ІА «Контекст Причорномор'я»
Одеса  >  Моніторинги
Перформанс в оранжерее
17.12.2019 / Газета: Вечерняя Одесса / № 143(10843) / Тираж: 10407

Президент фон Вальтер (Яков Кучеревский) и Луиза (Мальвина Хачатрян)

Новый спектакль Одесского украинского музыкально-драматического театра имени Василя Василько — вариация на классическую тему, но с креном в злободневность.

Главный режиссер театра Иван Урывский поставил трагедию Фридриха Шиллера «Коварство и любовь» (перевод на украинский язык с немецкого сделан Юрием Назаренко), ему талантливо подыграли художница Алина Гайворонская и балетмейстер Павел Ивлюшкин. И не надо было быть большим пророком, чтобы предсказать: если под монотонную музыку персонажи будут медленно-медленно выплывать на сцену в клубах дыма, то драма уступит место эстетике перформанса, который хорош как разовое мероприятие, но тиражирование грозит его создателям досадными самоповторами...

Вместо немецкой мещанской среды века восемнадцатого — жутковатая оранжерея, где растут с виду аппетитные лимоны, но ухаживающие за деревцами в кадках люди явно надышались дихлофоса или еще какой гадости. Идет постоянное опрыскивание деревцев и даже персонажей, вроде леди Мильфорд (Ольга Петровская), которая и появляется-то на сцене, выдергивая босые ножки из кадки с землей. Пытаются «прижиться» в таких же кадках и влюбленные, Луиза с Фердинандом (Мальвина Хачатрян и Михаил Дадалев), но тщетно, а лимон, в который они вонзят зубы, словно в запретный плод, будет отнят юрким Вурмом (Владимир Романко), этим зловещим червем, который, как известно, питается землей, а в финале просто ест ее горстями из кадки, — не так ли мечтают нажиться на продаже земли современные властители? Но сначала, как в спектакле, должны издохнуть от скверной экосистемы (усиленной щепоткою коварства) все обитатели данной земли...

Режиссерская работа со стихиями — всегда интересна. Напомним работы Евгения Лавренчука с потопом на сцене театра русской драмы («Танахшпиль») и с порывами ветра в опере (недавняя постановка «Травиаты»). Здесь, в «Коварстве и любви», стихия земли, почвы, грязи предстает во всем разнообразии. Коварство Вурма, в ряде сцен вымазанного в земле с ног до головы, налицо. Но где же любовь? В нее с трудом верится, молодые артисты нечто протанцовывают, с гримасами лакомятся ядовитым лимоном, и даже сцена компрометирующего письма Луизы решена с привлечением служебных персонажей в респираторах, что-то они там химичат с шестами, выводя неразборчивые надписи на стене («мене, текел, упарсин»?). Бог с ней, с любовью, раз режиссер последовательно настаивает в ряде спектаклей на метафоре «проклятой» земли. На отравленной почве ничего путного не взойдет, и мутировавших влюбленных не жалко.

Сочувствие вызывают в исполнении артистов среднего поколения вышеупомянутая леди Мильфорд и отец Луизы, неприкаянный музыкант Миллер (Игорь Геращенко), жалующийся залу: «У кого народилася вродлива дочка, то не інакше, як сам чорт рук доклав...».

Фрау Миллер на эти обвинения ничего не ответит, ибо в данной версии мы ее не найдем, роль сокращена за ненадобностью (это столь сильная личность, что рамки перформанса ей тесны). Зато, казалось бы, отрицательный герой, президент фон Вальтер (Яков Кучеревский), вызывает невольное восхищение. Как такой роскошный хищник мог произвести на свет хлюпика Фердинанда, не решающегося перечить отцу? Экология... Прямо на глазах сынка фон Вальтер властно притягивает к себе Луизу, с наслаждением вдыхает запах ее волос, гладит по плечам и даже лезет под юбку, а Фердинанд в ответ может лишь нерешительно метаться, издавая толерантный писк... Так что акценты существенно смещаются, на что, конечно, создатели спектакля имеют право. К сожалению, это прощальная работа Кучеревского на данной сцене — не рано ли разбрасываемся талантами?

Отдельное спасибо театру за то, что спектакль одноактный (а в перформансах антрактов и не бывает), — дыма со сцены в зал идет невероятное количество, а зрителям, в отличие от артистов, респираторов не выдают... И все же хорошо, если мы с вами в результате такого зрелища задумаемся пусть не о любви, но о земле под ногами, с которой, право же, делаем порой немыслимые вещи.

Автор: Мария Гудыма


© 2005—2024 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
© 2005—2024 S&A design team / 0.010
Перейти на повну версію сайту