эти предназначались для перевозок всевозможной техники — легковых и грузовых автомашин, тракторов, самоходных комбайнов и всего того, что движется своим ходом. В корме у этих судов была встроена аппарель, которая открывалась при грузовых операциях, и самодвижущаяся техника въезжала на судно своим ходом. Там она соответственно крепилась и при выгрузке также выезжала сама.

Андрей был третьим механиком теплохода «Юрий Максарёв». Это судно было названо в честь директора танкостроительного завода, расположенного в годы Великой Отечественной войны на Урале в городе Нижний Тагил. За годы войны благодаря выдающимся организаторским способностям Юрия Евгеньевича Максарёва сражавшаяся на фронтах войны с германским фашизмом Советская армия получила тысячи танков Т-34. Того самого легендарного танка, ставшего символом победы народов Советского Союза над германским фашизмом.

На том же заводе в годы войны работал и украинский академик Евгений Патон, создавший новейшие методы электросварки, которые и позволили в кратчайшие сроки выпускать с завода такое огромное количество этих танков.

Так вот. 30 апреля 1992 года теплоход «Юрий Максарёв» стоял в итальянском порту Триест. Судно плавало под украинским флагом, который был поднят взамен спущенного флага Советского Союза. Произошло это 23 августа 1991 года — в тот самый день, когда Украина была провозглашена независимым государством.

Черноморское пароходство хотя и было уже в состоянии агонии, и многие приписанные к Одессе суда за долги пароходства стояли арестованными в разных портах мира, но «Юрий Максарёв», зафрахтованный какой-то греческой судоходной компанией, не был подвержен аресту и грузился в Триесте итальянскими тракторами на порты Юго-Восточной Азии.

Ранним утром того солнечного апрельского дня к капитану теплохода Владимиру Коновалюку пришел представитель порта и сказал, что в Триест прибывает Папа Римский Иоанн Павел Второй. Порт он посетит обязательно, чтобы благословить уходящие в море суда. Поэтому начальство порта просит, чтобы экипаж украинского судна выстроился на причале у борта теплохода поприветствовать его святейшество главу католической церкви.

И вот, где-то в середине дня в порту появились карабинеры, ставшие по носу и по корме у ошвартованных у причалов судов. За карабинерами появились люди в штатском, подозрительно осматривая выстроившихся у своих судов моряков разных стран. А вскоре в порт въехал кортеж из трех черных «Мерседесов».

Из первого «Мерседеса», который подъехал к «Юрию Максарёву», вышел в сопровождении нескольких кардиналов, одетых во все красное, высокий, на голову выше своей свиты Папа Римский Иоанн Павел Второй. Одет он был во все белое. Из остальных «Мерседесов» вышла охрана.

Подойдя к стоявшему впереди своего экипажа капитану «Юрия Максарёва» Владимиру Коновалюку, Папа Римский протянул ему руку, которую по церковному этикету капитан должен был поцеловать.

Не знаю, что в ту минуту испытывал капитан, будучи еще недавно в советские времена и атеистом, и коммунистом, так как в СССР только член Коммунистической партии мог быть капитаном, но руку Папы Римского он не поцеловал, а только слегка пожал.

Иоанн Павел Второй улыбнулся доброй всепонимающей улыбкой и на украинском языке поздравил украинских моряков с получением их страны независимости.

По национальности Иоанн Павел Второй был поляк и первым из Римских Пап не итальянского происхождения. Настоящее его имя было Кароль Юзеф Войтыла. Папой Римским он был избран в 1978 году, приняв имя Иоанн Павел Второй. 13 мая 1981 года во время богослужения в Риме на площади перед собором святого Петра при огромном стечении народа на Иоанна Павла Второго было совершено покушение. В него стрелял член турецкой ультрарадикальной организации «Северные волки» Мехмет Али Агджа. В Италию он попал после побега из турецкой тюрьмы, где отбывал срок за грабежи и убийства.

Агджа тяжело ранил Иоанна Павла Второго в живот. Он был арестован на месте. После долгого лечения и выздоровления Иоанн Павел Второй навестил своего убийцу в тюрьме. Тот был приговорен к пожизненному заключению. Оставшись вдвоем в камере, они о чем-то долго беседовали, и их разговор до сих пор остается неизвестным. Но вскоре после этой встречи по просьбе Иоанна Павла Второго Агджа был помилован и передан итальянскими властями властям Турции.

Благословив моряков «Юрия Максарёва» и пожелав им счастливого плавания, Иоанн Павел Второй обернулся к одному из кардиналов и что-то ему сказал. Кардинал подошел к машине, достал оттуда на длинной серебряной цепи крест и подал Папе Римскому, который вручил этот крест капитану украинского судна.

— Пусть этот крест хранит вас в морях и океанах!

Перекрестив моряков, он сел в машину и поехал к другим судам.

Вот такая история произошла 30 апреля 1992 года в итальянском порту Триест.

Крест, подаренный украинским морякам Папой Римским Иоанном Павлом Вторым, висел в кают-компании теплохода. А потом, как и многие другие суда Черноморского пароходства, волей начальства «Юрий Максарёв» был угнан за границу, там продан и под другим уже именем и с другим экипажем стал плавать под чужим флагом...

Автор: Аркадий Хасин


© 2005—2024 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
© 2005—2024 S&A design team / 0.009
Перейти на повну версію сайту