Похоже, сколько существует человечество, осознавшее себя как общество, наделенное разумом, столько и существует проблема фальсификации лекарств. Еженедельник «Аптека», к примеру, в 2000 г. сообщал, что в документах IV ст. до н.э. упоминается об опасности фальсифицированных лекарств для здоровья человека, а в I ст. н. э. об этом же предупреждал древнеримский врач Диоскорид, он также советовал, как такие лекарства можно выявить.
Трудно сказать, какие наказания к фальсификаторам лекарств применялись тогда, но вот что можно узнать о более близких нам временах и людях: «Одесский окружной суд по делу о фальсификации фармацевтических препаратов приговорил двух подсудимых к арестантским ротам на 3 года 3 месяца, 3 — на 2 года 3 месяца, 4 — на 1 год, 2 — к тюремному заключенiю, трое оправданы» («Практический Врач», 1910 г.). «Такими сроками одесситов не напугаешь, — иронизирует автор журнала «Провизор» (2000 г.) Н. П. Аржанов, — и Молдаванка с Пересыпью продолжали пополнять сообщениями о фальсификациях ЛС (лекарственных средств — М. Ж.) рубрику уголовной хроники». О чем и поведало еще одно издание того же 1910 года («Жизнь Фармацевта»): «В Одессе открыта новая «фабрика медикаментов», принадлежащая г. Сейбелю. Найдено много поддельных патентованных средств».
Та же «Жизнь Фармацевта» в следующем году рассказывала, что в Одессе «властями в некоторых аптеках обнаружены поддельные французскiя слабительные лепешки. Лепешки изготовлялись в кондитерской по заказу аптеки Гельфана, причем на каждой коробке имелся штемпель «Раris». Эти лепешки найдены, между прочим, при обыске и в крупнейшей в городе аптеке г.г. Гаевского и Поповского».
Безусловно, такое уголовно наказуемое жульничество процветало не только в Одессе, о чем рассказывается в первом (!) выпуске (2007 г.) «Довiдника фальсифiкованих лiкарських засобiв, виявлених на територiї України», где размещены и статьи из специализированных изданий. И, очевидно, процветает сегодня, коль в последние годы так стремительно, судя по темпам в нашем городе, росло количество аптек. Да и, наверное, не мне одной довелось видеть (не так давно), как в какую-нибудь аптеку заходил бравый парень с большой сумкой наперевес и с вопросом к аптекарям: «Лекарства нужны?»
Не пойман — не вор, говорят. Но вы видели, слышали, чтобы у нас кто-то из таких «воров» здоровья людей был пойман, наказан?.. Хотя вопросы фальсификации лекарств, по мнению авторов «Фармацевтичного журналу» (2002 г.), очень активно обсуждались и в зарубежной, и в украинской медицинской и фармацевтической практике, и более 80% экспертов считали «проблему пiдробки лiкiв серйозною загрозою у майбутньому».
В Украине до создания системы контроля качества лекарственных средств, сообщается в том же «Довiднику...», не было выявлено фальсифицированных лекарственных средств. Только в 1999 году впервые появилась информация о подделке некоторых лекарств. И если в 2000 г. таких серий лекарств было выявлено 17, то уже в 2005-м — 96.
Можно еще много приводить примеров, но... «шкода часу i атласу». И, думается, понятно, почему в заголовке этих заметок стоит вопросительный знак. Однако возрадуемся, что Верховна Рада все-таки приняла закон «О внесении изменений в Уголовный кодекс Украины относительно ответственности за фальсификацию лекарственных средств или оборот фальсифицированных лекарственных средств».
Вносятся изменения в ст. 321 — 1 Уголовного кодекса. Лишение свободы на срок от 5 до 8 лет — наказание за изготовление, приобретение, перевозку, пересылку, хранение с целью сбыта или сбыт заведомо фальсифицированных лекарств. Наказание, как видим, ужесточено: прежде за такие деяния предусматривался срок от 3 до 5 лет.
Если же выше означенные криминальные действия совершаются повторно или по сговору группой лиц либо служебным лицом, медицинским или фармацевтическим работником, либо путем масштабного распространения (к примеру, через интернет), или в крупных размерах, то грозит лишение свободы от 8 до 10 лет с конфискацией имущества. Прежде — от 5 до 8 лет и также с конфискацией имущества.
Пожизненный срок заключения с конфискацией имущества предусмотрен, если такие действия стали причиной смерти человека или иных тяжких последствий, либо будут совершены в особо крупных размерах. Прежнее законодательство за такие действия предусматривало лишение свободы от 8 до 10 лет или пожизненный срок с конфискацией имущества.
Интересно, что ВОЗ (Всемирная организация здравоохранения) на проблему фальсификации лекарств впервые обратила внимание... в 1987 году. Когда фальсифицированные препараты начали появляться в развитых странах. Так что прислушайтесь хотя бы к парочке советов от того же «Довiдника...»: лекарства «необходимо покупать в аптеках, а не на рынках, с рук, даже у врачей и медсестер...» (да простят мне эту цитату добросовестные, добропорядочные служители медицины, коих абсолютное большинство — автор). Обратите внимание еще: «подозрительно низкая цена может быть признаком подделки».
Словом, на законодательство и новые инициативы депутатов надейся, но и сам не плошай. И эти заметки, уважаемые читатели, не следует воспринимать как желание пишущего запугать вас, очернить действительность. Все мы знаем, что выпало нам непростое время, но жизнь продолжается. Выживаем вместе: наше «оружие» — здравый смысл, трезвый взгляд на события, дабы не позволять всяческого рода мошенникам обмишуривать нас.
© 2005—2024 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2024 S&A design team / 0.004Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |