Который день спасатели разбирают завалы на пожарище, которое еще неделю назад было одесским колледжем экономики, права и гостинично-ресторанного бизнеса. И все это время здесь находятся родственники студентов и сотрудников других учреждений, не вышедших на связь с начала пожара. Вместе с ними весь город с замиранием сердца следит за работой пожарных и спасателей, надеясь на то, что там, под завалами, остался кто-то живой, хотя все мы понимаем, что в таком пекле выжить невозможно.
Шестнадцать человек уже никогда не откроют дверь своего дома, не обнимут детей, родителей, не зайдут в аудитории и офисы.
Невозможно представить состояние родителей, которые услышали от ушедшего буквально час-два назад на занятие ребенка: «Мама, я задыхаюсь... Мама, я тебя люблю...». Дай Бог, им силы и мужества пережить это горе...
В момент пожара в здании на Троицкой, 25 находилось около 400 человек, в том числе 176 студентов и 35 преподавателей колледжа экономики. Большинство успели выйти на улицу, 40 человек спасены пожарными. 32 человека были госпитализированы с травмами, ожогами и отравлением продуктами горения. Среди них спасатель Сергей Шатохин, который сорвался с пожарной лестницы, когда на него упала выпрыгнувшая с верхнего этажа девушка. Спасатель умер в больнице, не приходя в сознание. Четверых пожарных завалило при обрушении лестницы. Многие студенты обязаны жизнью своей преподавательнице Анне Бортюк, которая выводила детей из заполненных дымом аудиторий, а сама так и не успела выйти из горящего здания.
Судьба четырех человек неизвестна, в том числе — директора Института морской биологии НАН Украины профессора Бориса Александрова и ученого секретаря этого же института Галины Иванович. К слову, Институту морской биологии нанесен огромный ущерб — уничтожены научная библиотека, лабораторное оборудование, исследовательские образцы и научные коллекции.
...Пожар, начавшийся 5 декабря в 10 утра, удалось локализовать только во второй половине следующего дня, но спасатели еще несколько часов не могли зайти в здание для поиска оставшихся там людей: внутренние конструкции и крыша обвалились, прочность оставшихся внешних стен и внутреннего флигеля вызывала опасения. С помощью 80-метрового крана в здание через крышу спустились сотрудники специального отряда спасательно-поисковой службы ГСЧС, прилетевшего из Киева (в его составе находятся и кинологи с собаками) со специальным снаряжением для прохода сквозь завалы. Разборка завалов и поиски пострадавших продолжаются...
По предварительным данным ГСЧС, пожар в колледже экономики начался на третьем этаже — в кабинете заведующей, скорее всего, из-за неисправного удлинителя. Однако полиция не исключает и поджог. Быстрому распространению огня в здании 1914 года постройки способствовали конструкции и перекрытия, выполненные из дерева и камыша.
Как рассказывают очевидцы, в экономическом колледже во время пожара не прозвучало сигнала тревоги, многие ученики не сразу узнали о пожаре: кто-то успел выбежать на улицу, кого-то вывели пожарные или спасли с помощью лестницы, а кто-то остался заблокированным в охваченном огнем здании.
Полиция открыла уголовное производство по ч. 2 ст. 270 УК Украины — нарушение требований пожарной безопасности. По этому делу допрошено более 150 человек, назначено два десятка судебных экспертиз. Как сообщил начальник следственного управления ГУНП в Одесской области Сергей Шайхет, уже установлены двое подозреваемых в нарушении требований пожарной безопасности в сгоревшем доме, соответствующие уведомления им будут вручены после согласования в прокуратуре.
5 и 6 декабря в Одесской области был объявлен траур, в воскресенье, 8 декабря, приспустили флаги по всей Украине. Двух пострадавших — студентку колледжа Ксению Бабенко, которая выпрыгнула из окна верхнего этажа, и преподавательницу Анну Бортюк, задохнувшуюся в ядовитом дыму, похоронили...
Студенты экономического колледжа продолжат занятия в учебном корпусе на ул. Героев Крут, 19 и в аудиториях Одесского финансово-экономического колледжа Киевского национального торгово-экономического университета.
Пожар на ул. Троицкой, по словам спасателей, — один из самых масштабных пожаров в Одессе за последние несколько лет. Еще свежи в памяти одесситов трагические события в детском оздоровительном лагере «Виктория», психиатрической больнице и гостинице «Токио Стар», где тоже пострадали люди. Как и в предыдущих случаях, одесситы увидели героизм, отзывчивость, стремление помочь одних и халатность, нерадивость и разгильдяйство других.
Почему в миллионном городе, где возводятся многоэтажные дома в 16—20 этажей, до сих пор у спасателей нет высотных лестниц, пожарных батутов или хотя бы брезентовых тентов, не говоря уже о специальных рукавах, с помощью которых можно было бы спасать людей из окон высоких этажей? О пожарных вертолетах МЧСники тоже могут только мечтать. Как сказал один из спасателей, пожарные батуты, рукава и вертолеты он видел только в американских фильмах. В XXI веке украинским пожарным такие спецсредства спасения людей, по словам начальника ГСЧС в Одесской области Виктора Федорчака, «не положены штатными документами». Так, может быть, эти «штатные документы» устарели, и их нужно пересмотреть, ведь пожары случаются не только в одноэтажных зданиях, но и в высотных домах. Похоже, государственные мужи считают, что мужество и героизм заменят пожарным спецоборудование и экипировку. Так, по данным портала Prozorro, в течение нынешнего года областным управлением ГСЧС были закуплены 74 пары защитных рукавиц на 39 тыс. грн., 2 пожарных ствола и 25 рукавов, на что потратили 55 тыс. грн., приобретены 49 пар резиновых сапог и 27 касок. Последний раз спецодежду пожарным покупали два года назад. Зато на бумажную продукцию потратили 25 тыс. грн., на вертикальные шторы в прошлом году — 47 тыс. грн.
Почему в многонаселенном доме-муравейнике, с камышовыми перекрытиями и деревянными балками, где расположены 19 учреждений (в 70-х годах в этом доме, с входом со стороны ул. Пушкинской, находилась и редакция «Вечерней Одессы»), не была установлена система пожарной сигнализации и пожаротушения? Ответ лежит на поверхности: государство финансирует учреждения образования и культуры по остаточному принципу (три года администрация колледжа выпрашивала у Министерства образования деньги хотя бы на минимальный ремонт). А государственной службе по ЧС, похоже, штрафы важнее, чем безопасность. Этому подтверждение — ситуация с тем же экономическим колледжем: в 2014 году проверяющие обнаружили, что в учебном заведении отсутствует пожарная сигнализация, нет информации о пожарных выходах, а стены оклеены пластиковыми панелями. Директора оштрафовали, выдали предписание об устранении нарушений, и больше старый дом пожарных инспекторов не интересовал. Они даже не проверили, выполнены ли их требования. «Мы не обязаны проверять исполнение предписания», — заявил начальник областного управления службы ГСЧС Виктор Федорчак на заседании областной комиссии по чрезвычайным ситуациям. Спустя пять лет эта небрежность в работе (или преступная халатность?) обернулась страшной трагедией... По сути, трагедия на Троицкой — это диагноз всей системы украинской противопожарной безопасности.
Почему в учебных заведениях забыта практика проведения учений по пожарной безопасности? Почему колледж экономики годами получал разрешение на учебный процесс, невзирая на то, что электрическая проводка там не менялась с 1966 года? Почему сразу же после сигнала о пожаре не расчистили подъезды к зданию, забитые припаркованными машинами? Как в будущем избежать подобных трагедий, ведь многие здания в центре Одессы, построенные, как и дом на ул. Троицкой, 25, с использованием дерева и камыша, уже давно не отвечают требованиям пожарной безопасности? Доколе пожарные инспектора будут практиковать «договорняки» с администрацией проверяемого объекта вместо выполнения своих профессиональных обязанностей? И еще десятки вопросов, ответы на которые, надеемся, должно дать расследование этой ужасной трагедии.
Как всегда в подобных случаях, созданы специальные комиссии по расследованию случившегося — областная, государственная. По словам премьер-министра Алексея Гончарука, комиссия, созданная по поручению Президента, должна до 20 декабря отчитаться о результатах. Как водится, ГСЧС Украины поручено «провести внеочередные проверки состояния противопожарной безопасности на объектах повышенного риска, где пребывает большое количество людей». Председатель ОГА Максим Куцый также дал поручение провести срочную проверку соблюдения правил противопожарной безопасности во всех учебных заведениях области. Помнится, такие поручения были даны Президентом и губернатором Одесской области после пожара в «Токио Стар». Что ж получается, колледж экономики не вошел в этот список? И не будет ли очередная «внеочередная проверка» такой же формальной, как и предыдущие? Обнадеживает, что правительство собирается пересмотреть оснащение спасательных подразделений, служб быстрого реагирования и медицины катастроф.
И еще один момент хотелось бы отметить. Трагедию на Троицкой переживают и обсуждают, практически, все жители Одессы. Социальные сети и СМИ рассказывают об одесситах, которые приходили к месту трагедии, чтобы помочь пожарным, приносили одеяла, еду и горячие напитки спасателям и родственникам, которые все это время проводили у пожарища, дожидаясь весточки о своих близких. Сотни горожан сдавали кровь для пострадавших, близлежащие кафе и рестораны бесплатно кормили медиков и пожарных, отели и хостелы предоставили помещения для родственников пострадавших и спасателей... Отличился на пожаре и сотрудник «Горзелентреста» Александр Трандафир. Он единственный, кто заехал на автовышке во двор пылающего здания и, не имея спецподготовки, спецсредств, рискуя жизнью, спас несколько человек.
Но были и другие — ворующие вещи из припаркованных автомомобилей, распускающие нелепые слухи, провоцирующие и просто пиарящиеся на несчастье. Зачем нужно было устраивать акцию протеста на месте трагедии, не дожидаясь окончания спасательных работ и расследования причин пожара, на глазах безутешных родителей? Как расценить слухи о чуть ли не вселенском заговоре против спасателей, наподобие того, что мэрия якобы выжила членов областной организации «Красный Крест» с места трагедии на Троицкой. Как рассказал руководитель организации Евгений Жариков, в соответствии с регламентом члены «Красного Креста» могут оставаться на месте происшествия 2—3 дня, после чего передают полномочия другим организациям.
...Последняя информация. В ночь с воскресенья на понедельник спасатели обнаружили еще два тела. Остается неизвестной судьба четырех человек.
© 2005—2024 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2024 S&A design team / 0.013Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |