После разгромного совещания 13 июля в Одесском порту Президент и будущий премьер-министр Алексей Гончарук дали поручение местным властям уйти от монополии и решить вопрос с альтернативным въездом грузового транспорта на территорию Одесского морского торгового порта (далее — ОМТП). Решение, от которого зависит работа стратегического предприятия, в акватории которого базируется ВМФ Украины, десятки терминалов, сотни экспедиторов и тысячи грузовладельцев еще не принято, но уже стало поводом для множества домыслов, конфликтов и опасений.
Как работали над поручением Президента?
Одесский городской совет принял распоряжение № 689 от 31.07.2019 г.. о создании РАБОЧЕЙ ГРУППЫ по решению вопроса организации движения грузового транспорта по улицам города и строительства альтернативной автомобильной дороги для въезда на эстакаду Одесского морского торгового порта (далее — Рабочая группа).
К середине ноября Рабочая группа провела четыре заседания. Результатом стали три варианта решения вопроса. Один от Одесского Филиала «Администрации морских портов Украины» (далее — дальше ОМП) и два от Одесского городского совета.
Варианты №1 и №3 практически дублируют друг друга. Они предполагают строительство дороги, которая свяжет эстакаду и Проектную автодорогу «Хаджибей-2». Чтобы понять, что такое «Хаджибей-2» достаточно сказать, что ее строительством занимается ООО «Евротерминал». Компания, которую Антимонопольный комитет Украины признал монополистом (решением АМКУ № 720-р от 21.12.2017 г..). Которая сейчас взымает до 18 долларов за въезд и выезд каждого грузового авто, т.к. другой возможности попасть в порт физически нет.
Итак, два из трех вариантов предусматривают использование автодороги компании монополиста. Потенциально эти решения не только НЕ могут быть решением ситуации, но усугубят проблему свободного въезда на территорию ОМТП.
Согласно Протоколу № 4 от 03.10.2019 г.., окончательно утвержден Вариант № 2 (основной предложение от Одесского городского совета). Что он собой представляет? Съезд с Одесской эстакады ОМТП свяжут с Проектной объездной автодорогой.
Что не так с согласованным вариантом?
1) Информация о новой объездной дороге отсутствует. Нет ни согласования проектно-строительной документации, ни сроков начала строительств, ни сроков сдачи в эксплуатацию.
2) Объездная протянется вдоль дамбы Хаджибейского лимана, которая находится в аварийном состоянии. Ее прорыв может стать катастрофой и несет дополнительные риски в вопросе организации грузопотока в порт.
3) Государственный бюджет Украины на 2020 год не предполагает средства на ремонт Хаджибейской дамбы в Одессе.
Таким образом, реализация всего проекта зависит не только от быстрой и эффективной разработки проектных решений, наличия соответствующих демпферных площадок, разработки проекта отвода земельного участка для альтернативной автодороги в ОМТП, но и аналогичных процессов по строительству проектной Объездной автодороги и неотложных ремонтных работ по укреплению дамбы Хаджибейского лимана. Чтобы транспорт имел свободный доступ в порт, нужно построить не одну, а две дороги, еще и дамбу отремонтировать.
Будет ли бесплатный проезд в порт?
Вмешательство Президента создало большой дискурс вокруг этого вопроса. Вот только заявления некоторых официальных лиц заставляют усомниться в том, что участники Рабочей группы ищут эффективное решение, а не пытаются заговорить его до очередной смены власти.
Так, например, в конце сентября 2019 заместитель одесского городского головы Петр Рябоконь на брифинге заявил, что «Рабочая группа Одесского городского совета поможет АМПУ доработать схему движения большегрузного транспорта в Одесский порт и из него в объезд площадки частной компании «Евротерминал». И «Евротерминал», и АМПУ фактически являются монополистами, — заявил Рябоконь.- Они обладают монопольным правом на въезд в порт, на доступ к сухогрузам, танкерам и так далее. То есть каждый монополист построит свой путь. Более того, Администрация морских портов заявила, что это будет дорога специального назначения, только для проезда большегрузного транспорта в порт. Естественно, она не будет бесплатной».
В ноябре глава АМПУ Райвис Вецкаганс в одной из статей заявил о платном характере альтернативной автодороги к ОМТП: «Бесплатный сыр бывает только в мышеловке (...) Наши клиенты — портовые стивидоры, которые используют нашу инфраструктуру. В перспективе мы должны выйти на то, что именно они покрывают расходы, связанные с содержанием эстакады (действующее эстакада порта) и новой дороги, которая будет от Объездной дороги к эстакаде. То есть это все должно ложиться на себестоимость портовых операторов, а они это будут учитывать в своих услугах. Это мировая практика».
В итоге можно резюмировать, что пока двигателем на пути к решению этого вопроса является экспедиторское сообщество и стивидоры.
А вот цитаты официальных лиц не добавляют оптимизма представителям бизнеса в вопросе быстрого, эффективного и главное справедливого решения проблемы беспрепятственного доступа на территорию ОМТП для грузового транспорта.
© 2005—2024 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2024 S&A design team / 0.034Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |